Главная » Санкт-Петербургский вестник высшей школы » Нити судьбы прядутся в университете Герцена

Нити судьбы прядутся в университете Герцена

Источник фото: © ЕЛЕНА НОВОСЕЛЬЦЕВА

Здесь, в фойе Голубого зала, прошла традиционная весенняя выставка «Primavera».

— Ежегодная выставка в нашем университете в канун замечательного весеннего праздника стала хорошей традицией. Тема выставки год от года расширяется. Прекрасно, что сегодня здесь мы видим также образы женщин, принадлежащих к разным культурным традициям, ведь многообразие культур — это то, что нас объединяет. А также нас объединяет наша любовь к искусству, способность ценить красоту и человеческие взаимоотношения, это самое главное, — сказал, открывая вернисаж, ректор Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (РГПУ им. А. И. Герцена) Сергей Тарасов.
Весенняя экспозиция собрала творческие работы студентов, выпускников и педагогов института художественного образования. Куратор выставки, заведующая кафедрой декоративного искусства и дизайна Анна Векслер отметила, что тема выставки — «Нити судьбы» — выбрана неслучайно.
— Работы, представленные на выставке, посвящены ткачеству как древнейшему женскому ремеслу, которое сохраняется по сей день. Интересно, что в культуре практически всех народов верховные божества, которые покровительствовали дому, семье и быту, были, как правило, ткачихами. Таким образом, мы затронули и тему этого года, который был объявлен указом президента Годом семьи, — сказала она. 
Идея выставки родилась четыре года назад, когда был создан институт художественного образования.
— Вместе с первым директором института Ольгой Сапанжа мы планировали выставочную деятельность и решили, что весной будет уместна легкая, красивая выставка-подарок, посвященная празднику 8 Марта. Самой интересной и выразительной техникой нам показался коллаж — из бумаги, текстиля, самых разных материалов. Поскольку это весеннее, праздничное мероприятие, основными темами произведений стали цветы и женские портреты-образы, — рассказала Анна Векслер. 
Чтобы выставка была интересна для зрителей, каждый год для нее выбирается новая тема. Вторая выставка была посвящена взаимодействию коллажа и цифрового искусства, третья под названием «Primavera. Цветы и птицы» выделялась не только техникой исполнения, но и содержанием. На выставке были представлены коллажи из бумаги, текстильных материалов и даже из керамических элементов. Вниманию зрителей был предложен и motion-коллаж — анимированное изображение, транслировавшееся на экране. Активная выставочная деятельность сегодня поддерживается директором института художественного образования Дмитрием Ткаченко. 
В первые годы студенты на выставку приносили творческие работы, выполненные самостоятельно, что-то получалось выбрать из курсовых работ, сделанных во время учебы. В этот раз были выполнены большие выставочные проекты — серия коллажей из текстильных материалов «Мировое ткачество» и серия коллажей из бумаги «Ткачихи-божества» (куратор А. К. Векслер) и коллективная работа — коллаж из небольших сотканных панно «Золотые руки» (куратор М. С. Широковских). 
В проекте «Мировое ткачество» была поставлена задача найти образ ткачихи в культуре определенного народа или национальности и представить его зрителю в виде художественно-творческой работы — декоративного произведения. Важную роль тут сыграла исследовательская составляющая. Студенты должны были просмотреть иллюстративный материал, ознакомиться с научной литературой по этнографии, культурологии, мифологии. Анна Кирилловна отметила, что работа начиналась в прошлом учебном году на занятиях по дисциплине «Коллаж», но учебных часов было недостаточно для большого творческого проекта, поэтому студенты самостоятельно доводили учебные проекты до уровня выставочных. В серии представлены образы ткачих разных регионов: Индии, Африки, юга и севера России, Норвегии, Мексики, Перу, Америки. На одной из работ представлен образ ткачихи, которую сложно отнести к определенному народу, но можно считать собирательным образом ткачих Западной Европы эпохи Средневековья.
Говоря о важности подобных выставочных проектов в подготовке будущих педагогов-художников, Анна Векслер подчеркнула: «Это самый большой стимул, который может быть у студента к занятию творчеством. Просто выполнить работу и получить зачет — это одно. Создать произведение искусства, которое будет представлено на выставке на суд зрителя, — это совсем другая задача, другие ощущения. Ребята чувствуют себя настоящими творцами в этот момент. Именно это развивает творческие способности в большей мере».
Елена НОВОСЕЛЬЦЕВА
 

Источник: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. 4 (204) МАРТ 2024