Вопросы популяризации науки обсудили на открытии кинофестиваля «Мир знаний» - Информационный портал

Вопросы популяризации науки обсудили на открытии кинофестиваля «Мир знаний»

23 Октября 2014

Вопросы популяризации науки обсудили на открытии кинофестиваля «Мир знаний»

В ТАСС состоялся «круглый стол», посвященный открытию IX Международного фестиваля научно-популярных и образовательных фильмов «Мир знаний», на тему «Различные формы популяризации науки».

В дискуссии приняли участие директор Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» Михаил Валентинович Ковальчук (президент фестиваля); известный российский писатель-фантаст, научный журналист Владимир Степанович Губарев (председатель жюри кинофестиваля); ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Андрей Иванович Рудской; ректор Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения Александр Дмитриевич Евменов; генеральный директор ОАО «Киностудия “Леннаучфильм”» Антон Викторович Смирнов.

Основной темой пресс-конференции стало обсуждение состояния современных форм научных знаний и развитие науки в будущем, а также эффективных подходов к популяризации достижений российской науки и технологий.

Главный спикер «круглого стола» М. В. Ковальчук отметил, что Россия стала первой страной, которая провела глубокое реформирование научно-образовательной системы с нацеливанием ее на междисциплинарность. Однако, по мнению ученого, немаловажной проблемой для страны, наравне с распространением лженауки, стала проблема безграмотности населения по части технического прогресса. «Сегодня главным товаром на мировом рынке является не углеводород, не газ, а интеллект. Наша страна всегда была кладезем интеллекта. Какой самый верный путь разрушения страны: если каждый день говорить, что вы лузеры, плохие, больные, человек начинает в это верить. Особенно это касается молодых людей, которые не помнят великой страны, наших побед!», – отметил М.В. Ковальчук.

Несмотря на очевидные успехи нашей науки, среди которых и участие России в реализации проекта международного термоядерного реактора, и в создании рентгеновского лазера на свободных электронах X-ray, и др., М. В. Ковальчук отметил, что в отечественной научной отрасли, конечно, много проблем. Например, большие трудности в самой выгодной и рентабельной отрасли передовых научных разработок – в космической – создает то, что элементную базу ученым приходится закупать в Китае, и это не позволяет российским аппаратам работать дольше трех лет... Кроме того, есть проблемы с машинным производством все из-за той же ограниченности в запчастях российского производства. А также проблемы с переработкой нефти из-за отсутствия технической базы, позволяющей делать из черного золота множество полезных разработок.

«В начале XXI века в науке произошли сильные изменения, – отметил научный журналист В.С. Губарев. – Наука настолько захватила людей, все области знаний, что в обществе, среди детей появился протест против науки. Люди не понимают, что происходит, поэтому протестуют. Поэтому пошла вся та “хиромантия” и полный набор лженауки, которая сейчас процветает. Антинаука в XXI веке захватила огромные массы, почти все средства массовой информации потому, что издательствах повсеместно уничтожены отделы науки как таковые. И бороться с этим надо – в частности, такими фестивалями, как “Мир знаний”. Но бороться с этим надо еще и по-другому: нужно, чтобы государство поставило глобальные задачи перед учеными. Именно глобальные задачи, в которых должна участвовать огромная масса людей. И сегодня, в связи с введенными против России санкциями, наступил именно тот момент, когда мы должны четко понимать: если не восстановить и не развивать импортозамещающие технологии, то мы потеряем страну».

Полемизируя с коллегой, ректор Санкт-Петербургского государственного политехнического университета А.И. Рудской, отметил: «Мы прекрасно понимаем, какая экономическая ситуация сложилась сегодня в мире. Я не согласен с Владимиром Степановичем в том, что государство должно перед нами, учеными, поставить глобальные цели – они и так всем понятны и ясны! Вопрос только в том, где эти высококлассные специалисты, которые могут создавать не импортозамещающую продукцию, а глобально конкурентоспособный продукт? Это задача, которая сегодня стоит перед высшей школой».

Поблагодарив за приглашение войти в оргкомитет фестиваля научного кино, ректор СПбПУ отметил, что это стало серьезным поводом для систематизации подхода к образованию в высших учебных заведениях. «Сегодня мы должны непрерывно совершенствовать систему образования, используя все возможные технические и интеллектуальные средства для того, чтобы в финале мы имели инженера-созидателя, своеобразный “инженерный спецназ”, который сделает прорыв в экономике и в науке. Высшие учебные заведения, особенно инженерные, эту миссию осознают, поэтому комплексный, конвергентный подход к высшему образованию в итоге послужит тому, что мы воспитаем высокоинтеллектуальных, высокопрофессиональных, высокопатриотичных специалистов. Без глубоких знаний в параллельных науках нам не обойтись!», – отметил Андрей Иванович.

Говоря о конвергентности в образовании, А.И. Рудской заметил, что она должна проявляться и в творчестве инженерных кадров – такую возможность, например, предоставляет пока единственный в Петербурге Центр молодежного научного творчества «ФабЛаб Политех» – открытая мастерская для школьников и студентов. Завершая выступление, Андрей Иванович поделился планами на будущее: «В следующем году наши студенты инженерных специальностей обязательно примут участие в конкурсе документальных научных фильмов. Университет приобрел необходимое оборудование и готов обеспечить техническую сторону вопроса. Ведь через созидание – создание фильмов о науке, которой занимаются, они более глубоко познают свою специальность!».

Рассуждая о популяризации научных знаний как одной из главных целей фестиваля научного кино, ректор Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения Александр Дмитриевич Евменов отметил: «Популяризация знаний – это формирование такого отношения молодежи, когда модно знать те или иные закономерности развития общества и технологий. Что касается данного фестиваля, необходимо создать такую методологию преподнесения контента, чтобы не только здесь, в Петербурге, в строго ограниченное время в кинотеатрах демонстрировали научные фильмы, но чтобы этот процесс шел постоянно и помог молодежи изменить отношение к получению новых знаний».

В рамках мероприятия состоялась презентация проекта «Биржа научных идей», который разрабатывается на киностудии «Леннаучфильм». Каким образом могут формироваться темы для научно-популярного кино? Как наладить коммуникацию кинематографистов и ученых? Как заинтересовать и привлечь инвестора для производства научно-популярного контента? Эти вопросы, как отметил генеральный директор ОАО «Киностудия “Леннаучфильм”» А.В. Смирнов, и призвана решить «Биржа научных идей».
Источник:  http://www.spbstu.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~Nkcl0


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник


 

Информационное агентство  Северная Звезда

Нет событий в календаре на ближайшее время