Главная » Санкт-Петербургский вестник высшей школы » Гость номера » Мы показываем историю развития техники на примере железной дороги

Мы показываем историю развития техники на примере железной дороги

Источник фото: © ПРЕСС-СЛУЖБА МУЗЕЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ РОССИИ

Музейный комплекс у Балтийского вокзала — один из крупнейших музеев железных дорог в мире не только по занимаемым площадям — почти 100 тыс. квадратных метров, два корпуса — здание старого паровозного депо и эффектный современный корпус. Музей железных дорог России масштабен по исторической и научной составляющей: нет такой другой сферы, которая так объединяла бы науку, экономику, историю, как железная дорога.

 Директор музея — потомственный железнодорожник, выпускник ПГУПС почетный работник транспорта России кандидат экономических наук Владимир Алексеевич Одинцов — рассказывает о том, чем сегодня живет Музей железных дорог России.
— Владимир Алексеевич, возглавляемый вами музейный комплекс — главный железнодорожный музей России. Его открыли к 180-летию железных дорог России именно в Санкт-Петербурге. Это исторически так сложилось? 
— Музей железных дорог России ведет свою историю от Центрального музея ¬Октябрьской железной дороги, созданного в 1974–1978 годах по инициативе начальника дороги Владимира Чубарова. В 1986 году сотрудники музея, руководители Октябрьской железной дороги и энтузиасты начали сбор раритетной железнодорожной техники. В результате в августе 1991 года на платформе 16 км (теперь это платформа Паровозный музей) был открыт первый в России Музей железнодорожной техники — филиал Центрального музея Октябрьской железной дороги. В 2001 году наиболее интересные и значимые экспонаты были переведены на перронные пути закрытого в этот период Варшавского вокзала.
В 2012 году на уровне руководства ОАО «РЖД» было принято решение о перебазировании музея на площадку возле Балтийского вокзала, где с 2014 года начались строительные работы. Новый музей — Музей железных дорог России — был торжественно открыт 30 октября 2017 года в присутствии министра транспорта РФ Максима Соколова, генерального директора — председателя правления ОАО «РЖД» Олега Белозёрова и губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко.
Санкт-Петербург для музея был выбран по многим причинам, главная из которых: наш город — родина российских железных дорог. Именно отсюда 30 октября 1837 года в Царское Село отправился первый поезд. Царскосельская железная дорога дала толчок развитию всей железной дороги, здесь зародилось скоростное движение и отсюда пошли многие другие новшества. Поэтому, я думаю, закономерно, что это было сделано в Петербурге.


— Мне кажется, каждый петербургский ребенок побывал в вашем музее и не один раз!
— За шесть с половиной лет работы Музей железных дорог России вошел в число самых популярных достопримечательностей и у петербуржцев, и у гостей города, а также занял прочные позиции в профессиональном сообществе.
Пожалуй, самым значимым событием 2023 года стало проведение Международного железнодорожного салона «1520 PRO//Движение.Экспо» в Музее железных дорог России. Это крупнейшее мероприятие в мире железнодорожного машиностроения, столицей которого теперь стал Санкт-Петербург. В салоне Экспо приняли участие 130 ведущих компаний, более 20 тысяч участников деловой программы и посетителей выставочных экспозиций. Были представлены передовые новинки железнодорожной техники.  
В том числе благодаря проведению таких масштабных мероприятий посещаемость музея постоянно растет. Миллионного посетителя музей принял 3 апреля 2022 года, полуторамиллионного — 26 июня 2023 года. Немного осталось — и будем встречать двухмиллионного! 
Дело в том, что мы показываем историю развития техники на примере этапов становления железной дороги, от первых паровозов до современных высокоскоростных магистралей. У нас на это рассчитаны все экскурсии. В этом году мы открыли планшетную выставку, посвященную поезду ЭР-200, который в течение четырех часов «долетал» от Петербурга до Москвы. А сейчас после того как у нас здесь прошел совет по строительству новой высокоскоростной магистрали Москва — Санкт-Петербург, по которой поезд домчится из одной столицы в другую за два часа пятнадцать минут, мы уже готовим новую выставку. Ну и мы очень много внимания уделяем детям. Специалистами разработано десять квестов по экспозиции для разного возраста. Для ребят постарше проводим профориентационные мероприятия.


— Таким образом, музей — это и научно-образовательный центр?
— Перед нашим музеем, как и перед любым другим, стоят задачи по сохранению и изучению исторического наследия, а также по демонстрации своих фондов. Мы же таким образом привлекаем внимание не только к истории, но и к такой важной современной части жизни России, как железная дорога, популяризируем труд железнодорожников. Музейными педагогами разработаны 4 профориентационные программы, знакомящие школьников с профессиями машиниста, проводника, дежурного по станции и электромонтера в интерактивной и увлекательной форме. 
Музей поддерживает тесные партнерские связи с Санкт-Петербургским государственным экономическим университетом, который реализовал у нас, например, масштабный учебно-просветительский проект «Путешествие из Петербурга в Москву».
В 2022 году для студентов Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС) был сформирован первый музейный студенческий отряд «Хранители» — здесь будущие железнодорожники проходят оплачиваемую летнюю практику в должности администраторов по надзору за сохранностью фондов. Кроме того, они получают знания по истории развития железнодорожного транспорта, техническим особенностям разных видов транспорта и с удовольствием работают. Есть идея еще один студенческий отряд создать, потому что музейно-педагогический детский центр большой, работы много.


— Понятно, что к вам с удовольствием ходят дети, школьники, студенты, а сами железнодорожники приходят в музей?
— Да, очень много приходит взрослых: и работающие железнодорожники, и ветераны. Здесь у нас работают серебряные волонтеры. Это железнодорожники-пенсионеры, их почти 40 человек. В выходные дни, когда посетителей больше всего, когда нет студенческого отряда, они приходят и с удовольствием помогают.


— Но и суперсовременные формы работы с посетителями у вас тоже налажены?
— В год 185-летия железных дорог нашей страны и 5-летия музея ОАО «РЖД» представило мобильное приложение «Музей железных дорог России». Аналогов ему нет ни в одном музее мира! Приложение использует инновационные технологии компьютерного зрения и Bluetooth-маячков, установленных по всей территории. Благодаря такой сети посетители могут ориентироваться внутри зданий и строить маршруты до нужных экспонатов, послушать экскурсию с виртуальным гидом, пройти викторину. При наведении смартфона на экспонат на экране появляются «точки интереса» — сведения об особенностях конструкции и интересные факты в дополненной реальности. Реальный музей приобрел новое измерение, в котором каждый посетитель получает индивидуальное сопровождение, а информация наглядна и доступна.
Благодаря этому мобильному приложению связь с гостем вне музея не обрывается. Приложение позволяет пользователю «гулять» по экспозициям в формате 360 градусов, изучать оцифрованные архивы. В 3D-формате отсканированы экспонаты — 50 единиц подвижного состава. Виртуальную модель можно спроецировать на любую ровную поверхность, а затем вращать, масштабировать, рассматривать со всех сторон и делать с ней АR-фото. Получившиеся фото легко опубликовать в социальных сетях прямо из приложения или отправить в мессенджерах.
За счет удаленного доступа расширяется аудитория музея. Глубокое изучение истории железных дорог России стало доступно жителям других стран и городов, которые не могут посетить Санкт-Петербург, маломобильным людям.
Приложение стало победителем в номинации «Лучший мультимедийный проект» V Национальной премии «Корпоративный музей», а также принесло победу в номинации «Культурная ¬геймификация» Международной премии «Культура онлайн» в 2023 году. Музей железных дорог России — постоянный участник Национальной премии «Корпоративный музей». В 2019 году он был признан лучшим, в 2023 году подтвердил этот статус. Музей является обладателем многих престижных наград. Среди них: номинация на премию «Европейский музей года» в 2019 году, победа в конкурсах видеороликов Международного туристического форума VISIT RUSSIA и Международного фестиваля Terres Travel Festival, «Новые и секретные коллекции» проекта «(От)личный Петербург».


— Считается, что музей показывает в экспозициях постоянных и временных только 10–15% своих фондов. У вас тоже такое соотношение? 
— В результате начатого в 1986 году сбора и реставрации раритетной железнодорожной техники была сформирована коллекция исторического подвижного состава, достойная названия национальной железнодорожной коллекции России. Всё, что есть у нас, — это уникальные образцы: паровоз, на котором правительство Ленина переезжало из Петрограда в Москву, вагон-салон 1902 года постройки, который работал на КВЖД и даже перевозил китайского императора. Есть вагон аптека-перевязочная, который работал в составе санитарного поезда во время Великой ¬Отечественной войны, есть вагон, в котором ездил Молотов — всего не перечислить!
В экспозиции представлены уникальные единицы подвижного состава. Среди которых единственный сохранившийся паровоз серии С, последний советский пассажирский паровоз П36-0251, а также тепловоз ТЭП80-0002, установивший в 1993 году рекорд скорости для теплово¬зов. Внимание посетителей также неизменно привлекают разрезной паровоз Эр-791. В музее сейчас выставлено три с половиной тысячи различных экспонатов, показываем примерно 40 % наших фондов. Всё показать невозможно. К сожалению, не поставить даже, поэтому у нас сейчас сделана цифровая платформа всего музея, оцифрованы все экспонаты, которые находятся в запасниках. Можно через Интернет посмотреть весь музей онлайн.


— У происходящих в музее событий — разная тематика, не только железнодорожная… 
— За прошедшие годы в музее было проведено множество важных выставочных проектов, многие из которых были созданы в сотрудничестве с ведущими музеями страны. Хотелось бы отметить «литературные» выставки: «Путешествие с Достоевским» о европейских маршрутах писателя и его героев, «Стальной путь Александра Блока», ответившую на вопрос «Что связывает самого петербургского поэта XX века с железной дорогой?», «По железной дороге с Николаем Некрасовым» к 200-летию со дня рождения поэта.     Большой отклик среди посетителей и экспертного сообщества получили проекты, посвященные Великой Отечественной ¬войне: «Поезда милосердия» о вкладе военно-санитарных поездов в Великую Победу, «Генерал Хрулёв — великий труженик Победы», «Артерии Победы». К 90-летию поезда «Красная стрела» был открыт выставочный проект «Поезд № 1», к 130-летию начала строительства Транссибирской магистрали — «Великий Сибирский путь и народы России». Выставочный проект «Объединяя Россию: от Царскосельской железной дороги до Великого Сибирского пути» путешествует по городам России с 2023 года. Впереди у нас — открытие выставки к 50-летию начала строительства БАМа.


— Железная дорога сыграла огромную роль в Великой Отечественной войне, майские праздники в музее обычно полны событиями. Что приготовили для посетителей в этом году?
— До 10 мая работает выставка «Станция Ленинград — Освобождённый», подготовленная к 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. В экспозиции представлены уникальные фотографии и документы, посвященные прибытию первого поезда в осажденный город, Дороге жизни и Дороге победы, а также рассказывающие о трудовых буднях железнодорожников в годы блокады. В самом музее запланированы тематические экскурсии на тему Великой Победы, а 8 мая — интерактивно-праздничное мероприятие, посвященное Дню Победы, с насыщенной программой. 
Беседовала Дарья ОСИНСКАЯ
 

Источник: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. 5 (205) АПРЕЛЬ 2024