Главная » Санкт-Петербургский вестник высшей школы » Плоды просвещения зреют медленно

Плоды просвещения зреют медленно

Источник фото: © ПРЕСС-СЛУЖБА ВНИИМ
День российской науки — 8 февраля — совпадает с днем рождения Дмитрия Ивановича Менделеева — гениального ученого, педагога, великого гражданина и активного общественного деятеля, одного из выдающихся людей в истории российской и мировой науки.
 
В год, объявленный Годом педагога и наставника, стоит отметить вклад ученого в развитие системы народного образования. Этой теме Д. И. Менделеев посвятил несколько глав в своей знаменитой книге «Заветные мысли», ставшей духовным завещанием ученого будущим поколениям. Писать «Заветные мысли» Д. И. Менделеев начал в 1903 г., 120 лет назад, находясь на посту управляющего Главной палатой мер и весов. Не случайно, что книга появилась в так называемый «палатский» период жизни ученого. С 1892 г. до последних дней жизни Д. И. Менделеев возглавлял первое государственное метрологическое учреждение России — Депо образцовых мер и весов (с 1893 г. — Главная палата мер и весов) и внес огромный вклад в преобразование его в уникальный научно-исследовательский центр (с 1934 г. — Всероссийский научно-исследовательский институт метрологии (ВНИИМ)). Имя Д. И. Менделеева было присвоено институту в 1945 г.
Одним из заветов Менделеева было особое отношение к народному просвещению, ввиду «великого влияния должным образом направленного просвещения на все успехи страны». В книге этому посвящены две главы: «Об образовании, преимущественно высшем», «О подготовке учителей и профессоров». Сотрудники Метрологического музея при ВНИИМ им. Д. И. Менделеева подобрали посвященные образованию цитаты из «Заветных мыслей».
 
«…плоды всяких мероприятий, относящихся к народному просвещению, зреют очень медленно, медленнее, чем для мероприятий, касающихся промышленности и правительственного строя, а без них нельзя ни представить, ни даже ожидать правильного, в современном смысле, направления ни для правительственных учреждений, ни для промышленности, так как там и тут прежде всего необходимы просвещенные исполнители».
 
«Истинно образованный человек, как я его понимаю в современном смысле, найдет себе место только тогда, когда в нем с его самостоятельными суждениями будут нуждаться или правительство, или промышленность, или, говоря вообще, образованное общество; иначе он лишний, и про него писано ‟Горе от ума”».
 
«…в начальном и среднем образовании должно преследовать преимущественно развитие личное, а в высшем образовании общественное и государственное».
 
«Дело развития и роста народного просвещения немыслимо без широкого развития науки вообще, а оно требует больших средств, так как ученые сами люди, которым нужны средства не только для необходимых научных пособий (библиотек, лабораторий, обсерваторий и т. п.), но и для собственной жизни, надо, чтобы они жили в достатке».
Юлия ЯКОВЛЕВА,
пресс-секретарь ВНИИМ
им. Д. И. Менделеева
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. 2 (190) ФЕВРАЛЬ 2023