Главная » Санкт-Петербургский вестник высшей школы » Ректорская практика » Миссия художественно-промышленного образования: от традиций и наследия к развитию и инновациям

Миссия художественно-промышленного образования: от традиций и наследия к развитию и инновациям

Источник фото: © ПРЕСС-СЛУЖБА АКАДЕМИИ ШТИГЛИЦА

Ректор Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица (СПГХПА им. А. Л. Штиглица) Анна Николаевна Кислицына о вузе в преддверии 150-летия.

— АКАДЕМИЯ ШТИГЛИЦА — ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ ВУЗ: В ЧЕМ СПЕЦИФИКА, КОГО ЗДЕСЬ ГОТОВЯТ?
— Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица, основанная в 1876 году и по праву считающаяся alma mater российского дизайна, ориентирована на всестороннее развитие внутрироссийских и международных связей в сфере профессионального дизайн-образования, включенность в реализацию национальных проектов и решение задач реального сектора экономики, интеграцию с индустриальными партнерами.
Деятельность академии базируется на полуторавековом опыте художественно-промышленного образования в России. Фундамент — художественное и культурное наследие, достижения промышленного дизайна. Цель — повышение конкурентоспособности отечественной продукции, внедрение инноваций для формирования компетенций дизайнеров и художников, востребованных на рынке труда, ориентация на создание благоприятных условий для трансляции знаний и опыта новым поколениям, развитие талантов и предпринимательской инициативы молодежи, обеспечение непрерывного образования для повышения уровня творческого потенциала нации и использование человеческого капитала на благо общего прогресса. Одной из основных задач образовательной деятельности академии является практическая подготовка в течение всего периода обучения: каждый семестр студенты выполняют проекты в материале (макеты, промышленные образцы, произведения декоративно-прикладного искусства и другое), формируют технические задания для проектов, учатся решать реальные производственные задачи, выстраивать план работы и взаимодействовать со специалистами. Таким примером может стать взаимодействие с «Пассажир¬автотрансом», когда губернатором Санкт-Петербурга Александром Бегловым был дан старт конкурсу по дизайн-проекту петербургского автобуса нового поколения. В рамках конкурса учреждены три номинации: экстерьер, интерьер и рабочее место водителя автобуса. Результаты конкурса будут подведены в мае 2024 г. на V Международном транспортном фестивале SPBTransportFest. Лучшие из предложенных решений включат в техническое задание для реализации и поставки автобусов в Санкт-Петербург.


— ВЫ ВОЗГЛАВЛЯЕТЕ АКАДЕМИЮ ШТИГЛИЦА С 2017 ГОДА. КАК ИЗМЕНИЛСЯ ВУЗ?
— Важнейшим основанием для динамичного развития академии стала целенаправленная политика и практика последних лет, направленная на качество и результативность основных видов деятельности. В образовательной деятельности назову следующие достижения. Мы находимся в І лиге в Предметном рейтинге по 54 укрупненным группам направлений подготовки и специальностей, получена высокая оценка условий образовательной деятельности по результатам независимой экспертизы; пройден аккредитационный мониторинг; организованы новые структурные подразделения: кафедра анимации и медиадизайна, лаборатория средового проектирования «Дизайн северных территорий», лаборатория мультимедиа, лаборатория светового дизайна; открыты новые учебные программы в магистратуре: «Средовой дизайн — северные территории», «Световой дизайн», «Мойшен-дизайн». Что касается научной сферы: ежегодно проводится около 30 научно-практических конференций и круглых столов с публикацией сборников научных статей, издается рецензируемый журнал «TERRA ARTIS. Искусство и дизайн», сборник трудов молодых ученых «Ученые записки». В рамках творческой деятельности, а также общественно значимой или третьей миссии вуза реализуются проекты по грантам Президента РФ в области культуры и искусства, проводятся мероприятия, связанные с федеральными и городскими проектами в сфере популяризации науки, просвещения и культуры, арт-туризма, духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания. Обеспечено существенное увеличение совокупного дохода (более чем в два раза), укреплена материально-техническая база, разработаны и начали реализовываться проекты по сохранению нашего здания — памятника культурного наследия. В академии создан попечительский совет, продлено действие коллективного договора (на основе социального партнерства), укреплен кадровый потенциал, расширено международное сотрудничество, активизирована работа с молодежью с опорой на инициативы обучающихся. 


— ЧТО ПЛАНИРУЕТСЯ НА БЛИЖАЙШИЕ ГОДЫ?
— С участием администрации Санкт-Петербурга определены треки, по которым осуществлялось развитие и взаимодействие с регионом. Планируется проведение новой Стратегической сессии в мае 2024 года с участием правительства города, профильных комитетов, Центра стратегического развития, предприятий-партнеров, учреждений культуры и искусства. Будет создаваться рабочая группа для координации действий и мероприятий в русле новой стратегии научно-технического развития Российской Федерации и концепции научно-технического развития Санкт-Петербурга. Также мы ориентируемся на послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, в которых говорится о необходимости интеграции образования с индустрией и культурой, роста научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) для внедрения в экономику и социальную сферу.
Академия может стать ядром кластера креативной индустрии и дизайна в Санкт-Петербурге. Мы продолжаем выполнять историческую миссию Соляного городка, аккумулировавшего с XІХ века музейные и выставочные комплексы, и демонстрируем современные достижения в художественно-промышленной сфере. Главная цель немного корректируется, но суть не меняется со времен А. Л. Штиглица и М. Е. Месмахера.
Программа развития академии уже включает стратегические проекты: «Наследие и инновации — открытый интерактивный комплекс академии Штиглица» и кластер проектирования и исследований в области креативных индустрий «Дизайн и искусство».
Региональная государственная стратегия научно-технического развития, разрабатывающаяся в настоящее время в Санкт-Петербурге с участием Комитета по науке и высшей школе в рамках проекта «Экономика знаний», определит линию развития академии на ближайшие годы. Вектор определен в предшествующем периоде: усиление роли дизайна как драйвера социально-экономического, научно-технического развития, формирование дизайн-кластера в Санкт-Петербурге, развитие креативной индустрии. Здесь у нас колоссальный задел — наши достижения в области декоративно-прикладного искусства, монументально-декоративной живописи и скульптуры, станковой и книжной графики, реставрации и так далее. Наши инновации будут служить мощной основой развития академии.
В настоящий момент действует Открытая школа дизайна как основа разработки программ дополнительного образования и дополнительного профессионального образования каждой из наших инноваций. Создана демоверсия музея современного дизайна; шоурум позволяет реализовывать произведения искусства и дизайн-продукты студентов и преподавателей; планируется проведение биеннале промышленного дизайна, а также форума «Штиглиц — дизайн сегодня»; будем содействовать созданию дизайн-квартала, опираясь на наш музейный комплекс. 


— СКОРО НАЧНЕТСЯ ПРИЕМНАЯ КАМПАНИЯ. КТО СОВРЕМЕННЫЙ АБИТУРИЕНТ АКАДЕМИИ ШТИГЛИЦА?
— Традиционно в рамках приемной кампании к нам приезжают более 3 000 абитуриентов из различных регионов России.
В связи со спецификой академии к нам поступают уникальные абитуриенты — они талантливы, успешны не только в художественных дисциплинах, но и в науках, потому что для будущих специалистов сферы креативных индустрий важен аналитический подход к разработке проектов, они хорошо разбираются в современных технологиях, мотивированы, четко понимают, кем хотят стать, ведь подготовка к поступлению в художественно-промышленный вуз зачастую занимает годы. 
В свете возрастающей конкуренции среди вузов за абитуриентов найти и заинтересовать таких поступающих кажется непосильной задачей. Но в Академии Штиглица налажена система профориентационной работы, что позволяет не снижать конкурсную ситуацию и ежегодно зачислять самых успешных абитуриентов. В 2024 году была проведена олимпиада для школьников «Штиглиц — стАрт», в первом этапе которой приняли участие более 400 ребят из 23 регионов. 
Особое место в подготовке абитуриентов занимают профильные классы, открытые в рамках сетевого взаимодействия в 181 школе Центрального района Санкт-Петербурга. В 2023 году из выпускников 11-х классов в СПГХПА им. А. Л. Штиглица было зачислено 70 % из числа обучавшихся, большая часть из них поступила на бюджет. Академия активно взаимодействует и с художественными школами России: проводит выставки, мастер-классы и профориентационные встречи и консультации. 
Два раза в год в вуз приезжают делегации школьников со всей России в рамках образовательного проекта «Галерея профессий», реализуемого совместно с Международной ассоциацией педагогов-художников. Многие из участников в дальнейшем выбирают академию как основной вуз для поступления. Кроме этого, в СПГХПА им. А. Л. Штиглица организована системная, полноценная помощь детям и подросткам, обучающимся по программам дополнительного образования в академии, на всем пути выбора творческой профессии и учебного профиля: от первого интереса (программы «Академия для детей» и «Детская академия искусств и дизайна» с 4 лет) до осознанного выбора (программы подготовительных курсов по направлениям с 14 лет).


— НА КАКИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ И СПЕЦИАЛИЗАЦИИ САМЫЙ ВЫСОКИЙ КОНКУРС И С ЧЕМ ЭТО СВЯЗАНО? КУДА СЕЙЧАС СТРЕМЯТСЯ АБИТУРИЕНТЫ? 
— Сейчас наблюдаются благоприятные инвестиционные условия в промышленном секторе, связанные с реализацией инновационных проектов. Это дает существенный импульс развитию и модернизации действующих и запуску новых производств, что в свою очередь отражается на сфере промышленного дизайна и креативной индустрии в целом. Заметные и быстрые изменения рынка труда сказываются и на системе высшего образования, в частности, на изменении приоритетности специальностей для абитуриентов. 
Стратегия Академии Штиглица предполагает следование современным тенденциям и необходимость обеспечения кадрами индустрии реального сектора экономики. В связи с этим обогащаются образовательные программы, проводится интенсивная работа над совершенствованием качества художественного и дизайн-образования, основанного на историческом наследии и современных мировых тенденциях, оказывается помощь в трудоустройстве студентов, поддержка старт¬апов и самозанятости, открываются новые актуальные программы, такие как моушн-дизайн и световой дизайн.
Поступающие стремятся выбрать наиболее престижную и популярную профессию, чтобы после окончания вуза быть востребованными и высокооплачиваемыми специалистами. Наиболее популярные направления — художник анимации и компьютерной графики, графический дизайн, дизайн костюма, книжная графика. 


— КАКОЕ БУДУЩЕЕ ЖДЕТ ВЫПУСКНИКА АКАДЕМИИ ШТИГЛИЦА? КАКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ?
— Многие из них начинают работать еще будучи студентами, например, по приглашению Московского метрополитена, КАМАЗа, ПАО «Соллерс» (УАЗ), других организаций.
В последнее время в условиях санкций резко возрос спрос на идеи, специалистов в области дизайна, способных создавать отечественную конкурентоспособную продукцию, поэтому наших выпускников всё чаще приглашают на практику, стажировки и работу в современные крупные компании — -АвтоВАЗ, RADAR mms, Аполло, Императорский фарфоровый завод, «Петропласт», «Русскую механику», «Спортмастер». Трудоустройство после окончания вуза составляет около 70 %, увеличивается процент оформивших самозанятость уже на этапе обучения. В настоящее время образовательные программы направлены на формирование предпринимательских компетенций. Надеемся, что это позволит активизировать создание стартапов и предприятий малого бизнеса выпускниками академии, развитие бизнеса в области креативных индустрий.


— КАКИЕ ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ НАУЧНЫХ ИЗЫСКАНИЙ АКТУАЛЬНЫ ДЛЯ АКАДЕМИИ? 
— Научно-исследовательская деятельность академии ведется в рамках поисковых и прикладных исследований в сфере гуманитарного знания, в основном в следующих областях: «Искусство. Искусствоведение», «Техническая эстетика. Эргономика», «Архитектура».
Приоритетные для академии темы исследований касаются сохранения историко-культурного наследия нашей школы: «Творческое наследие ЦУТР барона Штиглица — ЛВХПУ им. В. И. Мухиной — СПГХПА им. А. Л. Штиглица в культурном пространстве России (на базе Учебного музея прикладного искусства, библиотеки и фотоархива)»; «Проектирование оборудования и воссоздание утраченных элементов убранства для исторических интерьеров ЦУТР и Музея барона А. Л. Штиглица. Архитекторы: А. И. Кракау, Р. А. Гедике, 1878–1881 года, М. Е. Месмахер, 1896 год».
В рамках первой темы ведется работа, результаты которой проходят апробацию на научных и научно-практических конференциях, публикуются в виде коллективных монографий, научных статей в сборниках научных трудов и научных журналах, выпускаются научные каталоги выставок из фондов Музея прикладного искусства СПГХПА им. А. Л. Штиглица, а также учебно-методические работы на основе методических фондов кафедр.
Вторая тема ориентирована на проведение инициативных НИОКР силами научно-педагогических работников академии и студентов. В последнее время проведены такие работы по изготовлению банкеток в исторические интерьеры академии (кафедра художественной обработки металла), при поддержке Государственного Эрмитажа ведется работа над проектом по восстановлению центральной вставки витража «Моисей со скрижалями» в Готическом (Флорентийском) зале Музея прикладного искусства (кафедра художественной керамики и стекла). В ближайших планах — изготовление цветных стекол для световых фонарей Большого выставочного зала, в рамках этого проекта уже ведется теоретическое предпроектное исследование, выполнена графическая реконструкция декоративных элементов, а также экспериментальные технико-технологические мероприятия (кафедра художественной керамики и стекла, кафедра художественного текстиля).
Вышеперечисленные исследования проходят апробацию на ежегодных конгрессных площадках академии: международной научно-практической конференции «Месмахеровские чтения», студенческом научно-практическом форуме «Реставрация. Наш взгляд — 2024», научно-практической конференции молодых ученых «Художник и менеджер в пространстве современного арт-рынка», всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Коды. Истории в текстиле», всероссийской научно-практической конференции «Искусство и дизайн: история и практика», всероссийской конференции «Цвет в пространственных искусствах и дизайне», всероссийской национальной научно-практической конференции «Образ, знак и символ сувенира», международной научно-практической конференции «Мультимедиа: современные тенденции» в рамках Международной ассамблеи анимации.


— АКАДЕМИЯ УЖЕ 15 ЛЕТ СОЗДАЕТ РАЗЛИЧНЫЕ ПРОЕКТЫ ДЛЯ АРКТИКИ. ПРОДОЛЖИТСЯ ЭТА РАБОТА?
— Кафедра средового дизайна Академии Штиглица с 2009 года занимается дизайн-организацией арктических территорий. За это время создано множество проектов, организовано более 20 экспедиций, некоторые проекты были приняты к реализации. Среди партнеров кафедры Комитет по делам Арктики в Санкт-Петербурге, Агентство по развитию города Мончегорска, администрация города Кировска Мурманской области, Агентство по развитию туризма и предпринимательства Кировска, Комитет по туризму Мурманской области.
Преподаватели кафедры неоднократно участвовали в Международном форуме «Арктика: настоящее и будущее». В 2022 году на кафедре при поддержке Президентского фонда культурных инициатив в рамках президентского гранта создана лаборатория средового проектирования «Дизайн северных территорий». Студентами, преподавателями и выпускниками кафедры созданы проектные решения по дизайн-организации городских и природных территорий Арктики, среди которых благоустройство Кировска и Мончегорска, дизайн-инфраструктуры туризма, дизайн-концепции экологических природных маршрутов, экспозиционные зоны.
В настоящее время лаборатория продолжает свою работу в рамках сотрудничества с ведущими организациями и администрациями северных городов. Разрабатываются новые проекты, в том числе концепция ¬военно-исторического комплекса на полуострове Рыбачий, как место его расположения рассматривается территория поселка Лиинахамари. Также ведется активная работа с администрацией Кировска по обсуждению реновации набережной и благоустройства городских территорий.
Кафедра промышленного дизайна регулярно сотрудничает с проектно-производственными организациями в сфере развития арктического региона. Здесь есть опыт сотрудничества с предприятиями: АО ЦКБ «Айсберг», АО «ЦМКБ ‟АЛМАЗ”» — разработка дизайн-проектов для арктического судостроения; АО «Навигатор» и ООО «Эмлид Системс» — разработка беспилотного летательного аппарата для регионов севера; ООО «Русская механика», ООО «Петропласт» — разработка дизайн-проектов вездеходной техники, а также модульного жилья и специального походного оборудования.


— СПГХПА ИМ. А. Л. ШТИГЛИЦА ГОТОВИТСЯ К 150-ЛЕТИЮ: ЧТО НАС ЖДЕТ?
— Запланировано множество мероприятий. Кроме ежегодных выставок, конференций и тематических круглых столов, которые в 2026 году будут посвящены 150-летию академии, идет подготовка юбилейной выставки в Государственном Эрмитаже «Подвиг просвещенной благотворительности». В 1920-е годы Музей барона Штиглица был I филиалом Эрмитажа, и многие произведения прикладного искусства из того собрания сейчас находятся в его коллекции. На выставке мы сможем увидеть эти сокровища. К изданию готовится коллективная монография «История ЦУТР барона Штиглица в работах учеников (из собрания Музея прикладного искусства СПГХПА им. А. Л. Штиглица)», где впервые будет опубликовано множество работ первых штигличан. Планируем также провести выставку лучших дипломных проектов в академии и Мариинском дворце. К участию выставки лучших выпускных квалификационных работ планируем пригласить другие творческие вузы Санкт-Петербурга. Считаем, что проект будет востребован у горожан, гостей Санкт-Петербурга, бизнес-партнеров, будущих работодателей, практикующих художников и дизайнеров и поможет сформировать художественную среду, в которой будут выбраны правильные направления для развития творческой молодежи. Академия Штиглица готова выступать вузом-организатором проекта. Первый шаг на этом пути уже сделан — осенью 2023 года в Законодательном собрании Санкт-Петербурга была проведена выставка дипломных работ студентов Академии Штиглица.
В преддверии юбилея планируется к открытию постоянная экспозиция «Музей дизайна» (в корпусе на ул. Чайковского, д. 3) с включениями временных дизайн-выставок как социально-просветительский проект по сохранению, переосмыслению и передаче будущим поколениям знаний и достижений петербургской школы дизайна, рождавшейся во взаимодействии Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной и Ленинградского филиала ВНИИТЭ (Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики).
Запланированы также новые экскурсионные, интерактивные программы и маршруты в рамках городского проекта «Новая туристская география» и функционирования креативного пространства академии «Дизайн-квартал» как площадки современного искусства и дизайна.
И самая главная задача — внести вклад в сохранение памятника историко-культурного наследия «Центральное училище технического рисования» и «Музей А. Л. Штиглица». Для ее решения в последние годы академией с привлечением специализированных организаций разработаны проекты по реставрации всех фасадов как внешних, так и во внутренних дворах, кровли и медного купола музея. Мощной базой для реализации задачи является включение «Центрального училища технического рисования» и «Музея А. Л. Штиглица» в перечень объектов культурного наследия, в отношении которых планируется проведение мероприятий по сохранению в рамках программы «Наследие» государственной программы Санкт-Петербурга ¬«Развитие сферы культуры в Санкт-Петербурге».
Беседовал Геннадий Коломенский
 

Источник: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. 5 (205) АПРЕЛЬ 2024