Главная » Санкт-Петербургский вестник высшей школы » Ректорская практика » Преемственность — в совместной работе разных поколений

Преемственность — в совместной работе разных поколений

Источник фото: © ПРЕСС-СЛУЖБА ЛЭТИ
Виктор Николаевич Шелудько, ректор Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина) (СПбГЭТУ «ЛЭТИ») о преемственности научно-образовательных школ, последних разработках вузовской науки и технологическом развитии Санкт-Петербурга.
 
— Виктор Николаевич, 15 июня ЛЭТИ — старейший электротехнический вуз Европы — отметил 137-й день рождения. Как вузу в современных условиях поддерживать традиции, чтобы, с одной стороны, не стать мемориалом, а с другой — не оторваться от корней?
— В любое время, что в советское, что в современных условиях основу развития университета составляет преемственность научно-образовательных школ. В таких коллективах авторитетные ученые и студенты, аспиранты и молодежь вместе решают проблемы, находят оригинальные ответы на актуальные вопросы, создают неповторимую творческую атмосферу. Молодежь не позволяет старшему поколению «забронзоветь», а живое общение с профессорами обеспечивает преемственность, в том числе и с содержательной стороны. Выдающийся российский и советский физик, академик, лауреат Нобелевской премии по физике Жорес Алфёров, который закончил ЛЭТИ в 1952 году, в 1970 году защитил докторскую диссертацию по разработке полупроводниковых гетероструктур и приборов на их основе, создав тем самым новое направление в физике полупроводников, в 2000 году за эти исследования получил Нобелевскую премию по физике. Очень поучительны в этом смысле его воспоминания, рекомендую почитать. А наногетероструктурная полупроводниковая электроника, основанная Жоресом Ивановичем, сегодня является базой для создания нового класса приборов, развития радиофотоники, создания компонентов для квантовых вычислений и коммуникаций, обеспечивающих в том числе быструю и надежную связь. Это направление — одно из главных в нашей программе развития в рамках проекта «Приоритет 2030».
 
— То есть мы говорим о преемственности научной и образовательной школы?
— На мой взгляд, преемственность и заключается в совместной работе исследователей разных поколений. У высших учебных заведений есть неоспоримое преимущество перед другими организациями, занятыми в сфере науки: у нас есть постоянный приток молодежи, которую мы привлекаем в исследования, прививаем ей любовь к научному творчеству, в том числе в высокотехнологичных, а значит, и очень непростых для понимания областях. Мы стараемся очень бережно обращаться с этим уникальным человеческим ресурсом. Поэтому и заниматься начинаем со школьниками не только выпускных, но и более ранних классов, приглашаем ребят на практики, организуем для них олимпиады, конференции и современные экшены, как говорит молодежь, например, квесты и так далее. Создаем возможности для студентов заниматься практической деятельностью, открываем рабочие места в лабораториях. Несколько лет назад решили поэкспериментировать и основали молодежный научно-исследовательский институт (НИИ), без которого сегодня я уже представить ЛЭТИ не могу. Молодежный НИИ, в составе которого созданы лаборатории продвинутой робототехники и машинного творчества, беспилотных средств навигации и перспективной электроники и сенсорики, сегодня является неотъемлемой частью инновационной экосистемы университета. Процесс образования в университете, который включает обучение, воспитание, научную и иные составляющие, остановить невозможно, как невозможно остановить процесс выплавки металла в домне, его можно только постоянно возобновлять, и преемственность является естественной основой этого процесса.
 
— Вы уже упомянули программу стратегического академического лидерства «Приоритет 2030». Она дает университетам многое, но и требует многого. Почему ЛЭТИ важно участие в этой программе?
— Программа «Приоритет 2030» — это определенный вызов для команды университета, стресс-тест, пройдя через который, коллектив в результате получит новые компетенции.
В ЛЭТИ всегда большое значение уделялось планам развития. Одной из первых была программа развития, разработанная в начале 2000-х годов, затем университет стал участником нескольких российских мегапроектов: Инновационного образовательного проекта, Проекта повышения конкурентоспособности российских университетов «5–100», программы «Приоритет 2030». Любое развитие требует ресурсов, в том числе финансовых. Программа «Приоритет 2030» такие ресурсы дает. У вуза есть несколько сценариев развития в зависимости от различных обстоятельств. Еще до начала конкурса стратегического академического лидерства (так изначально позиционировалась программа «Приоритет 2030») мы определили ключевые направления, которые соответствуют приоритетам стратегического развития России и в которых у нас имеются научно-образовательные школы, определили стратегических партнеров и наметили дорожные карты развития этих направлений. Поэтому вопрос освоения денег не стоит, с генерацией идей тоже всё в порядке, площадки мы начали создавать значительно раньше. Для поддержки исследований и разработок в университете планомерно создается сеть инфраструктурных объектов, которые должны обеспечить повышение эффективности использования парка научного оборудования на принципах центров коллективного пользования. Несколько лет назад мы начали строительство безэховой камеры, которая необходима для проверки различных телекоммуникационных и радиотехнических систем. В начале этого года мы закончили аттестацию этой камеры в диапазоне до 40 ГГц и теперь можем проводить соответствующие работы, в том числе оказывать услуги сторонним организациям. У нас есть уникальный технологический комплекс с чистыми производственными помещениями класса 100 и различным современным оборудованием. Уже в ходе реализации программы «Приоритет 2030» созданы совместные научно-технологические структуры со стратегическими партнерами.
 
— Какие из результатов в области научных исследований и разработок вы считаете наиболее важными?
— Особенность нынешнего времени заключается в том, что вузы, в том числе и ЛЭТИ, наряду с фундаментальными и прикладными исследованиями заинтересованы в создании в своем составе подразделений, максимально приближенных к конечному потребителю или конечному производителю. Это важно и с точки зрения преодоления разрыва между исследованиями и разработками и внедрением их в производство, и с точки зрения обеспечения проектного принципа в образовании. Для нас такими примерами являются созданные в университете совместные лаборатории, конструкторские бюро и центры по беспилотникам, силовой электронике, электроинжинирингу и по другим актуальным направлениям.
В качестве примеров наших наиболее важных разработок можно упомянуть следующие: формирование фотонной схемы в гибридном исполнении с переходом к интегральному варианту на основе полупроводниковых гетероструктур на основе соединений А3В5; создание компонентов прототипа базовой станции сети 5G/IMT—2020 и разработку ее структурных блоков; радиолокационный комплекс для обнаружения и распознавания беспилотных летательных аппаратов. Мы разработали систему контроля функциональной готовности человека, позволяющую в реальном времени проводить оценку его психофизиологического состояния. Совместная с медиками разработка — онкоробот, роботизированный комплекс для интраоперационной лучевой терапии рака. Наши ученые предложили методику диагностики и изготовили действующий макет малогабаритного портативного рентгеновского аппарата, который позволяет оперативно диагностировать боевые травмы прямо в полевых госпиталях.
 
— Какие научные проекты вуза вы бы назвали наиболее важными для развития науки?
— Важнейшим для нас является стратегический проект «Новые электронные компоненты и устройства для сверхбыстрых и интеллектуальных информационных систем», направленный на создание компонентной базы микроволновых монолитных интегральных схем (ММИС) и фотонных интегральных схем (ФИС) на новых физических принципах с использованием новых материалов. Выполнение проекта уже сейчас позволяет реализовывать совместно с партнерами ряд научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, объем которых превышает 100 млн рублей. Выход на контрактное производство ФИС не только обеспечит внедрение в Российской Федерации прорывных научных разработок, но и позволит достичь высокого экономического эффекта за счет перехода на новейшую отечественную электронную компонентную базу, обладающую рабочими параметрами мирового уровня.
Трудности в основном возникают в связи с резким и иногда непрогнозируемым изменением внешних условий, на которые надо реагировать быстро и нестандартно. Конечно, главный вопрос развития науки, научных направлений и научно-исследовательских, технологических и инновационных проектов — это кадры. Но здесь мы тоже начали действовать задолго до «Приоритета»: в 2019 году возобновили докторантуру в ЛЭТИ, и уже в прошлом году семь наших сотрудников защитили докторские диссертации, одна из них (работа Натальи Владимировны Андреевой, посвященная исследованиям физико-технологических основ мемристивных нанослоевых композиций для аналоговых нейроморфных электронных систем) была признана лучшей в 2022 году докторской диссертацией в России. За три последних года мы в три раза увеличили набор в аспирантуру, продолжим увеличение в этом и последующих годах.
 
— «Приоритет 2030» предполагает партнерские проекты и с вузами, и с предприятиями.
— Для решения задач стратегического проекта созданы консорциумы, в которые входят СПбГЭТУ «ЛЭТИ», Физико-технический институт имени А. Ф. Иоффе (ФТИ им. А. Ф. Иоффе), Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики, Институт химии силикатов им. И. В. Гребенщикова РАН, Научно-технологический центр микроэлектроники и субмикронных гетероструктур РАН и ряд других организаций. Целью формирования консорциумов является проведение совместных, взаимодополняющих исследований в области электроники, обеспечение совместного использования оборудования и инфраструктуры, создание условий для реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся в организациях-участниках консорциума.
Для ускорения вывода на рынок разработок в области проектирования и производства фотонных интегральных схем заключен договор между СПбГЭТУ «ЛЭТИ» и ФТИ им. А. Ф. Иоффе о создании и совместной эксплуатации «Центра технологических разработок ММИС и ФИС». В перспективе к 2030 году центр планирует реализовать схему контрактного производства интегральной электроники и фотоники по базовой технологии A3B5 с привлечением индустриальных партнеров АО «ОКБ Планета» и научно-производственного предприятия «Инжект».
 
— Вы и ваш коллектив участвовали в создании Концепции научно-технологического развития Петербурга на период до 2030 года. Как движется эта работа? Согласно концепции?
— В соответствии с решением Научно-технического совета при губернаторе Санкт-Петербурга Комитету по науке и высшей школе совместно с ЛЭТИ было поручено организовать разработку Концепции научно-технологического и инновационного развития города на период до 2030 года. Это было трудное, но и очень интересное поручение. К разработке было привлечено более 100 научных, образовательных, промышленных, общественных и других организаций города, работа стартовала в феврале и была закончена в ноябре 2020 года, когда мы все столкнулись с ковидом и совершенно новыми для всех нас трудностями. Документ получился деловым, в нем было заложено много актуальных и полезных идей. Так, например, город активно поддерживает разработку, апробацию и продвижение программ развития университетов, не вошедших в число участников программы «Приоритет 2030», это получило название региональной лиги, работу организует Корпоративный университет Санкт-Петербурга. Сейчас идет очередной этап программы подготовки команд инженерно-технических вузов и колледжей для разработки и реализации стратегических инициатив в приоритетных для Санкт-Петербурга направлениях экономической специализации. Городские власти поддерживают молодежь, занимающуюся научными исследованиями, с 2021 года появилась региональная составляющая Российского научного фонда, что увеличило возможности поддержки научных коллективов, решающих проблемы в интересах города. Активно ведется подготовка ключевых исследователей, развиваются и другие проекты, поэтому, действительно, идет реализация концепции.
 
— Началась приемная кампания в вузы. Какие направления были самыми востребованными среди ваших абитуриентов 2022 года? По вашим оценкам, изменятся ли предпочтения в текущем году?
— Наиболее востребованными у абитуриентов традиционно остаются направления «Реклама и связи с общественностью», «Информатика и вычислительная техника», «Информационные системы и технологии», «Прикладная математика».
В университете стабильно ведется работа по увеличению контингента обучающихся, в первую очередь по инженерным направлениям. При этом высокий средний балл ЕГЭ свидетельствует о поддержании значительной конкурентности на входе за счет целенаправленной профориентационной работы в регионах и с ключевыми индустриальными партнерами. Образование в ЛЭТИ строится на базе научных результатов по приоритетным направлениям и нацелено на максимальное раскрытие потенциала каждого обучающегося. При этом применяются новые технологии инженерного образования, развития инженерного мышления, разработаны инструменты индивидуализированного высококачественного адаптивного обучения.
Для привлечения ориентированных на инженерию абитуриентов создана и развивается система поиска и привлечения талантливых школьников. Работа ведется через такие новые форматы взаимодействия со школьниками, как создание инженерных классов и лабораторий в STEM-направлениях, включая физику и математику, через развитие дизайн-мышления. В фокусе нашего внимания колледжи, Инженерно-технологическая школа № 777, детские технопарки «Кванториум», Центр образования «Кудрово» и другие образовательные организации.
 
— В задачах ректора, помимо стратегических научных проектов, вполне земные дела: ремонты, общежития, оснащение учебных аудиторий и так далее. Какие проекты в этой сфере реализуются и планируются?
— Одной из важных для университета задач я считаю создание условий по переходу от университета со стандартными характеристиками кампуса к университету открытых пространств, преобразование самого кампуса в цифровое саморазвивающееся, постоянно обновляющееся образовательное пространство, функционирующее по системе 24/7. Реализация этой политики обеспечит возможность получения знаний и информации в любом месте университетского кампуса, в любое время суток и на разных языках. Для этого запланированы модернизация территории кампуса и инфраструктуры под требования современных образовательных технологий, создание комфортной среды для обучения и работы, увеличение общей площади кампуса.
В наших планах строительство нового учебного корпуса общей площадью более 20 000 кв. м, строительство нового общежития на 324 места, развитие инфраструктуры для отдыха, включая развитие наших загородных баз как центров здоровья и отдыха.
На площадях одного из наших новых общежитий создан Арт-кластер, функционирующий как молодежный центр с широкими возможностями для реализации творческого и интеллектуального потенциала студентов, для организации их досуга.
Мы организуем новые популярные спортивные секции, внедряем комплекс ГТО, создаем спортивные площадки на территории кампуса и видим, что уже сейчас у нас растет доля тех, кто систематически занимается физической культурой и спортом.
 
— Есть, на ваш взгляд, какие-то специальные «ректорские» знания и умения, без которых не получится руководить большим и сложным коллективом?
— Главное в работе ректора — организовать устойчивое и эффективное функционирование университета, действовать на опережение. Удержаться на фронтире и развивать востребованные направления возможно только эффективно распоряжаясь человеческим капиталом, наращивая и развивая кадровый потенциал вуза. Конечно, ректору нужны соответствующие знания и умения, но важно и чувствовать свою правоту, делать на ее основе правильный выбор. Мы делаем ставку на молодежь с опорой на опыт ведущих ученых университета. Считаю, что ответственность является главным качеством руководителя, она должна быть, что называется, в крови. Мы берем на себя ответственность за судьбы людей, судьбу страны, ее будущее. Мне это качество привили родители, укрепил родной университет, учителя. Рассчитываю, что у меня с командой всё получится.
 
Беседовал Геннадий Коломенский
 
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. 6 (194) ИЮНЬ 2023