Точка опоры

http://igps.ru/

http://igps.ru/

5 Февраля 2020

Точка опоры

Накануне дня Российской науки состоялась беседа с заведующей кафедрой высшей математики системного моделирования сложных процессов Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России доцентом, кандидатом педагогических наук Еленой Николаевной Трофимец.

«Самая большая благодарность для меня – уважение и любовь курсантов. Для меня важно не просто провести занятие, пусть через годы они и не вспомнят как аналитически вычислять интеграл, а вспомнят «Per aspera ad astra», вспомнят примеры из жизни, как для обывателя, так и для профессионала с математическими моделями, а интеграл вычислят при помощи пакетов прикладных формул - на это смещаю фокус работы – на компьютерные технологии. Важно правильно использовать математический аппарат для составления моделей различных процессов и явлений. Затем на помощь приходят информационные технологии, и на занятиях я использую этот интегративный подход с пакетами прикладных программ Matchad, (тот же Excel) и курсанты с вдохновением применяют эти возможности в наш век информационных технологий». Елена Трофимец.

Общались не один час и я понял, что кроме самостоятельного и оригинального ума, Елена Николаевна обладает отличительной чертой - ей совершенно чужды стереотипы мышления, которые, может быть, помогают жить, но, безусловно, мешают, ограничивая кругозор, движению вперед.
В наше время, когда современный человек для достижения профессионального успеха вынужден ограничивать себя жесткими, как теперь принято говорить корпоративными рамками, меня приятно удивил масштаб задач, не только предельно чётко заявленных, но и эффективно реализуемых ученой, уже состоявшейся как талантливый математик и принимающей активное участие в общественной жизни университета.
И чтобы обрести в себе, говоря словами философа и дипломата Федора Тютчева - точку Архимеда, которая позволяет перевернуть стереотипные представления о жизни, Елена Николаевна никогда не отвергает ни один из путей, обозначенных мудрым Конфуцием: « Три пути у человека, чтобы разумно поступать: первый, самый благородный – размышлять, второй самый легкий - подражать, третий, самый горький – опыт».
В этой триаде, на мой взгляд, заключен ключ к постижению духовного и интеллектуального мира Елены Трофимец. Но я еще раз повторюсь, это мое личное мнение.
- Елена Николаевна, вы родились в Ярославле. Расскажите нашим читателям в какой школе, любимые учителя, любимые предметы. Кем мечтали быть в детстве? С какими оценками закончили школу. И почему выбрали для поступления Ярославский государственный университет имени П.Г.Демидова? На какой факультет и какая была специальность записана в дипломе? Можно фамилии преподавателей и имена, которые остались в вашей памяти.
- Родилась в столице Золотого кольца в старейшем городе на Волге Ярославле, городе с тысячелетней историей.
На Ярославской земле жили Ф.Г. Волков, А.Н. Некрасов, основатели Голливуда братья Джозеф и Николас Шенки, Л.В. Собинов, академик А.Н. Колмогоров, В.Н. Терешкова, В.Е. Баснер, публицист и политический деятель А.Н. Яковлев и другие знаменитости.
Слова легендарной песни Вениамина Баснера «С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре...» напоминают о школе….
Училась в Шопшинской средней школе Гаврилов-Ямского района Ярославской области. Любимые Учителя: Владимир Васильевич Крылов по химии и начальной военной подготовке, Владимир Васильевич был руководителем стрелковой секции, в которой я занималась; Владимир Дмитриевич Барабанов по истории, к сожалению, уже ушедшие из жизни; Галина Федоровна Шилова по алгебре и геометрии, Александр Александрович Карповский по физике и астрономии. Это Учителя с Большой Буквы, Учителя от Бога, которые всегда могли заинтересовать, погрузить в данную предметную область, объяснить на простом и доходчивом языке все вопросы. Уже сейчас понимаю, что уроки по химии, истории, алгебре, геометрии, физике проводились на высоком научно-методическом уровне. Тому результатом были мои успехи на олимпиадах по химии и математике. Мои уважаемые педагоги по этим предметам дали мне фундаментальные знания и заложили прочный фундамент для поступления в ВУЗ. Бесконечно благодарна и признательна моим Любимым Учителям!
В детстве мечтала стать археологом: проводить раскопки, исследовать древние артефакты, путешествовать.
Школу закончила с двумя четверками - по русскому языку и литературе, а остальные все пятерки. Тогда было немного обидно, что по литературе «4», так как всегда любила и люблю читать. Даже вела читательские дневники с записями краткого содержания и рисунками (зарисовками) о прочитанной книге. Русский язык - один из самых богатых и сложных на планете. Я старалась и очень трепетно относилась и отношусь к Русскому языку, но на «5», видимо, не дотянула. В любимом фильме Владимира Хотиненко «72 метра» про офицеров ВМФ, где в главной роли Андрей Краско - командир подводной лодки, учил доходчиво и понятно Русскому языку своих подчиненных : «У нас Великий русский язык! В нём переставь местоимение, сказуемое и подлежащее, и появится интонация!»).
После окончания школы, с достаточно твердыми знаниями по физике, математике, химии, приняла решение, с учетом рекомендаций моих любимых родителей, поступать на физический факультет (сейчас входит в топ 20 лучших факультетов России) Ярославского государственного университета имени П.Г. Демидова. Физический факультет - один из наиболее сложных, но интересных и фундаментальных факультетов. В век информационных технологий, бурно развивающихся нанотехнологий, наноматериалов выбор мой стал актуальным и перспективным. В дипломе записана специальность «Физика», специализация «Прикладная физика», квалификация «Физик. Преподаватель». На кафедре общей и экспериментальной физики под руководством ученых доктора физико-математических наук Владимира Ивановича Бачурина, кандидата физико-математических наук Михаила Николаевича Преображенского выполняла ВКР по теме «Исследование характеристик акустического преобразователя с точной фокусировкой для стали». Бесконечно благодарна и признательна моим руководителям диплома и ученым физического факультета ЯрГУ им. П.Г. Демидова Алексееву В.П., Папоркову В.А, Биргану С.Е., Гвоздеву А.А., Смирнову А.Д. за настоящую, фундаментальную науку, исследовательскую работу, за теоретические и практические знания, которые «Per aspera ad astra!» / «Через тернии к звездам!» помогли достичь поставленной цели. Слова великого педагога Константина Дмитриевича Ушинского: «Цель в жизни является сердцевиной Человеческого достоинства и Человеческого счастья» служат одним из моих девизов и помогают в становлении профессионального роста и быть счастливым человеком.
А второй девиз это слова Льва Николаевича Толстого : « Цель для всей жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, для недели, для дня, для часа и для минуты, жертвуя низшие цели высшим».
- С 2000 по 2003 год вы обучались в очной аспирантуре Ярославского университета по направлению подготовки «Дифференциальные уравнения, динамические системы и оптимальное управление». А затем 11 лет работали доцентом кафедры высшей математики в университете. Назовите тех специалистов, которые вам помогали в становлении.
- Мой девиз по жизни - «Per aspera ad astra!» помогает мне и при обучении в аспирантуре и, конечно, мои наставники, педагоги, Ученые с Большой буквы, о которых я уже говорила. Неотъемлемой частью в процессе научно-исследовательской деятельности, на одном из этапов моего обучения в аспирантуре, становится педагогическое мастерство, которому можно учиться на протяжении всей жизни. Для того чтобы заинтересовать аудиторию, грамотно, четко и ясно, на доступном понятном языке преподнести учебный материал обучающимся надо владеть педагогическим мастерством. Поэтому я решила, что дальнейшая моя профессиональная деятельность будет связана с образовательным процессом. В итоге моя кандидатская работа стала по педагогическим наукам, а звание доцента - доцент по кафедре высшей математики. Бесконечно благодарна и признательна моему научному руководителю кандидатской диссертации, академику РАЕН, доктору педагогических наук, профессору, кандидату физико-математических наук Евгению Ивановичу Смирнову.
Заведующая кафедрой высшей математики Ярославского государственного технического университета Юлия Константиновна Оленикова помогала мне в становлении профессионального специалиста в области преподавания математических дисциплин для технического университета, под ее руководством я проработала 11 лет. И, конечно, же мой руководитель диссертационного исследования академик Е.И. Смирнов с которым мы продолжаем научно-педагогическую работу и в сентябре 2019 года Евгений Иванович выступал на нашем кафедральном семинаре в университете с докладом «Технология проявления синергии математического образования на основе компьютерного моделирования». По рекомендациям академика Е.И. Смирнова я оппонировала кандидатские диссертации в области интеграции математических знаний и познакомилась с выдающимися Учеными-Педагогами Розановой С.А., Монаховым В.М., Филипповым В.М.. и другими Учеными в области математики и педагогики член.-кор. РАН, академиков Европейской академии наук Никольским С.М. и Кудрявцевым Л.Д., к сожалению, уже ушедших из жизни. Принимаю участие в работе конференций «Функциональные пространства. Дифференциальные операторы. Проблемы математического образования». Бесценный опыт, профессионализм, мудрость Ученых-наставников помогают в научно-педагогической деятельности, вдохновляют на новые проекты, креативные идеи.
- Расскажите о работе над кандидатской диссертаций, где ее защищали и где в это время работали. Тема ее и научный руководитель. Помните день защиты. Волновались сильно. Если не секрет, как отметили?
- Работа над кандидатской диссертаций проходила на кафедре теории и методики обучения математике Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, там же и проходила защита. Работала в то время на кафедре высшей математике инженерно-экономического факультета ЯГТУ. Научный руководитель академик Е.И. Смирнов, о котором я уже рассказала. Тема «Наглядное моделирование экономических процессов и явлений как средство интеграции математических знаний в процессе обучения математике студентов экономических специальностей вузов». День защиты, конечно же помню - 17 ноября 2004 года. Нет, не волновалась, так как маститый профессионал-эксперт в области математической статистики профессор Вячеслав Владимирович Майоров дал мне очень ценные рекомендации в области педагогического эксперимента и в моей работе, впервые был применен параметрический метод двухфакторного дисперсионного анализа. Данный метод позволил подтвердить на достаточно высоком уровне , что внедряемая в образовательный процесс инновационная педагогическая технология позволяет повысить уровень математического образования.
Отмечали день защиты в кафе ЯГПУ им. К.Д. Ушинского. Фуршет после моей защиты был увлекательным, познавательным… члены диссертационного совета - Великие ученые в области математики, физики, педагогики являются учениками выдающихся Ученых Л.В. Канторовича, С.М. Никольского, Л.Д. Кудрявцева, А.Н. Колмогорова и они рассказывали много интересных историй, воспоминаний о своих учителях, оставивших свой след на мировом уровне.
- В Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России вы с 2015 года. С чем связан переезд в университет?
- Да, в Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России я с октября 2015 года. Этот вуз стал одним из любимых вузов в которых мне приходилось работать ранее. Когда мой супруг стал офицером запаса Минобороны, то приняли решение переехать в Санкт-Петербург. Супруг Валерий Ярославоич Трофимец служил в РВСН и в Военной финансово-экономической академии (г. Ярославль) на кафедре информационных технологий. Из Вооруженных Сил уволился в звании полковника.
В настоящее время является профессором кафедры информационных систем и вычислительной техники Горного университета, доктор технических наук, профессор.
Наш любимый город - музей под открытым небом, город белых ночей,…. в Ленинграде жила моя прабабушка и у супруга тоже родственники в Ленинграде. Мы часто приезжали в отпуск, вдохновлялись архитектурой города, парковыми ансамблями, музеями, театрами, выставками … Цитирую А.С. Пушкина:
«Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой её гранит, Твоих оград узор чугунный….».
- Начальником кафедры высшей математики и системного моделирования сложных процессов университета вы с какого года. Расскажите о своей кафедре, чем занимается, о ваших подчиненных, которые являются вашими первыми помощниками.
- С 2019 года я начальник кафедры. Кафедра высшей математики и системного моделирования сложных процессов (далее кафедра ВМиСМСП) осуществляет учебную, методическую, научно-исследовательскую и воспитательную работу среди курсантов, слушателей и студентов всех форм обучения.
На кафедре реализуются основные образовательные программы по подготовке магистров, специалистов и бакалавров в соответствии с ФГОС высшего образования по направлениям подготовки: «Пожарная безопасность», «Судебная экспертиза», «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Горное дело», «Техносферная безопасность», «Системный анализ и управление», «Управление персоналом», «Государственное и муниципальное управление», «Экономическая безопасность».
Читаются дисциплины: «Высшая математика», «Математика», «Вычислительная математика», «Теория вероятностей и математическая статистика», «Дифференциальные и интегральные уравнения»; «Уравнения математической физики»; «Функциональный анализ»; «Ситуационный анализ и моделирование сложных систем»; «Планирование и обработка результатов эксперимента»; «Современные математические методы сложных техносферных объектов»; «Организация научных исследований».
В числе приоритетных задач стоит интенсивное внедрение в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и разработка авторских обучающих программных продуктов для решения профессионально-ориентированных задач.
Внести изменения в содержание учебных дисциплин кафедры в соответствии с современными трендами развития науки и техники (масштабная цифровизация всех сфер деятельности; искусственный интеллект, машинное обучение, эволюционные вычисления; интеллектуальный анализ данных и т.п.).
Разработать онлайн-курсы по учебным дисциплинам кафедры по направлению подготовки 27.04.03 «Системный анализ и управление», уровень магистратуры.
Развитие инновационных образовательных технологий с использованием принципов компетентностно-ориентированного подхода и непрерывного многоуровнего образования; совершенствования форм контроля на всех этапах обучения, усиление практической направленности и профессиональной ориентированности учебных дисциплин.
Научные направления:
1. Повышение качества математического образования в вузах МЧС России с применением современных методов обучения.
2. Методологические основы практико-ориентированного обучения естественнонаучным и математическим дисциплинам в вузах МЧС России.
3. Совершенствование методики рейтинговой оценки образовательных организаций МЧС России.
4. Компьютерное моделирование в системе информационно-аналитической подготовки специалистов МЧС России.
Мои первые помощники – конечно же профессорско-преподавательский состав нашей кафедры: профессор Волокобинский М.Ю, профессор Каменецкая Н.В., профессор Селеменева Т.А., доцент Медведева О.М., доцент Пекарская О.А., старший преподаватель Генк А.В.
На кафедре в основном женский коллектив и работать в женском коллективе не так просто…женщины эмоциональны, но старательны, ответственны, исполнительны, что радует. Для меня одной из главных задач, как руководителя кафедры, научить взаимодействовать сотрудников женского пола между собой и работать под девизом «Штат кафедры — это, как футбольная команда: профессорско-педагогический состав кафедры должен играть, как единая команда, а не скопище ярких личностей», Ли Якокка.
Очень благодарна команде ребят с Института заочного и дистанционного обучения по записи on-line курсов: заместителю начальника института - начальнику организационно-методического отдела майору внутренней службы Лебедеву А.Ю., адъюнктам, старшим лейтенантам внутренней службы Крупкину А.А., Шилову А.Г. и руководителю проекта заместителю начальника университета по учебной работе полковнику внутренней службы А.А. Горбунову (на момент 2018 г. - начальнику Института заочного и дистанционного обучения ). Это была творческая интересная работа в настоящей сплоченной, креативной команде по созданию и записи on-line курсов по высшей математике и математике.

- У вас много научных трудов, изобретений. Назовите самые значимые из них.
- Да, научных трудов более 120, самые значимые - это работы по использованию информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) в образовательном процессе вузов МЧС России, например, по разработке компьютерного моделирования в системе информационно-аналитической подготовки специалистов МЧС России.
- Один уважаемый профессор мне говорил, что самый важный для любого преподавателя момент в преподавании: как учить курсанта, студента ?
- Есть такая повесть «Кафедра» Ирины Грековой (это псевдоним). А написала эту повесть Елена Сергеевна Вентцель  известный советский математик в области теории вероятностей и математической статистики, исследованию операций. Ее учебники по теории вероятностей и математической статистике, исследованию операций считаются классическими, написаны доступным понятным языком, который для меня невозможно ни на какой другой променять. Учебники Елены Сергеевны Вентцель используются нашей кафедрой на занятиях.
Так вот, в повести «Кафедра» И. Грековой , т.е. Е.С. Вентцель, один из мудрых профессоров рассказывал своим студентам историю про собачку…
Профессор говорил, что надо так работать «Чтобы выходила собачка»….
Мудрый рассказ Профессора:
 Многие из вас, окончив институт, будут преподавать и поэтому, конечно, важно «Чему учить?», но гораздо важнее «Как учить?».
 Актер театра приходил на репетицию со своей собачкой и пока шла репетиция собачка смирно сидела в зале. Как только репетиция завершалась  собачка немедленно выбегала на сцену.
 Как она догадывалась о конце репетиции?
 Очевидно, люди переставали говорить деланными, актерскими голосами и переходили на живую человеческую речь. Случилось так, что в этот театр попал замечательный талантливый актер, его вводили в спектакль и как только он заговорил собачка тут же выскочила на сцену….потому что появилась ПРАВДА!
И Профессор сказал мудрые слова: «Надо чтобы у вас тоже выходила собачка!». Преподаватели – актеры и у них должна быть ПРАВДА на занятиях и тогда эти занятия станут значимыми для курсантов и они с благодарностью и любовью будут вспоминать своих преподавателей.
Ut ameris, amabilis esto / Чтобы тебя любили, будь достоин любви. Это еще один из моих девизов  латинских изречений, которые мне помогают в достижении поставленных целей, вдохновляют и делают сильнее.

- Кто то из ваших родных служит или служил в МЧС( муж , родители, дети, родственники….).
- Супруг, родители служили в Министерстве Обороны России. Дочь Анастасия - с 2015 года кадет, теперь курсант 3 курса Факультета экономики и права, специальность «Правовое обеспечение национальной безопасности» Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России.
- Расскажите о Ваших родителях. Чему самому главному они вас научили в жизни? Их наказы выполняете? Чувствуете ли поддержку их ?
- Мои родители – моя поддержка и опора, всегда поддерживают и вдохновляют меня во всех начинаниях. Самое главное чему меня научили в жизни - ответственности, трудолюбию, целеустремленности, сдержанности, уважению старших. Их наказ: «Москва слезам не верит!» выполняю. Мой отец Николай Александрович Табаков долгое время работал начальником отдела по эксплуатации и ремонту вагонов Управления Северной железной дороги города Ярославля, сейчас на пенсии, мама Татьяна Александровна Табакова тоже на пенсии, но работала начальником отдела труда и заработной платы Управления Северной железной дороги города Ярославля. Мой папа занимается резьбой по дереву, пишет картины маслом.
- Самый жесткий критик вы, ваши друзья, родные ?
- К критике отношусь совершенно спокойно. Критика нацелена прежде всего на то, чтобы что-то сделать лучше.
- Не боитесь ли вы трудностей, умеете ли держать удар? Доводите ли начатое до конца?
- Трудностей не боюсь, мой девиз всегда со мной «Per aspera ad astra!» и наказ родителей: «Москва слезам не верит!» Удар держать умею: важно быть спокойным, верить в себя, в поддержку и вдохновение родных. Начатое всегда довожу до конца, каким бы сложным не был путь для достижения поставленной цели.
- Ваши любимые места в Ярославле и Питере?
- Таких мест очень много, назову наиболее значимые: Волжская набережная, Ярославский белокаменный кремль;
- Санкт-Петербург - любимый город, музей под открытым небом, и на самом деле, таких мест очень много: Летний сад, Михайловский сад, Дворцовая площадь, улица Зодчего Росси, Дворец Шереметевых, … Очень люблю гулять по Васильевскому острову, люблю Белые ночи и музыку Исаака Шварца из к/ф «Мелодия белой ночи».
- Счастливый ли вы человек ? Ваш любимый писатель, художник, поэт?
- Да, я счастливый человек. Потому что во первых, любима и люблю. Во, вторых ,у меня есть дело, есть призвание. У меня есть семья. Есть замечательные друзья. И еще я живу в самом лучшем городе на Земле.
Любимый писатель А.И. Куприн, любимый художник К.И. Айвазовский, любимый поэт А.С. Пушкин.

- Ваши увлечения: театр, кино, выставки, кулинария . Или что то другое?

- Театры: Мариинский театр, Михайловский театр, театр имени В.Ф. Комиссаржевской, театр «Буфф», театр «На Литейном», театр Музыкальной комедии.
Музеи, выставки, которых в Санкт-Петербурге очень много. В конце декабря посетила интересную выставку «А. Дейнека - А.Самохвалов». Концерты классической и современной музыки. Экскурсии, фитнес.

- Какой вопрос вы задали бы себе, Елена Николаевна?

- Сильная ли я личность?

- И чтобы вы ответили?

- Да сильная. Я всегда держу слово. Я стараюсь сдержать обещания, которые даю – и людям, и дочери, и мужу и самой себе. Я почти ничего не боюсь. Кроме потери близких. Хочется, чтобы все жили долго и были счастливы.
- Племянница приехала из Ярославля. В восторге. Особенно от вашего театра. Можно несколько слов о нем, о вашем театре.
- Театр драмы имени Федора Волкова в Ярославле — первый русский театр, основанный в 1750 году. Театр назван в честь основателя — Федора Волкова, он вывел свой театр на профессиональный уровень и был призван в Петербург развивать театральное дело. Волковский театр построен в духе неоклассицизма, Архитектор Николай Спирин. Театр немного похож на Александринский театр, построенный в стиле ампир К.И. Росси. С 2019 года режиссером театра им. Ф.Волкова снова назначен Сергей Пускепалис.

- Ваши пожелания тем, кто занимается наукой?

- Прежде всего, конечно, творческого вдохновения, оптимизма и поддержки со стороны родных и близких верных товарищей.
Актуальных значимых тем исследования, креативных идей, ярких достижений, уверенности в своих силах, стремление к научной истине, не останавливаться на достигнутом - выбирать новые направления и стратегии для их реализации, высоких результатов и заслуженных побед.

- Спасибо за интересную беседу. Я с большим интересом слушал вашу умную, точную речь, в которой неумолимо растворена аналитика, отчего наше интервью приобрело черты основательности –серьезности, пунктуальности, умения выделять важные вещи очень понятным языком для читателя.

Интервью вел полковник запаса Василий Самотохин, член Союза писателей России, заслуженный работник культуры РФ, пресс-служба Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России
Источник:  http://igps.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~F2Ttj


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник