Главная » Высшая школа, наука » Участники литературного клуба обсудили в СПбДА произведения Джона Донна и Педро Кальдерона

Участники литературного клуба обсудили в СПбДА произведения Джона Донна и Педро Кальдерона

Источник фото: https://spbda.ru

В одной из аудиторий Санкт-Петербургской Духовной академии состоялась очередная встреча литературного клуба.

Ребята обсудили несколько произведений: «Священные сонеты» и стихотворение «Прощанье, запрещающее грусть» английского поэта и проповедника Джона Донна, а также пьесу «Жизнь есть сон» испанского драматурга и поэта Педро Кальдерона де ла Барки.

В начале встречи ведущая клуба Мария Ширыхалова рассказало о литературном стиле барокко, представителями которого являются данные авторы, а также о контексте эпохи, в которой он зародился: «Стиль барокко родился в мире, который уже нельзя было описать языком гармонии. В мире, который оказался сложным и непонятным, необъятным. Одно за другим совершались географические открытия, появилась медицина и вообще наука в нашем понимании, отвергнув метод Аристотеля. При этом Европу терзали религиозные войны, люди умирали от страшных эпидемий. Где место человека в этом новом мире, на что ему надеяться, как общаться с Богом? Произведения стиля барокко как раз и выражают мучительное переживание сомнений и противоречий, рождающихся в душе человека уже Нового времени. Поэтому для этого стиля и характерны универсализм (стремление разрешить общие мировоззренческие вопросы), внутренняя динамичность, напряжённость художественного мира и крайняя сложность, метафоричность языка».

Далее участники приступили к обсуждению произведений Джона Донна. Каждый поделился впечатлением о стиле английского поэта и его взгляде на окружающий мир.

Так, обсудив «Священные сонеты», они узнали, что этот сборник является одной из вершин творчества английского писателя. Он состоит из девятнадцати сонетов, шестнадцать из которых написаны в 1609–1611 годах, а последние три — после 1617 года.

«Человек того времени не мог найти, на что опереться. Лирический герой Джона Донна в "Священных сонетах" приходит от осознания своей немощи к личностному богообщению, к тоске по Богу, к страху Божьему как единственному выходу», — рассказала ребятам Мария.

После этого студенты перешли к обсуждению пьесы «Жизнь есть сон». Их поразил тот факт, что Педро Кальдерон написал драму будучи ещё относительно молодым человеком, однако она демонстрирует все признаки философской глубины и силы мысли, присущие зрелым произведениям великих авторов. Символично, что писатель создал её в том же возрасте, в котором Шекспир работал над «Гамлетом» и который Данте определил как середину земной жизни. Слова главного героя пьесы Сехизмундо — «Вся наша жизнь лишь сновиденье, и сновиденья также сон» — выразили не только умонастроение целой эпохи, но и одно из главных озарений, постигших человечество на пути к истине или во время её мучительных поисков.

«Барочный мир Кальдерона непрочен по определению, жизнь в нём — как во сне. И потому имеет значение, добро или зло ты совершаешь, а не то, в каких обстоятельствах ты живёшь, потому что в любом случае земная жизнь хрупка, туманна и недолговечна», — подвела итог встречи Мария.

Для дальнейшего обсуждения ребята выбрали пьесы «Сид» Пьера Корнеля и «Мизантроп» Мольера.

Пресс-служба СПбДА