Ректор СПбПУ принял участие в онлайн-конференции Москва – Лондон - Информационный портал

Ректор СПбПУ принял участие в онлайн-конференции Москва – Лондон

https://www.spbstu.ru/

https://www.spbstu.ru/

15 Июня 2020

Ректор СПбПУ принял участие в онлайн-конференции Москва – Лондон

В Международном информационном агентстве «Россия сегодня» состоялся видеомост Москва – Лондон, посвященный обсуждению русскоязычной версии мирового рейтинга QS World University Rankings 2020/2021 («Рейтинг лучших университетов мира 2020/2021»).

В работе видеомоста приняли участие: директор по глобальным партнерствам компании QS Ltd. Зоя Зайцева; региональный директор компании QS Quacquarelli Symonds по России, Восточной Европе и Средней Азии Сергей Христолюбов; ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Андрей Рудской; ректор МГУ им. М.В. Ломоносова Виктор Садовничий; ректор Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» Алевтина Черникова; ректор Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» Михаил Стриханов; президент Российского университета дружбы народов Владимир Филиппов; ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Ярослав Кузьминов; ректор Уральского федерального университета им. 1-го Президента России Б.Н. Ельцина Виктор Кокшаров; ректор Самарского национального исследовательского университета им. академика С.П. Королева Владимир Богатырев; заместитель председателя Совета программы повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов Андрей Волков.

Во время видеомоста обсуждались вопросы динамики продвижения российских университетов, пути улучшения результатов и насущные вопросы высшего образования.

Директор по глобальным партнерствам компании QS Зоя Зайцева рассказала, что по результатам глобального рейтинга Россия наравне с Австрией и Малайзией составила ТОП-3 стран, показавших наибольшую динамику в развитии вузов. Из российских университетов в опубликованный список попали уже 28 (на три больше, чем в прошлом году).

«На мой взгляд, именно эта динамика показывает успешность тех шагов, которые предпринимают в последние несколько лет и Министерство науки и высшего образования, и Проект 5 – 100, и коллективы университетов, включая отдельных профессоров и аспирантов, – отметила Зоя Зайцева. – Диалог с университетами у нас расширяется, и с каждым вузом есть взаимодействие с командами на самых разных уровнях».

Многие из 28-ми вузов, вошедших в рейтинг, – участники Проекта 5 – 100, который в этом году завершается.

«С 2013 года мы видим впечатляющую динамику, QS демонстрирует нам, что мы на правильном пути. Проект 5 – 100 выполняет то, что взял на себя, – считает заместитель председателя Совета программы повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов Андрей Волков. – Фактически 5 – 100 был лабораторией, в которой отрабатывались разные идеи, подходы, взгляды. Лучше идеи предложено перенести на следующий этап».

Андрей Волков рассказал, что когда проект начинался, большинство вузов воспринимали как чисто образовательные и кадровые организации. Но теперь «этот проект и самая конструкция мировых рейтингов заставляет нас смотреть на университеты как на интеллектуальные корпорации, которые создают новые знания».

С такой оценкой согласился и региональный директор компании QS Quacquarelli Symonds по России, Восточной Европе и Средней Азии Сергей Христолюбов: «То, что Россия вошла в тройку стран, чьи университеты показали убедительный рост в нашем флагманском рейтинге, является отражением системной, комплексной работы, которую проводит Минобрнауки, команда Проекта 5 – 100, сами университеты, нацеленные на повышение конкурентоспособности российского высшего образование, на узнавание университетов в международных академических кругах и продвижение позиций в рейтингах».

Сергей Христолюбов добавил, что компания QS еженедельно проводит опросы студентов и представителей вузов о влиянии коронавирусной инфекции на работу учреждений высшего образования. «Буквально каждую неделю опрашиваем больше 11 тысяч сотрудников преподавателей, студентов университетов о том, как пандемия сказывается на событиях, происходящих в университетах. Мы видим, что больше половины вузов успешно адаптируют свои программы обучения под дистанционные форматы. Мы будем продолжать отслеживать эту ситуацию и информировать профессиональные сообщества о планах вузов и предпочтениях абитуриентов».

Ректор МГУ им. М. В. Ломоносова, президент Союза ректоров РФ Виктор Садовничий рассказал, что за последние несколько месяцев, ставшие почти революционными в высшем образовании в связи с переходом на онлайн-формат, Союз ректоров 12 раз собирался с министром науки и высшего образования и министром просвещения, чтобы держать процесс под контролем. «Более 4 миллионов студентов благополучно перешли на дистанционную форму обучения. Скоро завершается сессия, через неделю-две выпускные мероприятия. Бакалавры, магистры, специалисты получат дипломы. Нам нужно провести объективную процедуру прием,а и мы рассчитываем, что начнем 1 сентября занятия. Хотя готовим сценарий частичного очного режима и самый неблагоприятный – дистантное образование – тоже готовим».

Тему все большего перехода образования в онлайн-формат продолжил в своем выступлении ректор НИИ «Высшая школа экономики» Ярослав Кузьминов и назвал этот факт «вызовом для QS».

«Сейчас идет быстрая цифровизация образования. Многие иностранные студенты рассматривают возможность начать обучение онлайн. Это массовое явление, мы его не можем не отражать. Наряду с этим у нас развился конференционный способ обучения. Качество не падает при этом, наоборот, обеспечивается даже большая концентрация внимания. У нас доля людей, участвующих в лекциях, выросла в 2, 5 раза по сравнению с оффлайн. Студенты стали учиться более энергично. Нужно думать об обновлении методологии, о включении онлайн-образования в ряд измеряемых показателей рейтинга, иначе мы отстанем от тенденций, которые на наших глазах развиваются».

Ярослав Иванович затронул еще одну тему, которую поддержал ректор СПбПУ Андрей Рудской. Российские вузы входят в ТОП-300 по профессиональной и академической репутации, но значительно хуже по цитируемости. «Мы очень много внимания уделяем продвижению, цитируемости, но отстаем в росте по узнаваемости. У нас есть масса статей в журналах, которые не поступают в библиотеки 80 или 90 % университетов мира. Мы с президентом Российской академии наук Александром Михайловичем Сергеевым ставили этот вопрос на съезде Союза ректоров в Санкт-Петербургском политехническом университете в 2018 году. К сожалению, это никуда не двинулось. Надо еще раз ставить этот вопрос перед руководством страны. Нужна национальная платформа, которая поддерживала бы издаваемые в России научные журналы, обеспечивала бы их англоязычную версию и бесплатное продвижение во все ведущие библиотеки мира. Это необходимо для того, чтобы сделать нашу науку видимой», – подчеркнул Ярослав Кузьминов.

«Сейчас стоимость одной публикации – 35 тысяч долларов, – уточнил Андрей Рудской. – Государству есть смысл создать пул журналов мирового уровня, в которые бы к нам самим стояли в очередь авторы. Нам нужен такой пул для вузов и Академии наук».

Андрей Иванович предложил также ввести новый блок показателей в методологию рейтинга: «Есть три кита: наука, образование, общество. Давайте вспомним 17 принципов ООН: борьба с нищетой, экология и другие. Эти показатели архиважны. Оценку вклада университетов в мировое социально-экономическое мировое развитие легко посчитать по объему НИОКР, выполненных для своей страны и других стран, по улучшению жизни общества через технологические разработки, мега-консорциумы и культурологическое воздействие. Университеты – это структуры, которые формируют социально-экономический и культурно-интеллигентный образ стран».

По мнению участников видеомоста, рейтинг – это очень важная оценка деятельности университета на определенном этапе развития, но не самоцель. Как образно выразился Андрей Волков: «Когда вы едете в автомобиле, то, конечно, смотрите на спидометр, но в основном на дорогу». Поэтому работа продолжается, тем более, в условиях, когда непредсказуемые и неожиданные явление изменяют реальность, становится еще больше вызовов, и, следовательно, возможностей к развитию и прогрессу.
Источник:  https://www.spbstu.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~qayWP


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник