Главная » Санкт-Петербургский вестник высшей школы » Команда СПбГУПТД разработала концепцию реновации петербургского лицея

Команда СПбГУПТД разработала концепцию реновации петербургского лицея

Источник фото: © ЮЛИЯ СТАРОБОР

Проектная команда студентов Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна (СПбГУПТД) под руководством доцента кафедры дизайна интерьера и оборудования Евгения Лобанова и ассистента кафедры ¬Софьи Шамановой представила проект обновления корпуса на Перевозном, 19. Их заявка победила в новом сезоне федерального этапа проекта «Школа мечты».

Защита концепции обновления корпуса лицея в рамках двухлетнего проведения работ по капитальному ремонту прошла в лицее № 533 Красногвардейского района Санкт-Петербурга под эгидой комиссии по просвещению и воспитанию Общественной палаты Российской Федерации. 
На защите присутствовала заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольга Петрова. Она отметила, что рада была узнать о включении студенческой команды одного из ведущих университетов страны в сфере дизайна в проект и поблагодарила руководство Санкт-Петербурга и Университета промышленных технологий и дизайна за поддержку.
Председатель комиссии по просвещению и воспитанию Общественной палаты Российской Федерации Наталья Кравченко поблагодарила земляков за отклик на приглашение к участию в проекте «Школа мечты», а также отметила, что студенты СПбГУПТД сделали проект, который полностью готов к реализации и отвечает всем нормам современного образовательного пространства.
— Молодые дизайнеры и архитекторы провели несколько сессий исследования с учащимися, учителями, администрацией лицея и родителями. Разработали поэтажные планы с новыми решениями организации пространства: среди предложений мобильная мебель, цвета, которые помогут визуально расширить пространство, новое освещение. Большое внимание уделено гардеробу и местам для хранения. Спасибо команде дизайнеров и архитекторов за отличную работу, — сказал заместитель председателя Комитета по образованию Санкт-Петербурга Алексей Ерин.
Руководитель трех проектов школ Санкт-Петербурга и Ленинградской области доцент Евгений Лобанов в своей вступительной речи поблагодарил организаторов проекта «Школа мечты» за возможность познакомиться с современными практиками организации образовательных пространств, поработать с ведущими экспертами и посетить наиболее интересные с точки зрения дизайна и архитектуры школы Москвы. При этом он отметил, что основатели кафедры дизайна пространственной среды СПбГУПТД архитекторы Людмила Фешина и Борис Устинов очень много сделали для развития современных подходов к проектированию учебно-воспитательных заведений.
— Представленный на защиту проект стал новой ступенью в процессе внедрения здоровых принципов организации пространства для учебы, личностного развития и социализации учеников младших классов. Для реализации амбициозной задачи министерства, озвученной на мастерской «Школа мечты» на ВДНХ, — перейти от традиционной «школы знаний» через этап «школы компетенций» к «школе созидания» — необходима среда, которая вдохновляет на творчество и сама является произведением искусства, — отметил Евгений Лобанов.
Первоначальный логотип школы в виде книги с листом послужил источником вдохновения для создания новой концепции интерьеров. Дети — это «чистые листы», открытые к познанию окружающего мира, именно поэтому в основу концепции вошли стихии природы и обрели каждая свою форму в зависимости от расположения на этаже.
Студентки Вероника Панамарёва и Екатерина Жогло представили концепцию первого этажа. Она символизирует начало, истоки, ее элементы — земля, дерево и вода, геометрические фигуры — квадрат и треугольник. Функциональное зонирование построено таким образом, чтобы разделить потоки учеников и администрации. Все административные помещения были перенесены в коридор первого этажа. Поскольку этот коридор самый темный, чтобы разнообразить визуальные впечатления от прохода по нему, были добавлены акценты — сидения и настенное панно «Начало» в виде дерева, предназначенное для размещения фотографий самых важных моментов из жизни школы.
Концепцию второго этажа представила студентка Галина Шаламова. Символика — огонь. Здесь он понимается как источник тепла, очаг, вокруг которого собирается вся семья. В основу геометрии положены ромб и параллелограмм. Рекреация «Очаг» — это место для посиделок и созерцания, где предполагается разместить экспозиции, посвященные географии, истории и патриотизму. Рядом находится музыкальный класс, оформленный декоративными акустическими панелями. Рекреация «Труд» включает трансформируемое пространство мастерской и компьютерную комнату. Из этой зоны можно попасть на балкон столовой, который был преобразован из складского закрытого помещения. Таким образом, домашняя атмосфера этого этажа плавно переходит и в столовую. 
Пространство столовой было переосмыслено в виде «центра сообщества», места встреч самых разных групп людей, а также проведения различных мероприятий. За счет использования штабелируемой и трансформируемой мебели, складной сцены и перегородки можно использовать ее как место приема пищи, площадку для проведения конференций и как выставочное пространство. Перед столовой находится рекреация «Лес». Изначально в этом месте предполагалось сделать основной вход в школу, но после долгих обсуждений было решено, что это помещение станет более функциональным именно в качестве зоны отдыха. Природная тематика этажа продолжается в виде деревянных покрытий, оттенков синего и зеленого, геометрией, повторяющей форму листьев и гор. Пространство включает в себя сразу несколько функций и может использоваться для проведения занятий. Зона умывальников была перенесена поближе к рекреации «Лес», и таким образом не создается условий для скопления людей. Кроме этого, ученикам будет веселее и приятнее мыть руки перед едой в компании динозавра, на спине которого прикреплены крючки-вешалки для личных вещей.
Концепция интерьера третьего этажа, представленная студенткой Антониной ¬Сапрыкиной, символизирует свободу познания и творчества. Его природные элементы — воздух и ветер, геометрические фигуры — трапеция и шестиугольник. Дизайн этажа выполнен в духе минимализма. Рекреация «Остров» погружает учеников в атмосферу сказки, а «Знание» дает возможность для обмена знаниями и книгами и включает в себя небольшую открытую библиотеку.
Концепцию четвертого этажа представила студентка Анна Чечулина. Так как он находится выше всех, его элементом стал космос, а фигурой — круг. Рекреация «Фокус» представляет собой зону для просмотра мульт¬фильмов, а «Взлет» является зоной активных игр. Множество объектов мебели и оборудования, а также настенные изображения выполнены в виде планет и созвездий.
Инфографика для навигации и новый логотип школы были разработаны руководителями проекта Евгением Лобановым и ¬Софьей Шамановой. 
Этим летом в лицее на Перевозном, 19 со спортивного зала и четвертого этажа начнется первый этап обновления пространства. Кроме этого, в планах обновить кровлю всего здания. В 2025 г. — обновят три этажа лицея с учетом решений, которые были предложены командой Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна.
Юлия ЕФРЕМОВА
 

Источник: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. 5 (205) АПРЕЛЬ 2024