Главная » Санкт-Петербургский вестник высшей школы » Новые стратегии » Сделано нами: концепт-кар Политеха на ВДНХ

Сделано нами: концепт-кар Политеха на ВДНХ

Источник фото: © ПРЕСС-СЛУЖБА СПбПУ

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого и структурные подразделения экосистемы технологического развития СПбПУ представили высокотехнологичные разработки на Международной выставке-форуме «Россия» на ВДНХ.

Экспонаты Передовой инженерной школы (ПИШ) СПбПУ «Цифровой инжиниринг» и Научный центр мирового уровня (НЦМУ) СПбПУ «Передовые цифровые технологии» установлены в интерактивных павильонах Министерства промышленности и торговли и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.
Павильон Министерства науки и высшего образования Российской Федерации посвящен передовым отечественным разработкам в научно-технологической сфере и трансформации высшей школы. 14 тематических залов охватывают перспективные направления исследований, в числе которых новые производственные технологии и материалы. Одним из центральных экспонатов стал макет малоразмерного турбовинтового двигателя CML-180/240, который в настоящее время разрабатывают специалисты СПбПУ.
— Макет напечатан на 3D-принтере, причем сразу в разрезе, что дает возможность рассмотреть его во всех деталях. Но наиболее примечательна технология цифрового двойника, с помощью которой ведется разработка, — отметил научный куратор выставки, член Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию доцент-исследователь Университета ИТМО Константин Фурсов.— Так создается полный виртуальный аналог реального будущего двигателя, который содержит все данные для производства оригинала. Созданная компьютерная модель тестируется, дорабатывается и затем отправляется в пилотное производство. Мне кажется, это отличная иллюстрация того, как выглядит современная производственная цепочка.
Целая серия разработок структурных подразделений экосистемы технологического развития Политеха представлена в интерактивном павильоне Министерства промышленности и торговли Российской Федерации «Сделано нами». В экспозиции размещены промышленная продукция и цифровые решения, созданные российскими инженерами и производящиеся в стране. 
Макет электрического концепт-кара, созданный специалистами Инжинирингового центра ПИШ СПбПУ, стал открывающим экспонатом выставки.
Инициативный проект стартовал в конце 2016 г., и в рекордные для отрасли сроки — в течение одного года — электрокар-демонстратор был подготовлен к производству.
— Это демонстратор технологий, когда мы можем применить лучшие материалы, лучшие технологии, обеспечив лучшие характеристики, а потом на основе полученных best-in-class решений ввести те или иные ограничения по материалам, экономике, производственным мощностям, чтобы получить конкретный автомобиль, — рассказал проректор по цифровой трансформации СПбПУ, руководитель ПИШ СПбПУ Алексей Боровков.
Проект стал фундаментальной основой и сформировал значительный научно-технологический задел для создания «умного» цифрового двойника и экспериментального образца малогабаритного городского электромобиля с системой ADAS 3–4-го уровня (2018–2020 гг., индустриальный партнер — ПАО «КАМАЗ») в рамках программы Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, предоставившего грант на 150 млн руб. В результате в кратчайшие сроки — за два года — фактически «с нуля» был создан первый в России предсерийный электромобиль на основе технологии цифровых двойников «КАМА-1», получивший лучшие потребительские характеристики в своем классе транспортных средств. В январе 2021 г. опытный образец электромобиля КАМА-1 и рабочая конструкторская документация были переданы индустриальному партнеру ПАО «КАМАЗ», которые послужили основой для разработки электромобиля «Атом».
На примере оптимизации конструкции автомобиля интерактивная информационная панель знакомит гостей выставки с особенностями технологии цифровых двойников, позволяющей моделировать все стадии жизненного цикла изделия и проводить необходимые цифровые испытания. Использование цифрового двойника на стадии разработки позволяет снизить стоимость проекта и сократить время до вывода изделия на рынок. Еще до создания реального прототипа при помощи цифрового двойника возможно оценить требуемую мощность двигателя и другие его ключевые характеристики: прочность, жесткость, пассивную безопасность, виброакустический комфорт и так далее. Для контроля параметров инженеры создают матрицу требований, целевых показателей и ресурсных ограничений, которая обрабатывается и анализируется Цифровой платформой CML-Bench®, разработанной в Политехе.
Помимо автомобилестроения, на Цифровой платформе CML-Bench® реализованы десятки прорывных проектов для других высокотехнологичных отраслей: двигателестроения, атомного и нефтегазового машиностроения, медицины и других, о которых также рассказывает экспозиция в павильоне Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. 

Источник: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. 2 (202) ФЕВРАЛЬ 2024. СПЕЦВЫПУСК