Куда пойти? Пойдём в IT!

Источник фото: © ПРЕСС-СЛУЖБА ПГУПС

С прошлого учебного года студенты выпускных курсов Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС) получают дополнительное образование на Цифровой кафедре. Бакалавры, специалисты и магистры вместе с дипломом об окончании университета получают «корочку айтишника» — государственный диплом о переподготовке с присвоением квалификации «системный аналитик».

О новом проектном офисе вуза, где молодые люди проходят программу переподготовки по IT-направлениям, рассказывает руководитель Цифровой кафедры ПГУПС Ольга Скулябина.
— Ольга Владимировна, какие возможности открывает перед молодыми людьми обучение на Цифровой кафедре? 
— Обучение предусмотрено для студентов разных факультетов, кроме тех, кто уже осваивает близкие по своей сути специальности на кафедрах «Информатика и информационная безопасность» и «Информационные и вычислительные системы». Таким образом, даже молодые люди, которые готовятся к работе в производственной среде, будут владеть цифровыми инструментами. После прохождения этой программы переподготовки можно самостоятельно развить свои компетенции или найти работу в IТ-сфере, а можно эффективно использовать новые навыки, начав работать по основной специальности, например, на железной дороге. 


— Таким образом, специалисты разных направлений, например, будущий движенец, работник терминально-складского комплекса, строитель и экономист, будут осваивать один и тот же курс системной аналитики? 
— Теоретическая часть одна и та же, а вот дальше курс учитывает специфику разных направлений, ведь задачи одного айтишника могут разительно отличаться от задач другого — сама IT-сфера очень широка. Мы даем студентам максимальный спектр знаний. Системный аналитик может провести анализ не только продукта, но и требуемых для его производства цифровых технологий. На лекциях — они проходят онлайн — студенты получают общие представления: какие IT-технологии сейчас используются в транспортной отрасли, какие будут востребованы. Например, целый блок у нас ведут специалисты Санкт-Петербургского информационно-вычислительного центра, также теоретические занятия ведут представители IT-компаний. А на практике, которая плавно перейдет в дипломный проект, каждый будет расширять цифровые компетенции в рамках своих основных направлений.


— Как реализуется это разделение? 
— Например, наши студенты-психологи изучат приложение «1C:Психодиагностика» и будут его применять. Молодые люди, осваивающие строительные специальности, познакомятся с продукцией компании «АСКОН» — это крупный разработчик отечественного ПО для автоматизированного проектирования. Мы не учим «чуть-чуть программировать», так как наш вуз — отраслевой и наши студенты находятся в курсе конкретных современных систем и технологий и умеют с ними работать. Системный анализ — это комплексное знание. 


— На сайте Министерства науки и высшего образования Российской Федерации писали, что в 2022 г. количество студентов, зачисленных по всей стране на обучение в рамках запуска Цифровых кафедр, должно составить более 80 тыс. человек, а к 2024 г. превысить 147 тыс. Сколько студентов ПГУПС участвуют в программе переподготовки?
— Программа реализуется в рамках проекта «Приоритет 2030», поэтому Цифровая кафедра есть в 114 вузах России, выигравших это право в конкурсном отборе. Среди них — Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ», Московский государственный институт международных отношений, Уральский федеральный университет. В начале этого учебного года Цифровая кафедра нашего вуза приняла 608 студентов, а сегодня у нас обучаются 1 011 человек. Выпуск состоится в июне. Перед этим, параллельно с написанием основного диплома, молодые люди готовят вторые дипломные работы. Их защита будет проходить в командном формате, где на 10 человек распределяются роли участников команды IT-проекта. 


— На прошедшем в университете V Бетанкуровском форуме заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Евгений Чаркин сказал, что в холдинге уже работают более 30 тыс. специалистов в области IT и связи, но для реализации грядущих задач этого ресурса недостаточно. Помогут ли выпускники Цифровой кафедры? 
— Запрос на специалистов в IT-подразделения Российских железных дорог высокий. Многие дирекции, не связанные напрямую с цифровыми технологиями, хотят, чтобы будущий сотрудник умел применять те или иные сервисы и системы в своей работе. Также для следующего набора, который будет в сентябре, ОАО «РЖД» сформирует список компетенций, навыков и задач конкретно под свои интересы. Отмечу, что есть и другие компании, выступающие в роли цифровых партнеров. 


— Как будет развиваться Цифровая кафедра ПГУПС? 
— Сейчас мы в ее рамках реализуем одну образовательную программу, обучая на системных аналитиков, а для следующего набора их будет шесть. Среди них интеллектуальные технологии на железнодорожном транспорте; технологии интернета вещей; маркетинг и коммуникация в цифровой среде; системы автоматизированного проектирования для транспортной отрасли; автоматизация бизнес-процессов средствами платформы 1C; менеджмент цифровых продуктов. Уже одобрено создание лаборатории искусственного интеллекта на базе вуза. 
Беседовала Мария ТРОШИНА
 

Источник: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. 5 (205) АПРЕЛЬ 2024