Главная » Санкт-Петербургский вестник высшей школы » Новости образования » Участники проекта по реформе высшего образования подвели промежуточные итоги

Участники проекта по реформе высшего образования подвели промежуточные итоги

Источник фото: © ПРЕСС-ЦЕНТР МИНОБРНАУКИ РФ

Совещание «Пилотный проект: промежуточные итоги и перспективы» провел в Санкт-Петербурге министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков. Ректоры шести вузов-участников проекта поделились успехами и обозначили перспективные точки роста.

К обсуждению пилотного проекта на площадке Санкт-Петербургского горного университета Екатерины II присоединились помощник президента России Андрей Фурсенко, председатель Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию Сергей Кабышев, председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова, ректоры всех шести вузов — участников пилота: Санкт-Петербургского горного университета Екатерины II, Московского авиационного института, Национального исследовательского Томского государственного университета (ТГУ), Национального исследовательского технологического университета «МИСиС», Московского педагогического государственного университета и Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта (БФУ им. И. Канта).
Открывая встречу, глава Минобрнауки России отметил, что итогом проведения «пилота» должен стать переход всей системы образования на новые единые стандарты по целому блоку направлений.
— Сделать это можно через единое ядро. Например, в инженерном образовании будет определенный набор дисциплин, которые формируют, с одной стороны, мировоззрение у студента, а с другой — готовят из него настоящего инженера и профессионала высокого уровня под потребности работодателя. При создании такого ядра мы решаем задачу по обеспечению единого образовательного пространства на территории России, в том числе это будет сильно способствовать студенческой мобильности, — подчеркнул он.
По словам Валерия Фалькова, ряд университетов готов зайти в контур пилотного проекта. Уже в текущем году они будут использовать в своих учебных планах отдельные элементы, наработанные участниками эксперимента. В их числе — обязательное наличие «ядра» высшего образования, в рамках которого студенты всех направлений подготовки на первых курсах изучают одинаковые дисциплины, получая фундаментальные знания, а также резкое увеличение времени, отпущенного на производственную практику. 
— Лучшие практики, накопленные и апробированные изменения, которых за 10 месяцев удалось достичь нашим университетам в «пилоте», станут основой для перехода других вузов на новую систему. Так, мы сможем тиражировать лучший опыт на всю систему высшего образования, — считает Валерий Фальков.
В этом году готов полномасштабно войти в пилотный проект Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна. 
По предложению ректора Санкт-Петербургского горного университета Екатерины II Владимира Литвиненко вокруг участников «пилота» нужно сформировать пул вузов, которые через сетевую форму взаимодействия могли бы начать перестраивать свою работу согласно принципам обновляемой системы.
Владимир Литвиненко подробно представил результаты модификации учебных планов в рамках новых программ, которые нацелены на рост конкурентоспособности ребят, сокращение времени на адаптацию в реальном секторе экономики после окончания вуза. 
— Нам удалось перевести всех студентов инженерной подготовки этого года приема на обновленные программы. Все кафедры участвуют в профориентации и ведут работу по адаптации к специальностям, — подчеркнул он. 
Другая важная задача — расширение практической составляющей и более тесное взаимодействие с работодателем. Наиболее успешной моделью ректор БФУ им. И. Канта Александр Фёдоров для своего вуза считает кейс с программами по химии.
— Партнеры сформулировали точный запрос на компетенции выпускника. После аудита удалось ликвидировать разрыв между академическим знанием и реальными задачами на производстве. Во-первых, теперь программы по химии позволяют выбрать как срок обучения — от четырех до шести лет, так и желаемую квалификацию — технолог, инженер, исследователь для разработки новых видов химической продукции. Во-вторых, мы усилили фундаментальную подготовку студентов. В-третьих, освоение специальности проходит непосредственно на предприятии индустриального партнера, — рассказал Александр Фёдоров.
Ректор ТГУ Эдуард Галажинский отметил важные моменты реализации пилотного проекта:
— На этой встрече мне показалось важным, что, с одной стороны, все вузы «пилота» идут своим путем и все модели действительно разные. Но, с другой стороны, пилот — это подготовка к закону, и в стране должен появиться свод правил, по которым будет жить система высшего образования.
Мы понимаем, что на университетах сейчас большая ответственность: год мы занимались тем, что осознавали, куда двигаемся, что нужно менять, а теперь нужно подняться над этой ситуацией, посмотреть на себя и других и понять, что в сухом остатке может стать правилами для системы, какие практики нужно централизовывать.
Все участники встречи сошлись во мнении о первостепенной важности неразрывной связи высшей и общеобразовательной школ. Именно от заинтересованности и увлеченности школьников математикой, физикой, химией, биологией и другими естественно-научными предметами  зависит обеспечение технологического суверенитета. Подводя итоги, министр поручил ректорам до 12 мая подготовить и представить обобщенные предложения по итогам первого года в «пилоте».
Владимир ВОЛОДИН
 

Источник: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. 4 (204) МАРТ 2024