Проект «Вожатый и его команда» Герценовского университета

Фото: РГПУ им. А. И. Герцена

Фото: РГПУ им. А. И. Герцена

6 Декабря 2019

Проект «Вожатый и его команда» Герценовского университета

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена стал победителем Всероссийского конкурса молодежных проектов среди образовательных организаций высшего образования в 2019 г. 
Начальник управления развитием воспитательной деятельности университета Раиса Умяровна Богданова рассказала о проекте, связанном с участием студентов в школьной воспитательной деятельности.

— Герценовский университет уже второй год реализует подобные проекты. На этот раз это проект «Вожатый и его команда». В связи с чем возникла идея его реализации? 
— Идея привлечения студентов к воспитательной деятельности в школе возникла не случайно. Одной из важнейших задач реализации основ государственной молодежной политики в России является создание со¬циальных лифтов для студентов. И здесь продуктивным средством может стать вожатская деятельность в общеобразовательных организациях по основным направлениям программы Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» (РДШ). На сегодняшний день РДШ, созданное по указу президента Российской Федерации, активно развивается и вызывает большой интерес школьников. Пока эта работа апробируется на базе лишь 4314 опорных и пилотных школ из 43 тысяч по всей стране. Одна из причин — нехватка кадров, прежде всего — вожатских. Готовить такие кадры целесообразно при активном взаимодействии студентов со школьниками, осуществлении профессиональных проб при образовательно-методической поддержке специалистов. Талантливый вожатый может со временем перейти на работу в общеобразовательное учреждение, в котором занимался волонтерством. В связи с этим одна из важнейших задач — привлечение студентов к работе вожатыми в образовательные организации. Одним из путей решения этой проблемы может стать реализация нашего проекта «Вожатый и его команда». 

— Расскажите, пожалуйста, подробнее о содержании проекта.
— Проект направлен на формирование студенческих вожатских команд, содействие развитию soft-skills и hard-skills студентов, их профессиональную ориентацию и возможное дальнейшее трудоустройство. Планируется в течение четырех месяцев провести всероссийский марафон «Вожатый и его команда», в котором примут участие не менее 500 студентов из восьми федеральных округов. Выделено два маршрута: «Я — вожатый» для индивидуальных участников и «Вожатская команда» для коллективов от трех до пяти человек. Марафон состоит из пяти туров: I тур «Вожатым быть здорово!» (участники регистрируются в системе «АИС Росмолодежь», подают заявку на участие в оргкомитет проекта, представляют творческую визитку); II тур «В школу — вместе» (участники осуществляют практическую деятельность в школе по организации коллективного творческого дела с учащимися); III тур «Вожатый и каникулы» (участники организуют мероприятие в школе для учащихся в каникулярный период); IV тур «Вожатские проекты — от идеи до реализации» (участники разрабатывают и реализуют проект вожатской деятельности в школе); V тур «Вожатые — школе» (проведение очного всероссийского конкурса студенческих программ, проектов и практик воспитания в общеобразовательных организациях «Вожатые — школе», который пройдет в РГПУ им. А. И. Герцена). На каждом из пяти туров для участников будут организованы образовательные площадки в формате онлайн-вебинаров. Также будут обеспечены методическое сопровождение и взаимообмен информацией. А видеокурс «Воспитательная работа в школе в контексте реализации программ РДШ» позволит вожатым применить его рекомендации в своей деятельности. 

— В финале участников марафона ждет еще испытание: конкурс «Вожатые в школе». В чем он заключается?
— Студенты соберутся 26−28 ноября в Санкт-Петербурге, чтобы презентовать свою систематическую работу в течение года. Участников ждет увлекательная трехдневная программа. Конкурс включает в себя публичную защиту программ, проектов и практик вожатской деятельности. В оргкомитет конкурса уже начали поступать интересные проекты. Например, проект этнофестиваль «Шанырак» Платона Кузнецова, студента Омского государственного педагогического университета. Он задумал крупное мероприятие городского уровня, которое является частью реализации направления РДШ «Гражданская активность». Этнофестиваль подразумевает презентацию творческих площадок — русской, казахской, татарской, армянской, азербайджанской и других культур, представителями которых являются дети и педагоги. В ходе презентации можно увидеть национальную символику: фото лидера, флаг и гимн страны, поучаствовать в приготовлении и дегустации блюд национальной кухни, рассмотреть особенности нарядов и украшений каждой нации, увидеть ее особенные обряды и игры, услышать песни и стихи. 
Очный этап конкурса «Вожатые в школе» предполагает реализацию студентами проекта в учреждении и его экспертную оценку. Для нас очень важно, чтобы ребята могли легко ориентироваться и взаимодействовать с детьми в любой школе, поэтому во второй день они будут направлены в эти образовательные учреждения города. Также в рамках конкурса предполагается проведение образовательной и культурной программ. Победители конкурса будут награждены дипломами и памятными подарками.

— Как будет (если будет) распространяться опыт по реализации проекта в других регионах?
— Опыт может быть использован не только на основе вожатской, но и других видов социально значимой деятельности. По итогам конкурса будет подготовлен сборник лучших проектов студенческих программ, программ и практик вожатской деятельности в общеобразовательных организациях по направлениям программы РДШ. Сборник получат вузы, учреждения среднего профессионального образования, школы, региональные отделения РДШ для дальнейшего распространения новых практик воспитательной работы вожатых в школе. В процессе реализации всероссийского марафона «Вожатый и его команда» будут подготовлены студенты, способные организовать воспитательную деятельность в контексте программ РДШ и транслировать приобретенный опыт в своих образовательных организациях с использованием разработанного в ходе проекта видеокурса. Мы уверены, что это позволит активизировать вожатскую деятельность студентов в школе.

Беседовала Наталья ПОПОВА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. 10 (153) НОЯБРЬ 2019
Источник:  https://nstar-spb.ru
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~6TgF3


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник