Главная » Санкт-Петербургский вестник высшей школы » Школа-вуз-предприятие » Первая городская неделя химии и биологии

Первая городская неделя химии и биологии

Источник фото: © ЛИЦЕЙ № 369

Более 130 мероприятий для школьников и учителей — научно-популярные лекции, открытые мастер-классы и лабораторные практикумы, интеллектуальные состязания — квесты, игры, квизы, встречи с отраслевыми экспертами и учеными — вошли в программу Первой городской недели химии и биологии. 

Первая неделя химии и биологии в Санкт-Петербурге объединила 2 500 участников из 92 школ города. Организаторами недели выступили Комитет по образованию Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургский государственный химико-фармацевтический университет (СПХФУ). 
В течение Недели химии и биологии старшеклассники знакомились с актуальными научными открытиями, последними технологическими достижениями, успехами в области производства и бизнеса высоких технологий. 
Торжественная церемония открытия Первой городской недели химии и биологии в Санкт-Петербурге прошла 4 декабря на площадке Академической гимназии № 56 имени М. Б. Пильдес. К видеотрансляции церемонии присоединились более 7 500 зрителей.
На открытии выступили звездные лекторы — ведущие ученые отрасли и представители бизнес-сообщества. Денис Логунов — российский ученый-микробиолог, специалист в области медицинской микробиологии, доктор биологических наук, академик РАН, заместитель директора по научной работе Национального исследовательского центра эпидемиологии и микробиологии имени Н. Ф. Гамалеи, заведующий лабораторией клеточной микробиологии, выступил с докладом на тему «Будущее биологии: о вирусах, которые могут быть лекарством». Ксения Иванова — руководитель Департамента развития талантов и взаимодействия с научным сообществом компании АО «ОХК ‟Уралхим”» — рассказала о химии как науке будущего. 
Темой доклада Павла Гершовича — директора Департамента перспективных исследований компании «BIOCAD», кандидата биологических наук, доцента — стала  биология и химия на службе фармацевтики.
«Доставка по назначению. Биология и химия в деле» — это тема сообщения Сергея Оковитого — доктора медицинских наук, профессора, заведующего кафедрой фармакологии и клинической фармакологии СПХФУ. 
 

Фестиваль проектов «От замысла к реализации»
Это событие в средней образовательной школе № 551 объединило ребят 9–11-х классов, интересующихся естественно-научными дисциплинами. Они представляли свои проектные и исследовательские работы, а также познакомились с работами других, рассказали об авторской игре «Анатомическое приключение», исследовании водопроводной воды, уникальных красках из продуктов и многом другом.
Химическая радуга
В Лицее № 369 Красносельского района 5 декабря прошло мероприятие, девизом которого стали слова: «Химические реакции — это не только формулы на доске, но и эксперимент, который может быть весьма впечатляющим!». 
А 8 декабря ребята и педагоги пришли в лицей, чтобы стать настоящими детективами. «Что в пробирках?» — таким был вопрос, волновавший всех. Шесть емкостей с прозрачными растворами, универсальная индикаторная бумага и таблица растворимости — вот все улики, которые увидели детективы на своих рабочих столах. Только сочетание знаний по химии, оптимальной последовательности осуществления опытов и правильной техники лабораторного эксперимента гарантировали успех. Даже учителя вошли в роль! 
 

Практическая генетика
Уникальная возможность посетить мастер-класс по практической генетике, а также по «Методологическим особенностям проведения лабораторных и практических работ в разделе ‟Цитология”» представилась ученикам Гимназии № 406. Учителя и кураторы дали возможность ребятам попробовать себя в выделении и электрофорезе ДНК при активном содействии обучающихся 10.1 «Курчатовского класса».
 

Химические опыты с лепестками роз
Лицей № 64 принял в своих стенах школы Приморского и Кронштадтского районов в рамках двух событий: команды учеников ¬7–9-х¬ классов стали участниками увлекательного квеста «В поисках учителя химии». Конкурсанты прошли несколько станций, решая задания по естественно-научной грамотности. 
На базе лицея прошли еще два события: сперва гости лицея провели небольшую профессиональную пробу в качестве химиков-аналитиков, химиков-синтетиков, химиков-экологов. Вторым событием дня стала мастерская, где школьникам и их наставникам было предложено получить кислотно-основные индикаторы из лепестков роз. 
 

Подарок маме на уроке химии
Ребята из 9–10-х классов школы № 500 приняли участие в открытых уроках «Сила хвои» и «Формула крема». Авторами уроков являются: кандидат фармацевтических наук старший преподаватель кафедры промышленной технологии лекарственных препаратов СПХФУ Мария Ароян и кандидат фармацевтических наук старший преподаватель кафедры промышленной технологии лекарственных препаратов СПХФУ Екатерина Новикова.
Во время занятия «Сила хвои» ребята познакомились с современной лекарственной формой — лекарственным карандашом, понятием «комплексная переработка сырья», смогли создать свой лекарственный карандаш и оценить его органолептические свойства.
Занятие «Формула крема» помогло ученикам погрузиться в современные технологии красоты, узнать, как делают лечебную косметику. Ребята работали в группах, и каждая команда успешно составила рецепт крема, а после смогла создать крем-гель и оценить его свойства. Восторгу участников не было предела, а один из участников сказал: «Теперь я точно знаю, что подарить маме на Новый год и 8 Марта!».
 

Чай с ромашкой — это тоже химия!
Одновременно с работой площадок-соорганизаторов СПХФУ открыл свои двери перед учителями и школьниками. Более 400 участников Недели химии побывали в 21 образовательной локации — на лекциях, мастерских, воркшопах, интеллектуальных играх и экскурсиях. 
6 декабря в рамках трека для учителей химии, директоров и методистов школ, а также преподавателей химии СПХФУ с лекцией выступила Юлия Горбунова — российский химик, специалист в области координационной и супрамолекулярной химии, академик РАН, декан факультета фундаментальной физико-химической инженерии МГУ имени М. В. Ломоносова. Лекция была посвящена актуальным вопросам популяризации химии, направлениям развития химического школьного образования с учетом современных вызовов, а также обзору доступных педагогических подходов — как сделать химию увлекательной для школьников. Дело в том, что пул школьной программы словно изначально обозначает что-то скучное, кажется пустой тратой времени. Желаемого результата школьник не добивается здесь и сейчас, следовательно, интерес гаснет, неподдельное удивление химическому процессу пропадает. Становится ясно: нужно преподавать химию по-другому — сложное упрощать, подкрепляя эмпиризмом. 
По мнению лектора, надо преодолевать химофобию. Так, известно, что в яблоке содержится полисахарид пектин — он же пищевая добавка Е440, который выполняет роль загустителя, стабилизатора и гелеобразователя. Остаточные органические растворители содержатся даже во фруктах и овощах — в малых количествах. Надо не демонизировать коды с приставкой «Е», а обращаться к достоверным источникам информации, разбираться в вопросе основательно. Юлия Горбунова напомнила, что представители растительных сообществ, куриный белок и даже чай с ромашкой — это тоже химия.
 

Лекции молодых учёных на площадке СПХФУ
Молодые ученые СПХФУ выступили с научно-популярными лекциями, на которых школьники познакомились с исследованиями в области химии природных соединений, узнали, что такое доклинические и клинические испытания лекарственных средств и зачем они проводятся.  
Юлия Труханова, ассистент кафедры аналитической химии, затронула тему создания новых лекарственных препаратов: дизайна лекарств, критериях их поиска, а также критериях выбора схемы синтеза лекарственных препаратов. 
Ксения Церковная, младший научный сотрудник GMP тренинг-центра, рассказала школьникам о роли химии в создании лекарственных препаратов. Школьников заинтересовало создание таблеток с использованием 3D-печати методом послойного наплавления, так как в стенах нашего университета, в Лаборатории аддитивных технологий это возможно.
Ульяна Ногаева, старший преподаватель кафедры ТЛФ, провела увлекательнейшую лекцию о создании мягких лекарственных форм ― подборе их состава, технологическом процессе производства и различных веществах, которые используются в составе мазей. 
Александра Данилова, инженер лаборатории аддитивных технологий, рассказала о возможностях использования растительных клеток в качестве «фабрик лекарственных веществ». Молодые ученые СПХФУ активно исследуют лекарственное растительное сырье и его состав. 
Андрей Кеннет Уэйли, и. о. заведующего кафедрой фармакогнозии, кандидат фармацевтических наук, рассказал о химии природных соединений, изучающей соединения, входящие в состав живых организмов: растений, грибов, водорослей, животных. Каждый живой организм является потенциальным источником лекарственного препарата. Но как же получить из него этот лекарственный препарат? Ответ на этот вопрос прозвучал в ходе лекции.
Евгений Вишняков, химик-аналитик Центра контроля качества лекарственных средств СПХФУ, рассказал о том, что в свое время известный швейцарский естествоиспытатель Парацельс сказал: «Всё — яд, всё — лекарство; то и другое определяет доза». Яды — это вещества, различающиеся по строению и происхождению, способные вызвать отравления. Сколько в мире существует молекул, структур и соединений, столько же существует и ядов. Ряд из них являются объектами пристального внимания химиков. В конце лекции школьники закрепили полученные знания путем решения ситуационных задач из реальной клинической практики отравлений веществами различной химической этиологии.
Старший преподаватель кафедры биотехнологии СПХФУ Елена Некрасова выступила перед ребятами с лекцией о биотехнологии — междисциплинарной области на стыке биологических, химических и технических наук. В ходе обсуждения были даны ответы на вопросы: «Как с помощью живых объектов получать полезные для человека вещества? Кто эти живые организмы? Почему в школе так важно изучать химию и биологию?».
Младший научный сотрудник центра экспериментальной фармакологии Анна Гришина поведала юным слушателям о доклинических исследованиях — одном из этапов создания нового лекарственного препарата, который заключается в оценке эффективности и безопасности соединения на животных или клетках. Бессменными помощниками в работе ученых при создании лекарств служат лабораторные животные, в первую очередь крысы. Почему именно крысы являются идеальным объектом для изучения? Какую роль играет знание биологии и химии в проведении доклинических исследований?
Председатель совета Молодежного научного общества СПХФУ, лаборант-исследователь Департамента науки и подготовки научно-педагогических кадров Елена Красова подготовила лекцию с интересным названием «Как сделать не больно?». В ходе выступления Елена ответила на вопросы: «Как не чувствовать боли? Что такое ‟местная анестезия”? Что кроется за этим сложным названием?»
 

Итоги на Фарм-арене
Завершающим событием Недели химии и биологии в Санкт-Петербурге стала игра-квиз Фарм-арена, организованная Интеллектуальным клубом СПХФУ на площадке школы № 77 Петроградского района. Для команд школьников были устроены увлекательные испытания, благодаря которым они приобрели новые знания в области фармации, химии и биологии. Победителям квиза были выданы памятные подарки от СПХФУ. Первое место заняла команда школы № 617, второе место у команды лицея № 623 имени Ивана Петровича Павлова.
Елена Юшкова 

Источник: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. 12 (200) ДЕКАБРЬ 2023