Главная » Санкт-Петербургский вестник высшей школы » Новые стратегии » Психодиагностика поможет с выбором профессии

Психодиагностика поможет с выбором профессии

Источник фото: © ЮЛИЯ СТАРОБОР

Студентка Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна (СПбГУПТД) Елизавета Марьян представила на Конгрессе молодых ученых в Сочи систему профессиональной ориентации школьников. 

Елизавета и ее команда разработали систему профессиональной ориентации школьников на основе психодиагностических методик. Среди выпускников высших учебных заведений иногда можно встретить людей, которые чувствуют, что профессионально не реализовались, выгорели и зря потратили годы на обучение. Автор системы провела опрос среди студентов петербургских вузов и выяснила, что 51 % опрошенных не нравилась/не нравится получаемая специальность, а расстройство, апатию или депрессию в связи с недовольством профессией испытывали 66 %.
— Мы создали систему профориентации для школьников 15–18 лет на основе психодиагностических методик «UniSoul». Система с помощью теста помогает определить задатки и наиболее подходящий вуз. Для каждого прошедшего тест составляется персональная карта интересов, преимуществ и недостатков, исходя из которой можно выбрать подходящую спе¬циальность, — рассказала Елизавета.
Тест делится на несколько блоков, разработчики отмечают, что использованные методики отобраны экспертом-психодиагностом, практикующим ¬HR-специалистом с опытом работы более 20 лет в сфере подбора и оценки персонала для коммерческих предприятий. В проекте используются методика Кейрси и Карта интересов.
Команда Елизаветы испытывает проект в нескольких школах Северной столицы, до конца года тестирование пройдут не менее 500 школьников. В перспективе — ежегодные профориентационные мероприятия и распространение опыта в других регионах и странах.
— Идея проекта родилась, когда я уже училась в СПбГУПТД. Когда я размышляла о том, куда поступить, было сложно сделать выбор. Поэтому мне было важно, чтобы при выборе специальности совпали эти факторы: профессия должна нравиться; я могла бы раскрыть таланты; мои психологические особенности идеально должны подходить для профессии; я могла бы принести реальную пользу другим людям. В общем-то, я искала профессию, для которой я рождена, и нашла, — рассказывает Елизавета Марьян. — Я искренне считаю, что высшее образование — это прекрасно, но только тогда, когда осознаешь, зачем его получаешь. Высшее образование, на мой взгляд, в целом помогает структурировать мышление. А когда специальность тебе подходит, то ты полностью погружаешься в процесс.
По словам Елизаветы, участие в конгрессе позволило ей взглянуть на социальную значимость своего проекта глобальнее — с точки зрения развития человеческого капитала страны. Появилось понимание, на чем  важно делать акцент и как продвигать прикладную науку.
— Я хочу, чтобы проект помогал людям найти себя и свое дело. Ведь работа — это то, чем мы занимаемся большую часть жизни. И хочется, чтобы она была в удовольствие, — подчеркивает Елизавета.
Юлия Ефремова 

Источник: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. 12 (200) ДЕКАБРЬ 2023 7