Главная » Санкт-Петербургский вестник высшей школы » Гость номера » Академическое пение — самое трудное из искусств

Академическое пение — самое трудное из искусств

Источник фото: © ДАРЬЯ ЩИПАЛКИНА
Институт музыки, театра и хореографии Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (РГПУ им. А. И. Герцена) входит в число лидеров художественного образования России. О тонкостях обучения вокалистов, ответственности педагога и важности ассистентуры рассказывает заведующая кафедрой сольного пения института Татьяна Дмитриевна Смелкова.
 
— Татьяна Дмитриевна, вы стояли у истоков формирования кафедры. Расскажите, с чего всё начиналось?
— В 1988 году в Герценовском университете открылся факультет музыки. В этом году будет 35 лет, как меня пригласила работать на факультет декан Наталия Алексеевна Терентьева. При кафедре музыкального воспитания и образования открылись исполнительские секции, в том числе вокальная под моим руководством. Позже появилась отдельная кафедра вокальной подготовки, которую потом переименовали в кафедру сольного пения. Ее я и возглавляю с 2004 года.
Благодарю президента РГПУ им. А. И. Герцена Геннадия Алексеевича Бордовского и великую оперную певицу народную артистку СССР Елену Васильевну Образцову за поддержку моей идеи кроме музыкально-педагогического профиля открыть и направление «Академическое пение. Вокальное искусство». Сегодня учиться вокалу приезжают талантливые ребята из разных регионов России, ближнего и дальнего зарубежья.
 
— У вас на кафедре работает 40 человек. Так много…
— Этого требует специфика обучения вокалу: здесь нужна индивидуальная работа с каждым студентом. На кафедре работают народные и заслуженные артисты, ведущие солисты Мариинского и Михайловского театров: народная артистка СССР Лариса Шевченко, народные артисты России Ольга Бородина, Михаил Кит, Алексей Стеблянко, Николай Копылов, Альберт Асадуллин и заслуженные артисты России Татьяна Павловская, Карен Акопов, Наталья Миронова, Ольга Трифонова, Татьяна Кравцова, Александр Морозов, Елена Морозова, Ольга Ступнева, а также молодые, по-хорошему амбициозные вокалисты, лауреаты международных конкурсов, выпускники кафедры.
В последние годы значительно увеличилось количество студентов из Китая, горящих желанием научиться вокальному мастерству, поэтому педагогический состав кафедры расширился для обеспечения им профессиональных занятий в необходимом объеме.
Приятно отметить, что китайские студенты под руководством наших преподавателей делают замечательные успехи и, возвращаясь на родину, преподают академический вокал в крупных университетах, тем самым несут русскую музыкальную культуру.
 
— Какие качества нужны преподавателю, чтобы обучать студентов пению?
— Педагог должен обладать высокой квалификацией и тонким вокальным ухом, понимая, что голос — это живой и очень хрупкий инструмент. Пение, особенно академическое, — самый трудный вид искусства, надо учитывать множество художественных нюансов, уметь через музыку выразить те чувства и эмоции, которые содержатся в поэтическом тексте. Если к процессу воспитания вокально-исполнительской культуры подходить основательно и серьезно, тогда можно достичь высоких результатов.
 
— Расскажите, пожалуйста, как выглядит обычный урок вокала?
— Как в спорте есть разминка, так и в вокале всё начинается с распевки, профессиональной настройки голоса, дыхания, резонаторной системы. Затем идет тщательная работа над произведениями: над фразой, дыханием, интонацией, legato, кантиленой, всем тем, что входит в понимание постановки голоса и техники пения. И очень важно наладить со студентом психологический контакт.
 
— Какие предметы изучают студенты?
— Студенты вокальных профилей изучают обширный круг профессиональных дисциплин: сольное пение, камерное пение, оперную подготовку, итальянский язык, вокальный ансамбль, грим, сценическую речь и движение. Кроме того, занятие вокалом требует выхода на сцену: чем больше поешь, тем больше нарабатывается профессионализм. Выступление — особый и важный момент, вокалисту необходимо донести до публики музыкальный образ, идею автора с помощью певческих приемов, технических и вокально-исполнительских навыков, сценического мастерства.
 
— А на какие уровни образования поступают студенты?
— Сразу после первого выпуска бакалавриата мы открыли магистратуру, в этом году прекрасное событие ― открытие двухлетней ассистентуры-стажировки, особой формы подготовки педагогических кадров по творческим специальностям в высшей школе. Она необходима для освоения навыков преподавания вокальных дисциплин и совершенствования своей основной профессиональной квалификации.
По завершении обучения наши выпускники успешно работают в концертных организациях, Мариинском и Михайловском театрах, «Зазеркалье», театре «Санктъ-Петербургъ Опера», театрах других городов России, исполняя серьезные оперные партии.
 
— Насколько мне известно, в планах ― открытие филиала в Китае?
— Мы планируем открыть филиал на базе Шандуньского педагогического университета в городе Цзинань, куда буквально на днях выезжает наша первая делегация, чтобы провести подготовительные работы. Недавно в Петербург приезжал ректор этого университета, и состоялась очень доброжелательная встреча и концерт с выступлением студентов КНР, в том числе вокалистов, которые привели в восторг делегацию из Китая, проявившую заинтересованность в образовании у российских педагогов-музыкантов.
 
— Где можно услышать выступления ваших студентов?
— Наши студенты выступают практически во всех залах Петербурга. Они также принимают активное участие в городских конкурсах, и количество премий, званий лауреатов в номинациях «Сольное академическое пение» огромно. Мы охватываем все кафедральные, университетские и городские мероприятия, которые могли бы повысить профессионализм студентов и их уверенность в певческом деле.
В Институте музыки, театра и хореографии проводятся исполнительские конкурсы, в частности, с 2008 г. — Международный конкурс вокалистов имени Б. Т. Штоколова. Великий русский бас, обладатель голоса уникального тембра, мощи и красоты Борис Тимофеевич Штоколов работал на кафедре сольного пения, являясь продолжателем традиций отечественной оперной школы. Его интерпретации и видение художественных образов проникали в сердца и души слушателей, оставляя особое эмоциональное впечатление. Само его присутствие в институте создавало необыкновенно творческую атмосферу и вызывало желание достигать вершин вокального мастерства.
 
— Молодые вокалисты стремятся принять участие в международном Конкурсе имени Б. Т. Штоколова?
— Как художественный руководитель конкурса с гордостью могу сказать, что это уникальный масштабный проект с огромным числом участников из России и других стран. Конкурс имени Б. Т. Штоколова важен не только для меня, института, но прежде всего для участников. Он имеет огромное значение для Петербурга, став замечательной музыкальной традицией. Сейчас он вошел в нишу таких престижных конкурсов, как конкурс имени М. И. Глинки, П. И. Чайковского и другие.
Членами жюри являлись выдающиеся музыканты, певцы и педагоги мирового уровня из Америки, Италии, Швейцарии, Эстонии, Австрии, Финляндии, Германии, КНР, а также известные российские мастера сцены. Лауреаты конкурса работают в лучших российских и зарубежных оперных театрах и концертных организациях, среди них выпускники кафедры сольного пения.
Так как меня часто приглашают на разные конкурсы в жюри, я очень хорошо знаю конкурсную ситуацию и могу сравнивать различные условия, поэтому горжусь организацией нашего штоколовского конкурса: все прослушивания начинаются вовремя, соблюдается регламент, для конкурсантов создаются условия для подготовки к выступлениям, проводятся концерты, интересные мастер-классы выдающихся певцов и музыкантов.
В прошлом году мы провели 7-й конкурс, к сожалению, из-за пандемии был перерыв на два года, но в оргкомитет поступило 380 заявок! В 2024 году состоится 8-й конкурс: мы уже получаем звонки и письма, участники живо интересуются, так как серьезный и обширный репертуар, заявленный на турах, требует длительной подготовки. Уже есть договоренность с Малым залом филармонии для проведения торжественной церемонии открытия, и мы будем с нетерпением ждать новых талантливых конкурсантов.
 
— Насколько, на ваш взгляд, подготовленными к поступлению приходят к вам ребята, музыкальные школы справляются со своей задачей?
— Вокальное искусство очень помолодело, это правда. Раньше сразу после школы не принимали в университет без музыкального училища, сейчас ситуация изменилась. Если комиссия видит, что голос абитуриента имеет перспективу и он соответствует всем требованиям музыкальных творческих испытаний, его принимают в вуз и в 17 лет.
Сейчас бум детского вокала, академическим пением в музыкальных школах начинают заниматься с 10–11 лет, и в этом я вижу большую пользу для развития не только певческих навыков, но и музыкальной культуры в целом.
Но иногда на конкурсах или фестивалях маленькие дети выступают с популярными песнями, не соответствующими их возрасту и голосовым возможностям, поют в микрофон без должной вокальной подготовки, постановки голоса, это ведет к негативным последствиям, которые нельзя оставлять без внимания.
 
— Работа с детьми отличается от работы со студентами?
— Могу говорить на эту тему долго и много, так как 22 года параллельно с работой в вузе я преподавала академический вокал детям. Педагог должен хорошо понимать специфику работы с детьми, знать возрастные особенности постановки голоса, внимательно относиться к периоду мутации, тщательно подбирать репертуар, ведь ответственность за судьбу ребенка и его голос велика. Очень важно психологически настраивать ребенка и давать правильное направление музыкального развития. Дети быстро привыкают к сцене и любят выступать.
 
— Но ведь голос меняется с возрастом...
— Расцвет голоса, «ангелоподобное пение» у детей происходит в 9–11 лет: он звучит очень ярко, звонко, увеличивается до объемов, способных озвучить большой зал. Именно поэтому многие композиторы не боялись поручать таким голосам довольно большие и сложные партии.
В предмутационный период в голосе появляется хрипотца, а после завершения мутации у мальчиков голос может либо измениться, либо вовсе не сохраниться. У девочек этот момент проходит легче, но тоже может сопровождаться неустойчивой интонацией и сокращением диапазона. В переходный период нельзя эксплуатировать детский голос, важно деликатно объяснить ребенку, что ему лучше пока терпеливо ждать или работать в щадящем режиме, наблюдая за ситуацией, и консультироваться у врача-фониатра.
 
— Только что широко отмечали юбилей Фёдора Шаляпина. Такие голоса появляются раз в 150 лет?
— Сегодня есть дефицит в таких голосах, как басы, очень мало теноров, зато на конкурсах мы слышим очень много сопрано. Бывают периоды в истории, когда возникает нехватка определенных голосов, хотя Россия ими богата. Я часто езжу на разные конкурсы и всегда поражаюсь, какие замечательные голоса есть в нашей стране!
При правильном обучении можно достигнуть больших высот в певческом деле, а при неправильной постановке можно легко загубить даже очень хороший голос. Поэтому все преподаватели вокала понимают, что, начиная заниматься с талантливыми учениками, они берут их творческую судьбу в свои руки.
 
— То есть почти всё в вокале зависит от мастерства педагога?
— Это обоюдный процесс, при трудолюбии и терпении можно многого добиться. На каждом уроке надо вдумчиво анализировать как положительные результаты, так и ошибки.
Весь процесс обучения проходит в творческом диалоге и взаимодействии. Даже по окончании университета выпускники приходят к своим педагогам-наставникам проконсультироваться и проверить свои певческие мышечные ощущения.
 
— А как вы пришли к преподаванию?
— Я, как и все, когда училась в консерватории, мечтала работать в театрах. Много и успешно выступала на концертных площадках. Во время обучения меня пригласили преподавать в вокальном классе в Доме медицинского работника, где был создан сильный коллектив художественной самодеятельности, многие его участники стали замечательными певцами оперной сцены. Работая с ними, я так полюбила преподавательскую деятельность, что выбрала именно ее главным делом жизни. Отработав почти 35 лет на кафедре сольного пения, я могу сказать, что очень люблю свою профессию. У нас всегда творческая атмосфера, все горят желанием работать, вдохновляя друг друга интересными проектами и идеями. Наше доверительное профессиональное общение бесценно, и я благодарна коллегам за это. Я также благодарна ректору Сергею Валентиновичу Тарасову и ректорату Герценовского университета за поддержку наших творческих проектов на благо развития отечественной культуры и образования.
Но самая главная награда и бесконечная радость — это творческая отдача, идущая от студентов, когда слышен результат большой работы над репертуаром как в классе, так и особенно во время выступлений на публике. Эти мгновения ― настоящее счастье в профессии!
Беседовала Камила МИРЗАКАРИМОВА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. 3 (191) МАРТ 2023