Реформа контрольно-надзорной деятельности МЧС России - Информационный портал

Реформа контрольно-надзорной деятельности МЧС России

18 Мая 2018

Реформа контрольно-надзорной деятельности МЧС России

Текущий этап развития общества ознаменован изменениями законодательства в сфере контрольно-надзорной деятельности. МЧС России, как один из надзорных органов, занимает одну из лидирующих позиций в плане реформирования контрольно-надзорной деятельности.

В течении последних лет в Российской Федерации назрела проблема необходимости реформирования контрольно-надзорной деятельности не только в МЧС России, но и в целом в деятельности всех надзорных органов. 

Переход на риск-ориентированный подход лежит в основе реформы контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации, которая получила статус приоритетной программы Президентского Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Ключевой принцип этого подхода: «чем больше потенциальные риски — тем чаще проверки». В пилотном режиме внедрение этой модели началось в 2015 году в пяти ведомствах: МЧС России, ФНС, Роспотребнадзоре, Ростехнадзоре и Роструде. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 
№ 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» [1] утверждены правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности. Данным постановлением утвержден перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода. Здесь их уже 38.

Следует особо подчеркнуть важность правового обеспечения перехода на новую модель государственного контроля, в том числе при осуществлении разрешительных функций (лицензирования, регистрации, экспертизы, аккредитации и др.), обеспечивающую баланс интересов предпринимательского сообщества (в сокращении избыточного вмешательства государства в экономическую деятельность), общества и государства (в обеспечении защиты прав и безопасности граждан и общества и государства в целом в условиях кризисных тенденций в экономике и неизбежного в этих условиях сокращения бюджетных расходов государства на исполнение своих функций). При этом важно как последовательное исправления мелких недостатков, так и кардинальная переработка отдельных контрольно-надзорных инструментов: внедрение риск-ориентированного подхода, систематизация проверяемых требований, существенное повышение уровня открытости органов власти в данной сфере, изменение системы административной ответственности.

Федеральным законом от 13.07.2015 № 246-ФЗ предусматривается, что с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года вводится ограничение на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства, за исключением [2]:
• лиц, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством РФ (рисковые виды деятельности);
• хозяйствующих субъектов, привлекавшихся к административной ответственности за грубые правонарушения или лишенных лицензии на осуществление деятельности и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой было вынесено такое постановление (решение), прошло менее 3-х лет.

Проведенный анализ, позволяет заявить о существующей на 2018 год проблеме: наличие статуса «субъекта малого предпринимательства» стало «лазейкой» для некоторых недобросовестных предпринимателей, позволяющей «уходить» от плановых проверок органов ГПН.

Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля, при котором выбор интенсивности проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности субъектов бизнеса и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности объектов к определенной категории риска, либо определенному классу опасности. Отнесение же к определенному классу опасности осуществляется органом государственного контроля с учетом тяжести потенциальных негативных последствий вследствие несоблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований в соответствии с правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности.

Правила отнесения предусматривают, что для каждого риск-ориентированного вида государственного контроля может быть определено от трех до шести категорий риска или классов опасности. Так для пожарного надзора установлено 5 категорий риска. То есть планирование проверок в области пожарной безопасности в зависимости от категории, характеризующей степень риска объектов защиты и территорий, будет составлять от одного раза в три года для объектов 1-й категории (то есть с высокой степенью риска) до одного раза в десять лет для объектов 4-й категории с умеренной степенью риска. Для объектов же самой безопасной – 5-й категории с низкой степенью риска, плановые проверки не планируются вовсе.

В контрольно-надзорной деятельности основной упор делается на профилактические мероприятия и оказание помощи предприятиям и организациям, главам органов местного самоуправления» - отметил Владимир Пучков, подводя итоги 2016 года в интервью информационному агентству «ТАСС» [3].

Применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора) предусмотрено Федеральным Законом от 26 декабря 2008 года № 294–ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [4].

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре» установлено, что федеральный государственный пожарный надзор осуществляется органами государственного пожарного надзора с применением риск-ориентированного подхода [5].

Риск-ориентированный подход базируется на применении принципов планирования проверок на основе учета различной опасности возникновения пожаров на различных объектах. Осуществляется отнесение объектов к различным категориям в зависимости от установленных критериев.

Отнесение к определенному классу (категории) опасности осуществляется органом государственного контроля (надзора) с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований, а к определенной категории риска - также с учетом оценки вероятности несоблюдения соответствующих обязательных требований.

Сегодняшняя процедура надзора в системе МЧС России существенно изменена. Созданы реальные условия для развития и внедрения негосударственных форм подтверждения соответствия объектов требованиям безопасности. При планировании проверок, с учетом категорий риска, основное внимание сосредоточено на вопросах обеспечения безопасности объектов социальной защиты населения, здравоохранения, образования, объектов критически важных для национальной безопасности страны, культурного наследия, объектов жизнеобеспечения, в том числе энергетических объектов. Обеспечено перераспределение усилий подразделений надзорной деятельности на профилактическую работу, связанную с предупреждением правонарушений, проведением инструктажей, обучением и формированием практических навыков безопасного поведения в случае чрезвычайных ситуаций и пожаров.
В апреле 2017 года проводилось совещание по публичному обсуждению итогов надзорной деятельности МЧС России с учетом внедрения риск-ориентированного подхода в формате всероссийской онлайн-трансляции под руководством министра Российской Федерации по вопросам Открытого Правительства Михаила Абызова с участием главы МЧС России Владимира Пучкова [6].

В своем выступлении глава МЧС России отметил, что в рамках приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» в 2017 году тенденции снижения административной нагрузки на бизнес были продолжены.

«Мы ведём последовательную политику по снятию излишних административных барьеров на пути предпринимательской активности, совершенствованию и развитию форм и методов осуществления контроля. В соответствии с современными требованиями МЧС России уделяет большое внимание вопросам развития системы надзорной деятельности, - сказал Министр. - В целом, количество запланированных на 2017 год проверок по всем видам надзорной деятельности уменьшено на 35%». 

В рамках развития законодательства в сфере контрольно-надзорной деятельности необходимо урегулировать вопросы:
• организации мониторинга соблюдения законодательства как элемента государственного надзора;
• профилактической деятельности контролирующих органов по предупреждению нарушений обязательных требований;
• унификации прав и обязанностей должностных лиц контрольных органов;
• установления единых требований к разработке, содержанию, принятию, внедрению нормативно-правовых актов, положения которых подлежат проверкам;
• определения критериев возможного делегирования федерального надзора для исполнения органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
• установления порядка осуществления контроля в формах дистанционных мероприятий по контролю;
• расширения перечня уведомительных видов деятельности.

Существенные изменения происходят в сфере оценки эффективности и результативности надзора. Приказом МЧС России № 576 от 18.12.2017 утвержден перечень показателей результативности и эффективности деятельности надзорных органов МЧС России [7].

На современном этапе развития деятельность МЧС России, направленная на совершенствование законодательства о контрольно-надзорной деятельности ведомства, в том числе в части введения риск-ориентированного подхода, позволит, с одной стороны, обеспечить требуемый уровень защищенности граждан, а с другой – не только снизит административную нагрузку на малый и средний бизнес, но и будет способствовать развитию экономики в целом. Однако, необходимо учитывать, то что некоторые недобросовестные предприниматели, попытаются воспользоваться «лазейками» в законодательстве для «ухода» от проверок надзорного органа.
Источник:  www.igps.ru
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~uReTe


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник