Главная » Высшая школа, наука » Игумен Силуан (Туманов) провел в Духовных школах семинар о ладане

Игумен Силуан (Туманов) провел в Духовных школах семинар о ладане

Источник фото: https://spbda.ru/

Семинар «Разнообразие форм богослужебного ладана в христианской традиции» провел 4 апреля в актовом зале СПбДА игумен Силуан (Туманов), руководитель творческой мастерской «Русский ладан».

Отец Силуан отметил, в мастерской изготавливают 150 сортов, и показал некоторые образцы, чтобы будущие священнослужители могли с ними познакомиться. Он начал рассказ с высказывания немецкого богослова Романо Гуардини (1885–1968): «Приношение ладана — щедрый и красивый обряд. Яркие зерна ладана возлагают на раскаленные угли, кадило раскачивается, и ароматный дым поднимается облаками. В этом ритме и сладости есть нечто музыкальное и, как и в музыке, есть полное отсутствие практической пользы: это расточительная трата драгоценных материалов, это излияние неудержимой любви».

Достоверные сведения о том, что люди научились выделять душистые вещества из растительного сырья, относятся к V тысячелетию до нашей эры; есть косвенные свидетельства, что даже первобытные люди использовали ароматы. Отец Силуан перечислил цели использования ароматических веществ, бытовавшие в истории человечества: для ритуальных жертв богам, как жертвенное приношение душе умершего человека, для защиты от злых духов и их изгнания, в честь живых людей как знак почтения или приветствия, как средство очищения и лечения, для сопровождения церемоний и шествий, как свидетельство покаяния (в Коптской Церкви при Таинстве Исповеди), как косметическое средство, на пирах и собраниях, для борьбы с дурным запахом при погребении. В авраамических религиях и, в частности, в христианстве ладан используется как образ благоухания Вечной жизни, символ присутствия Божества.

Ладан широко использовался в Древнем Китае, причем не только для религиозных церемоний, но даже для отсчета времени — были ароматические палочки, которые горели определенное время. Родиной современного отношения к ладану стала Индия — именно там появилось представление о композициях ароматов. Ладан использовался в Древнем Египте для религиозных церемоний и в быту, в том числе как лекарство. Хорошо знали ладан и в античном мире. В 500 году до нашей эры греческий философ Пифагор рекомендовал приносить в жертву богам ладан вместо убийства животных. При раскопках древних Помпей был найден список покупок одной семьи, в котором наряду с продуктами были благовония. Что касается Древнего Израиля, ясных свидетельств об использовании благовоний в быту не сохранилось, однако фраза из Притч «Благовония и курения приносят сердцу радость, как и сладкие слова совета друга» (Притч. 27:9) говорит о том, что обычай окуривать помещения благовониями существовал не только в храме. В третьей главе Песни песней есть указания на то, что брачная церемония сопровождается воскурением ладана.

Христиане поначалу относились к ладану отрицательно. Он связывался с языческими жертвоприношениями, за отказ от участия в которых и пострадало большинство мучеников древней Церкви. Известный христианский писатель II века Иустин Философ даже писал, что каждению людей научили падшие ангелы, которые питаются этим дымом. Но эта экстравагантная трактовка не прижилась.

Ладан стали широко использовать при христианских религиозных церемониях только после Миланского эдикта, и связано это было отнюдь не с богословским осмыслением воскурения благовоний. Христианский епископы стали чиновниками Римской империи, чиновники обязательно участвовали в различных шествиях, перед ними несли свечи и воскуряли ладан. С течением времени свечи и ладан из уличных шествий переместились в христианские храмы. Святитель Иоанн Златоуст уже упоминает использование ладана при богослужениях.

Лектор объяснил, что собственно ладаном называют смолу дерева босвеллия, которую в древности привозили из страны Пунт, которая находится на месте современных Сомали и Йемена, а смесь благовонных смол, трав и других веществ называется фимиамом, хотя зачастую эти слова используются как синонимы. Русское слово «ладан» восходит к древнегреческому «ливанос» и латинскому «olibanum», которые, в свою очередь, происходят от арабского слова, означающего «быть белым", поскольку свежая смола дерева босвеллия — белого цвета. Отец Силуан отметил, что в России думают, что босвеллия — это то же, что и ливанский кедр, но это не так. Кедровая смола при производстве ладана на Востоке не используется, тем более что кедры в Ливане тщательно охраняются, и промышленный сбор смолы с них попросту невозможен.

Отец Силуан рассказал, что при производстве ладана используются и другие смолы, продемонстрировал разные виды ароматических веществ, в чем ему помогали добровольцы из числа студентов, которые разносили кадильницы по залу, чтобы все присутствующие могли познакомиться с ароматами. Он объяснил, что все ингредиенты, которые используются для изготовления качественного ладана, съедобны и используется на Востоке как лекарство. В мастерской «Русский ладан» используются только масла для пищевой промышленности и высокой парфюмерии, а не для мыла и стиральных порошков, — они проходят строгий отбор и не могут вызвать аллергическую реакцию.

На Руси благодаря торговле использовали олибанум, но на отдаленных и/или бедных приходах использовали канифоль — натуральную сосновую смолу. Ее использовали в Русской Православной Церкви и в советское время. В мастерской «Русский ладан» создан сорт «Пименовский» (в честь Патриарха Пимена) на основе канифоли.

На вопрос, какие ароматы для каких праздников подходят, отец Силуан ответил, что стандартов нет, но определенные привычки существуют. Это нигде не зафиксировано, но можно отслеживать, что заказывают к различным праздникам. На пасхальные богослужения выбирают аромат розы, а на Рождество Христово — аромат с хвойным оттенком. На Богородичные праздники обычно выбирают ароматы гардении, лилии. Обычай использовать «тематические» сорта ладана появился сравнительно недавно — в древности было мало возможностей разнообразить ароматы.

Игумен Силуан: «Hа вкус и цвет товарища нет, в том числе и по отношению к ароматам, сопровождающим богослужения, но вкус надо воспитывать. И живопись, и музыка требуют воспитания вкуса. Изготовление ладана - такое же мастерство, как пение, иконопись, архитектура».

Проректор СПбДА по учебной работе протоиерей Владимир Хулап поблагодарил отца Силуана, подчеркнув, что ладан — важная составляющая богослужения, и священник должен думать, какой использовать ладан, наряду с выбором песнопений и оформлением храма к тому или иному празднику.

По материалам сайта Санкт-Петербургской митрополии. Фото — пресс-служба СПбДА