Главная » Санкт-Петербургский вестник высшей школы » Инженерная идея становится наукоёмким бизнесом

Инженерная идея становится наукоёмким бизнесом

Источник фото: ©ПРЕСС-СЛУЖБА ПГУПС
Инженерное предпринимательство для России идея совсем не новая, а для нашего университета — это школа, которой более 200 лет, это лучшие предпринимательские практики, самые известные инженеры, проектировщики и конструкторы российской транспортной отрасли.
 
Первая инженерная школа в Российской империи — это не только железные дороги, но и, например, водяной знак — защита денежных бумажных ассигнаций, строительство первого печатного двора, решения, связанные с культурой и искусством, стоящие на инженерном фундаменте.
Сегодня в университете создан и реализуется инновационный образовательный проект «Школа инженерного предпринимательства» (ШИП). Это прежде всего научно-образовательная среда для подготовки специалистов, способных генерировать идеи, превращать их в инженерные задачи, а потом коммерциализировать. Все три составляющие этого процесса невероятно сложны сами по себе, и их объединение в один стартап увеличивает сложность в разы. Поэтому создание команды, способной оценить рыночную перспективу нового продукта, организовать научные и опытно-конструкторские работы, производство и продажу, является важнейшей задачей нашей школы.
Мы готовим наших студентов к оптимальному решению инженерно-технических задач, связанных с созданием новой наукоемкой продукции, которая сочетает качество, стоимость, сроки исполнения, конкурентоспособность и экологическую безопасность.
Преемственность инженерной школы Бетанкура начинается с формирования предпринимательской культуры, а дальше идет освоение техник генерирования идей, изучение практик разработки и реализации бизнес-проектов; приобретение навыков работы в междисциплинарных проектных командах; вхождение в среду инновационного предпринимательства.
Конечно, среда инженерного предпринимательства невозможна без научных школ ведущих специалистов университета, именно они объединяют студентов, консультируют на всех этапах решения задач, готовят к созданию нового продукта. Это самые известные в отрасли инженерные школы, занимающиеся подвижным составом железных дорог, электрическим транспортом, локомотивами, телекоммуникационными и радиотехническими системами на железнодорожном транспорте, автоматикой и телемеханикой и многим другим.
Два года работы ШИП показали важность формирования «сквозных» междисциплинарных компетенций в обучении наших студентов. Прежде всего это цифровое моделирование, BIM-технологии, BigData и бизнес-аналитика; искусственный интеллект; Blockchain; информационная безопасность, облачные технологии, технологии виртуальной и дополненной реальности, гибкие технологии в управлении. С другой стороны, мы рассчитываем на синергетический эффект наших стартапов за счет объединения собственных интеллектуальных и материальных ресурсов, а также привлечения всех форм поддержки отрасли, государства и бизнеса.
И, конечно, сегодня продукт невозможно вывести на рынок без обоснования его экономической эффективности. А это знания организации бизнеса, маркетингового исследования, определения стоимости проекта и будущего продукта, привлечение инвестиций в его разработку и производство и множество управленческих и экономических решений, сопровождающих стартап. Именно поэтому организация и управление работой школы инженерного предпринимательства ведется на кафедре «Экономика транспорта», где практикам экономических обоснований инженерных решений более 90 лет.
ПГУПС прежде всего транспортный вуз. Поэтому основными направлениями подготовки в ШИП являются «транспорт будущего», «политранспортные системы», «искусственный интеллект», «цифровые решения на транспорте», «инжиниринг транспорта технологий». Здесь важны не только разработка принципиально новых наукоемких продуктов, но и технические и технологические улучшения уже существующих процессов, конструкций и технологий.
Источник идей в нашей инженерной школе — научные работы аспирантов и молодых ученых, прошедшие научную апробацию на международных и всероссийских конкурсах, среди которых выделяется фестиваль «Неделя науки». В его рамках проходят Всероссийская научно-техническая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Транспорт: проблемы, идеи, перспективы», национальная конференция «Перспективы будущего в образовательном процессе», Конкурс студенческих научных грантов. Ежегодно в фестивале принимают участие более 2 000 человек из ПГУПС и других транспортных вузов России.
Результаты наших исследований всегда были востребованы отраслью, но проблема состояла в том, что мы передавали наш интеллектуальный продукт в собственность заказчика или покупателя. Так была организована практика заказных научно-исследовательских (НИР) и опытно-конструкторских работ. Сегодня мы пытаемся ситуацию изменить. Инженерная идея должна стать именно в стенах университета стартапом — маленьким наукоемким бизнесом! А дальше мы можем выходить на рынок с готовым продуктом, стоимость которого многократно превышает стоимость НИРа, заказываемого транспортным бизнесом.
С этой целью мы активно сотрудничаем не только с отраслевыми компаниями, но и с Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП). В конце 2022 г. эту практику закрепили на организованной в рамках Бетанкуровского форума конференции «Инженерное предпринимательство: новые решения на транспорте и в логистике». При этом наши стартапы мы показали на площадке XVII Международного форума — выставке TRANSTEC «Технологии мобильности логистики в системе международных транспортных коридоров» при поддержке Евразийской экономической комиссии, Министерства транспорта РФ, Российского союза промышленников и предпринимателей. Именно такая кооперация с бизнесом является отправной точкой любого стартапа, поскольку она формирует реальное представление об инновациях и их превращении в деньги.
Сегодня партнерами ШИП мы можем назвать заместителя председателя Комитета по международному сотрудничеству, председателя подкомитета по транспорту и логистике Комитета РСПП по международному сотрудничеству Олега Дунаева, заместителя директора Центра развития и поддержки предпринимательства Янину Рычкову, ученых Высшей школы бизнес-инжиниринга Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, а также руководителей и специалистов ОАО «РЖД».
Развитие инженерного предпринимательства в университете имеет серьезный потенциал. Однако любое развитие связано с обеспеченной финансированием материально-лабораторной базой, исследовательской аппаратурой, специалистами, готовыми к реализации стартапов как определенных организационных форм бизнеса. Нам нужна существенная поддержка отрасли именно в части готовности купить созданный, экономически эффективный инженерный продукт. Это не только гранты и целевое финансирование разработок. Нужны налоговые льготы вузам, занимающимся созданием инновационных продуктов, налоговые преференции организациям, покупающим подобные продукты, площадки организационного обеспечения нового стартапа и его сопровождения.
Конечно, самым главным результатом работы ШИП являются реально созданные стартапы. Мы показываем уже разработанные проекты и постоянно готовим новые.
«Разработка регулируемой коаксиальной тяговой передачи на основе постоянных магнитов» (Михаил Михайлов, Данил Орлов, Андрей Соловьёв, Данил Тарицын, кафедра «Локомотивы и локомотивное хозяйство»). Цель: совершенствование технико-экономических показателей машин и механизмов и эффективности машинного производства за счет применения магнитных бесконтактных передач. Можно разработать магнитную передачу как для личного автомобиля, так и для локомотива. Решается проблема механического износа, шума, вибрации, потерь КПД на трение в передаточных механизмах. Таким образом, внедрение данного типа передач позволит всем, кто эксплуатирует различные механические устройства — от личного автомобиля до локомотивов, — повысить технико-экономические показатели своих устройств. Наиболее актуально данное решение будет для колесного транспорта.
«Модернизация системы впрыска топлива маневровых локомотивов, эксплуатируемых на железных дорогах Монголии и Кубы» (Василий Сулейманов, Пила Гарсия, Бямбадорж Галбадрах, Артеага Альварес, кафедра «Локомотивы и локомотивное хозяйство»). Угол опережения подачи топлива постоянен, так как зависит от профиля кулачка распределительного вала, а число оборотов коленчатого вала на каждой позиции контроллера отличается, из-за чего на некоторых позициях нецелесообразно тратится топливо. Этой проблемы можно избежать с электронной системой управления впрыском топлива, где задается необходимый оптимальный угол опережения подачи топлива для каждой позиции контроллера машиниста. С точки зрения расхода дизельного топлива модернизация старых тепловозов является более экономичной в сравнении с приобретением нового локомотивного парка.
«Система распознавания лиц — новый гарант безопасности на транспорте» (Валерия Маркова, кафедра «Железнодорожные станции и узлы»). Проблема — перегруз зон кассового обслуживания и пригородных турникетов на вокзалах Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Идея — минимизировать время в зоне кассового обслуживания и на турникетах благодаря технологии распознавания лиц на основании успешного опыта Московского метрополитена. Области применения: использование заранее оплаченных билетов с необходимой идентификацией пассажира; покупка и идентификация в зоне пригородного движения.
Наталья Журавлёва,
заведующая кафедрой
«Экономика транспорта»
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. 7 (195) ИЮЛЬ 2023. СПЕЦВЫПУСК