«Роль и место этюда в обучении и творчестве современного художника»
30 Сентября 2022
«Роль и место этюда в обучении и творчестве современного художника»В зале Генриха II СПГХПА им. А. Л. Штиглица состоялся межвузовский круглый стол «Роль и место этюда в обучении и творчестве современного художника» по итогам IV Межвузовской выставки «Этюд. Пленэр: цвет и свет в природе».
В дискуссии приняли участие преподаватели четырех художественных вузов и факультетов Санкт-Петербурга. С приветственным словом выступили: Юрий Николаевич Агафонов куратор выставки, доцент кафедры живописи и реставрации СПГХПА им. А. Л. Штиглица и Антипина Дарья Олеговна, кандидат искусствоведения, доцент, заведующая кафедрой монументального искусства СПбГУПТД, член СХ России, Петровской академии наук и искусств, Ассоциации искусствоведов (АИС), Дома ученых РАН им. М. Горького, член оргкомитета выставки. Первый доклад «Эволюция этюда в наше время от вспомогательного к самостоятельному произведению» сделал профессор кафедры рисунка Виктор Юрьевич Семенов. Он привел утверждение Анри Матисса о несостоятельности конкуренции реалистической живописи с фотографией. «Фотография обладает документальной точностью, но бессильна перед точностью эмоциональной. Чем совершеннее фотография, тем больше она разочаровывает зрителя в плане передачи образа, особенно образа пейзажа. В наше время художник, освобождённый от необходимости передачи документальной точности, которую взяла на себя фотография, стремится непосредственно на натуре создать законченное произведение», - отметил Виктор Юрьевич. Федор Викторович Федюнин, доцент кафедры рисунка факультета живописи Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, член оргкомитета выставки в своём сообщении «Роль этюда в современном изобразительном искусстве» продолжил разговор о месте и значении этюда. Этюд – это работа в одно касание, желание художника общаться с природой, которое никуда не ушло, несмотря на все авангардистские течения XX века. Александр Васильевич Билко, профессор, декан факультета дизайна Академии Штиглица в своём докладе «Важность включения фигуры человека в пейзажном этюде» рассмотрел значение насыщения сюжетов пейзажей этюдного характера стаффажными фигурами для создания более реалистической картины изображаемого. Фигуры людей, животных, силуэты автомобилей передают внутреннее движение в картине, позволяют обозначить время написания этюда, служат мерой масштаба изображаемого, придают работам реалистическую достоверность и делают их интересными для длительного разглядывания. Александра Михайловна Егорова, специалист по учебно-методической работе, преподаватель кафедры рисунка Академии Штиглица предложила тему «Городской скетч-этюд». Существует какой-то моральный и физический дискомфорт работы на пленэре в оживленном, суетном, нервном городе, что нередко приводит к замене натурной работы у студентов к срисовыванию фотографий. Автор нашел для себя решение в забытых средствах художников былых времен, а именно: маленьком этюднике, одевающимся на палец, маленьком нагрудном этюднике, небольшом жестком альбомчике, заплечной сумке; и сокращением времени работы над этюдом и уменьшении размера этюда и предложил свой опыт использовать в учебном процессе студентов. Людмила Михайловна Кирсанова, профессор кафедры живописи и реставрации Академии Штиглица в докладе «Живописный этюд – основа для выполнения студентами заданий по композиции» рассказала, как, используя свои пленэрные этюды, изучив работы мастеров мировой живописи, студенты создают свою композицию: линейную, монохром, планы и колористическую. Константин Константинович Константинов, профессор кафедры рисунка СПГХПА им. А. Л. Штиглица, рассмотрел «Этюд как способ изучения классического архитектурного художественного наследия». Он подчеркнул, что в учебном процессе, во время работы над архитектурным этюдом, важно не только как рисовать, но и какой объект выбирать, чтобы воспитывать вкус, эрудицию и даже патриотизм. Руслан Анатольевич Бахтияров, кандидат искусствоведения, доцент Центра инновационных образовательных проектов СПГХПА им. А. Л. Штиглица, в своем выступлении «Роль и место этюда в истории ленинградского искусства» отметил, что в искусстве нередки случаи, когда этюд художника занимал прочное место в истории как шедевр. Особенно много таких произведений среди фронтовых зарисовок. Галина Герольдовна Дьячкова, профессор кафедры скульптуры СПГХПА им. А. Л. Штиглица рассказала о «Цвете и свете в скульптуре». Скульптура существует на пленэре. Она живет в среде. А без света скульптура вообще умирает. А цвет – особая статья для скульптуры. Ее красили с древнейших времен: античности и ранее Древнего Египта. Скульптура обогащает любую выставку. Без нее выставка уплощается. Олег Викторович Плужник, доцент кафедры рисунка СПГХПА им. А. Л. Штиглица в докладе «Роль цвета в этюде» рассказал о задачах колорита, композиции, гармонии, семантики, освещённости, объёма, пространства, декоративности и живописности. И о том, что этюд всегда имеет незавершённость, условность и большую степень обобщения и упрощения. София Николаевна Кесаева, преподаватель кафедры изобразительного искусства Санкт-Петербургского государственного университета в докладе «Роль этюда в образовательном процессе» отметила, что этюд должен быть неотъемлемой частью образовательного процесса. Этюд можно классифицировать как не основную, но дополнительную дисциплину и поставить в один ряд с набросками, эскизами и копированием. Во время обучения студент знакомится с этюдом на пленэре, а также во время работы в мастерской, подготавливая материал для композиции или постановки. В дискуссии также принял участие доцент СПбГУПТД Михаил Марксович Мешков. В выступлении он поделился своим мнением о проекте «Этюд», в частности, отметил актуальность проведения подобных выставок и круглых столов для организации учебного пленэрного процесса и творческой работы преподавателей.
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~coU7u
Остальное по теме:
СПГХПА им. А.Л. Штиглица, Круглый стол
20.03.2023 | ![]() ![]()
С 12.09.2022 20:20:00 по 04.04.2023 21:20:00 «Пётр и Александр — небесные покровители Российской империи»
С 10.10.2022 16:50:00 по 05.04.2023 17:50:00 «Ночь, улица, фонарь, аптека...» С 06.12.2022 10:30:00 по 06.06.2023 11:30:00 «Ленинградский пейзаж. Живопись 1950-х – 1980-х годов из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга» С 21.12.2022 12:40:00 по 16.04.2023 13:40:00 «Когда зеркало зеркалу снится» С 22.12.2022 11:50:00 по 23.04.2023 12:50:00 «Культурный код. Каверин 2.0» С 24.12.2022 09:20:00 по 04.04.2023 10:20:00 Образцовая коллекция в стиле модерн. Императорские фарфоровый и стеклянный заводы на рубеже XIX и XX веков С 18.01.2023 16:10:00 по 18.06.2023 17:10:00 «Артерии Победы» |