«Ленинградская новелла»

Источник фото: © СВЕТЛАНА КЛЕВЦОВА

Премьера лирической оперы Геннадия Белова состоялась в Санкт-Петербургском государственном театре музыкальной комедии накануне 80-летия со Дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

Еще в декабре Светлана Эмильевна ¬Таирова, директор издательства «Композитор Санкт-Петербург», предложила мне привлечь студентов Санкт-Петербургского музыкально-педагогического училища к участию в этом проекте. Мы знакомы более 20 лет, и я точно знаю, что всё, что она делает, — это про музыку, про город, про любовь к искусству, истории и творчеству! Именно она помогала в поиске оперы, пролежавшей в архиве 50 лет, способствуя ее возрождению!
На премьеру «Ленинградской новеллы» были приглашены учащиеся школ и училищ, студенты Северо-Западного государственного медицинского университета имени И. И. Мечникова и Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова.
Потрясающий спектакль, созданный Юрием Александровым с участием солистов и оркестра Театра музыкальной комедии, захватывает с первых звуков: прекрасная музыка, очень петербургские декорации, деликатно дополненные мультимедийными средствами, талантливые артисты с первых тактов погружают зрителя в атмосферу блокадного Ленинграда и вовлекают в перипетии судеб героев. Опера проходит на одном дыхании, фактически начинаясь в фойе театра: зрителей встречает картина (она же легла в основу афиши), написанная петербургским художником Мишей Ленном. Его «летящие» и легкие цвета и контрасты сразу же настраивают на надежду, которой жил Ленинград в тяжелые блокадные дни.
Музыкальная ткань оперы насыщена и современным звучанием, и стилистическими вставками, отсылающими к блокадным и фронтовым будням. 
Среди героев оперы — маленькая девочка. Она появляется лишь в начале и конце спектакля, но каждое ее появление подчеркивает полноту жизни и накал борьбы за выживание.
Здорово включены в спектакль кадры и «картинки» блокадной кинохроники: сигнальные лучи прожекторов и противотанковые ежи, усталый трамвай и замерзшие ледяные плиты тротуара, лица людей, измученных голодом и холодом, заставляют слушателей почувствовать себя частью этой истории.
Главная декорация и, на мой взгляд, один из главных героев спектакля — Чернышов мост: он ждет героев, встречает и провожает их, сочувствует им и переживает за них… ― музыка всё время рассказывает нам об этом, а дополняют картину стихи Ольги Берггольц. И в этом сплетении, синтезе музыкального и поэтического, архитектурного и человеческого начал — истинно ленинградско-петербургский стиль, суть того, как сражался город за свою жизнь — всеми возможными и общими усилиями, средствами, включая множество ресурсов, и, конечно, любовь… ведь только так можно было победить.
И победа обязательно придет — счастливый финал оперы оставляет позитивное послевкусие, связанное не только с благополучным окончанием сюжета, но и с радостью за судьбу оперы и благодарностью всем участникам столь актуального и значимого проекта, который был осуществлен совместно с Российским обществом историков-архивистов при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Светлана КЛЕВЦОВА, 
музыковед, директор
Санкт-Петербургского 
музыкально-педагогического 
училища 

Источник: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. 1 (201) ЯНВАРЬ 2024