Развитие космической отрасли — в надёжных руках

Фото: медиацентр ГУАП

Фото: медиацентр ГУАП

9 Июля 2020

Развитие космической отрасли — в надёжных руках

Современные реалии заставляют развивать и совершенствовать подходы к дистанционному обучению и удаленной работе. Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (ГУАП) смог оперативно перевести образовательную и научную деятельность в онлайн-формат. За последние три месяца в ГУАП открылись и начали активно функционировать новые лаборатории, прошли олимпиады и соревнования.

Лаборатория энергетики 
Перед самым началом введения режима самоизоляции, в середине марта, в Инженерной школе ГУАП открылось новое подразделение — Лаборатория энергетики, в которой начали готовить специалистов в области цифровой энергетики и умных сетей энергоснабжения. В университете не один год активно развиваются такие направления подготовки, как «Электроэнергетика», «Электромеханика», «Электротехника», «Менеджмент электроэнергетики» и «Ядерная энергетика». Студентам для дальнейшего совершенствования их компетенций стали доступны новые технологии и оборудование.
В лаборатории занимаются развитием научно-технических направлений в области цифровой энергетики, шеринга энергии и интеллектуальных сетей энергоснабжения. Кроме того, будут разрабатываться такие востребованные вопросы, как размещение и использование ветрогенераторов, создание зарядных станций для электромобилей. 
Здесь представлены стенды, позволяющие осваивать этапы выработки, передачи и распределения электроэнергии. Студенты могут освоить режимы работы электроэнергетических систем, а также смоделировать различные аварийные ситуации. Стенды позволяют аспирантам проводить исследования в области электроэнергетики и электротехники. Кроме того, в лаборатории можно познакомиться с возобновляемыми источниками энергии.

Лаборатория беспилотных авиационных систем
В апреле в ГУАП начала функционировать Лаборатория беспилотных авиационных систем, идея создания которой родилась благодаря ускоренному развитию научного потенциала Института аэрокосмических приборов и систем и Инженерной школы ГУАП. Важна подготовка к реализации этой компетенции в линейке чемпионатов WorldSkills и наличие площадки для апробации новых разработок университета.
— Лаборатория беспилотных авиационных систем разделена на две части, связанные между собой. В первой осуществляется разработка и проектирование, во второй — пилотирование для более тонкой отладки и моделирования полетных режимов. В этом уникальность лаборатории: у студентов появляется возможность пройти полный цикл от идеи до фактической реализации проекта и его тестирования в реальных условиях, — рассказывает директор Института аэрокосмических приборов и систем ГУАП Николай Майоров.
Основное оборудование — современные 3D-принтеры, высокопроизводительные компьютеры для систем автоматизированного проектирования (САПР), симуляторы и тренажеры, а также зона для пайки, оборудованная специальными столами, вытяжками и паяльными станциями. Во второй части лаборатории создана трасса для пилотирования, состоящая из различных элементов (ворота разных размеров, стартовые площадки, поворотные флаги). На площадке можно проводить тестирование разработок, оттачивать навыки пилотирования. 

Соревнования
Весной в лаборатории дистанционно прошел финал студенческого трека Всероссийской олимпиады кружкового движения Национальной технологической инициативы по профилю «Летательная робототехника», где команда ГУАП ArcticDroneSUAI набрала максимальное количество баллов и одержала победу. Участники познакомились с беспилотными авиационными системами и высокотехнологичным оборудованием, а в финальной части соревнования реализовали свой инженерный потенциал для создания технологий, позволяющих решить актуальную проблему. Заявки подали более 500 студентов, в финал прошли 37 человек из разных городов России.
— Лаборатория беспилотных авиационных систем Инженерной школы ГУАП стала площадкой для реализации полного цикла выполнения конкурсных заданий: от идеи до создания модели. Кроме того, в ней расположился Центр управления полетами (ЦУП). В финале команды участников разрабатывали решение, позволяющее использовать беспилотные авиационные системы для выявления заболевших среди прохожих. Чтобы идентифицировать человека, необходимо было разработать специализированное аппаратное устройство. Финалисты работали удаленно в отведенное для конкурсных заданий время, а эксперты тестировали результаты на коптерах в ЦУПе, — отметил Николай Майоров.
В рамках международного сотрудничества студенты ГУАП приняли участие в дистанционных лекциях зарубежных специалистов. Благодаря этому они рассмотрели вопросы стратегического развития авиакомпаний в современной ситуации распространения коронавируса. Старший преподаватель финского Университета прикладных наук Хаага-Хелия Иван Бережной рассказал студентам об особенностях работы авиакомпаний в сложившейся ситуации, подходах к формированию стратегий авиакомпаний, принятии управленческих решений и позиционировании авиакомпаний на рынке, а также привел актуальную статистическую информацию.
Еще одно соревнование, прошедшее в вузе во время самоизоляции, — третья студенческая олимпиада для бакалавров «Исследование транспортных процессов, систем и цепей поставок». Она была посвящена оценке влияния коронавирусной инфекции COVID-19 на транспортные и логистические процессы. Шесть студенческих команд представили свои проекты, из которых эксперты выбрали наиболее достойные.
Для магистров по направлениям «Интеллектуальные транспортные системы» и «Технология транспортных процессов» в лаборатории прошло специализированное обучение автономному пилотированию в дистанционном формате. Перед студентами стояла крайне сложная задача: дистанционно справиться с управлением квадрокоптером и выполнить сложное полетное задание. Для этого во время обучения они познакомились с различными видами беспилотных летательных аппаратов, изучили основные элементы квадрокоптеров и основы программирования на языке Рython.
Ребята работали удаленно, постоянно пребывая на связи с Лабораторией беспилотных авиационных систем Инженерной школы ГУАП. Половине магистров удалось запустить полетные задания с первой попытки, остальные доработали исходные коды во время лекций и практических занятий. В итоге все успешно выполнили поставленные задачи и разработали программный код. Защита проектов была представлена на платформе Leader-Id в рамках мероприятий «Точки кипения — Санкт-Петербург. ГУАП». Трансляция полетов проводилась через специальный открытый канал YouTube, участники и гости мероприятия могли задавать вопросы и обсуждать проекты.
— Деятельность лабораторий Инженерной школы ГУАП была переведена на дистанционный режим без снижения результативности их работы. В «Точке кипения — Санкт-Петербург. ГУАП» регулярно проводились онлайн-вебинары, мастер-классы, лекции и воркшопы с привлечением технологических партнеров. Например, прошли вебинары по 3D-моделированию, Интернету вещей, кибербезопасности, возможностям программного обеспечения PTC CREO, состоялся воркшоп по работе c 3D-моделями в VR Concept и искусственному интеллекту, — комментирует директор Инженерной школы ГУАП Сергей Солёный.
По его мнению, знания и навыки, приобретенные студентами на онлайн-семинарах, позволили им получить представление о траекториях развития технологических трендов Индустрии 4.0 в таких областях, как робототехника, виртуальная и дополненная реальность, искусственный интеллект и Интернет вещей. Также продолжаются работы над студенческими проектами, благодаря удаленному доступу студенты занимаются написанием научных статей под руководством наставников. 

Достижения в WorldSkills
Стоит отметить, что с 2017 г. ГУАП является активным участником и победителем финала Национального межвузовского чемпионата по стандартам WorldSkills в компетенциях «Инженерия космических систем», «Эксплуатация беспилотных авиационных систем», «Интернет вещей», «Корпоративная защита от внутренних угроз информационной безопасности», «Интернет маркетинг», «Мобильная робототехника», «Программные решения для бизнеса», «Машинное обучение и большие данные» и «Квантовые технологии». Ежегодно вуз принимает участие в десяти чемпионатах по стандартам WorldSkills, но реалии пандемии COVID-19 внесли серьезные изменения в график соревнований по данным направлениям. Большую часть чемпионатов перенесли на осень и в дистанционно-гибридный формат. 
— На протяжении весеннего периода эксперты ГУАП разрабатывали и внедряли методики дистанционной подготовки участников чемпионата, применяли проектно-ориентированный подход в развитии профессионального мастерства и мотивации, а также принимали участие в конкурсах, конференциях и семинарах. Летом студенты будут активно готовиться к одному из самых значимых событий — финалу VIII Национального чемпионата по стандартам WorldSkills, который пройдет в сентябре. ГУАП на нем представят студенты факультета среднего профессионального образования, победители V Открытого регионального чемпионата по стандартам WorldSkills Петербурга по нескольким компетенциям, — рассказывает директор Центра развития компетенций WorldSkills ГУАП Ирина Анисимова. 
Сегодня серия мастер-классов реализуется в совместном проекте ГУАП и Академии WorldSkills «Уроки чемпионов FutureSkills». В июле и августе победители и призеры финала III Межвузовского национального чемпионата по стандартам WorldSkills проведут увлекательные и полезные мастер-классы по компетенциям FutureSkills.
Важнейшим этапом подготовки к финалу VIII Национального чемпионата по стандартам WorldSkills станет летний международный онлайн Skills Camp, организованный союзом «Молодые профессионалы», по каждой из компетенций FutureSkills. Участники от ГУАП — в числе потенциальных лидеров летнего чемпионатного лагеря. На протяжении недели они смогут погрузиться в мир FutureSkills, обменяться опытом с иностранными и российскими специалистами, задать вопросы лучшим экспертам по компетенции в стране и мире. По итогам летнего лагеря состоится тренировочный чемпионат. Международный Skills Camp будет иметь продолжение в чемпионате стран BRICS в ноябре.
Немаловажно, что ГУАП является единственным вузом Санкт-Петербурга, который координирует экспертное сообщество региона в рамках работы «Точки кипения — Санкт-Петербург. ГУАП» и способствует популяризации и доступности компетенций WorldSkills. Сегодня в ГУАП работают 35 экспертов WorldSkills, вуз развивает 19 компетенций, принимает участие в чемпионатах различного уровня и ежегодно способствует развитию профессиональных компетенций более чем 100 учащихся университета.
— Совместно с индустриальными партнерами и компаниями, выпускающими или производящими товары и услуги под собственным брендом, ГУАП разрабатывает новые компетенции FutureSkills, открывая тем самым новые цифровые рынки и ниши, разрабатывая актуальные направления подготовки. В этом году ГУАП планирует ввести новые компетенции — «Радиотехника 5G и последующих поколений», «Техносферная безопасность» и «Управление качеством». Над содержательной и методической стороной компетенций в настоящее время работают коллективы Института радиотехники, электроники и связи, а также Института фундаментальной подготовки и технологических инноваций ГУАП совместно с индустриальными партнерами, — говорит Ирина Анисимова. 
Стоит отметить еще одно достижение в движении WorldSkills: студенты Института вычислительных систем и программирования ГУАП прошли первый этап отбора в национальную сборную WorldSkills по компетенции «Облачные технологии». На следующем этапе участникам предстоит пройти теоретическое тестирование и выполнить практическое задание на создание масштабируемой и отказоустойчивой облачной инфраструктуры. По результатам успешного прохождения испытаний конкурсантов ждет собеседование с командой экспертов по компетенции. Участники, показавшие устойчивый профессиональный рост, войдут в основной состав сборной, где будут бороться за право представлять Россию на мировом чемпионате по профессиональному мастерству WorldSkills Shanghai 2021 в индивидуальном зачете.
Таким образом, ГУАП продолжает активный путь в движении WorldSkills для развития профессиональной подготовки учащихся и реализации проектов международного сотрудничества.

Анастасия Самуйлова
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. 6 (161) ИЮНЬ 2020
Источник:  https://nstar-spb.ru
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~G3Q1H


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник