Представители кафедры библеистики приняли участие в конференции МДА - Информационный портал

Представители кафедры библеистики приняли участие в конференции МДА

https://spbda.ru/

https://spbda.ru/

20 Ноября 2021

Представители кафедры библеистики приняли участие в конференции МДА

В Московской духовной академии прошла осенняя сессия Ежегодной национальной научно-практической богословской конференции «Экзегетика и герменевтика Священного Писания».

Прозвучали доклады представителей Санкт-Петербургской, Московской, Сретенской и Минской духовных академий и ряда региональных семинарий.

От кафедры библеистики СПбДА в конференции приняли участие три преподавателя и два аспиранта.

Заведующий кафедрой библеистики доцент протоиерей Димитрий Юревич представил доклад на пленарном заседании на тему "К вопросу о хиастической структуре пролога Евангелия от Иоанна".

В нем он указал на то, что выделение хиазмов на уровне стихов в прологе четвертого Евангелия позволяет лучше понять авторский замысел евангелиста и привел пример: в едином тексте Ин 1:1-2 наличие стиха 2, в котором "повторяется" часть сказанного в стихе 1, непонятно, если не принять во внимание наличие хиазма. С учетом хиазма становится ясным, что центральный смысл этих двух стихов -- не превечное существование Логоса или Его обращенность к Богу, а то, что Логос Сам является Богом.

В то же время выделение хиазма на уровне пролога в целом (так называемый "расширенный хиазм") требует дополнительного обсуждения в научном сообществе. Докладчик привел аргументы против широко распространенного в настоящее время выделения пятичастного хиазма согласно П. Эллису, при котором смысловой центр всего фрагмента падает на Ин 1:12-13 (особые полномочия "детей Божиих", уверовавших во Иисуса Христа). Было предложено выделение семичастного хиазма, при котором важнейший смысл пролога выражается стихом Ин 1:14 (воплощение Слова и преподание Им благодати и истины верующим).

Доклад старшего преподавателя кафедры свящ. Алексия Сергеева был посвящен теме "Творение в Послании к Евреям". Послание к Евреям находится на втором месте после книги Откровения по частоте упоминания о творении (Быт 1:2). Всего насчитывается 12 ссылок в тексте Послания против 14 в Апокалипсисе Иоанна Богослова: Евр. 1:2,10; 2:10; 3:4; 4:4,10,13; 6:7,8; 9:26; 11:3; 12:27. Самый известный стих, касающийся творения в Послании к Евреям, на котором основано учение о Creatio ex nihilo, -- из 11 главы: "Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое" (Евр.11:3).

В данном стихе можно увидеть хиастическую структуру, которая предполагает, что "то, что не видимо / не явлено / не существует" соотносится со "Словом Божиим". Само Слово Божие производит видимое или существующее из того, что не видимо и не существует. Это соотносится с выражением из послания апостола Павла к Римлянам: "как написано: пред Богом … животворящим мертвых и называющим несуществующее, как существующее" (Рим.4:17). В творении, таким образом, участвуют в равной степени и Слово и Отец (Евр.1:2; 2:10).

Отец и Сын, согласно посланию к Евреям, имеют абсолютную власть над творением и могут потрясти (σείω) всё сотворённое и изменить (μετάθεσις) старое творение в новое (об Отце см. Евр.12:26,27, о Сыне -- Евр.1:10). Неизменными же (διαμένω) после того как Бог ещё раз потрясёт не только землю, но и небо (Евр.12:26) останутся только Само Слово (Евр.1:11; 13:8), Его священство (Евр.7:3,24) и имущество лучшее и непреходящее на небесах (Евр.10:34).

Доклад старшего преподавателя кафедры свящ. Дионисия Харина был посвящен исследованию отрывка из послания к Коринфянам (5:1-13) и касался нравственных проблем в общине.

Согласно св. апостолу Павлу, христианская община призвана ревностно хранить и исполнять те дисциплинарные нормы, которые были заповеданы апостолами. Целомудрие и телесная чистота -- верный залог духовного роста как отдельного члена церкви, так и всей общины в целом. Если человек преступал нравственный закон и при этом выставлял этот факт на обозрение другим, то его необходимо извергнуть из общины с надеждой на его будущее покаяние. В области "ортопраксии" никаких компромиссов быть не могло. Совершенно иного подхода придерживался апостол Павел в связи с решением проблем в области "ортодоксии". Сомневающихся в вере и порождающих различные ереси апостол языков старался словесно с долготерпением увещевать, не прибегая к дисциплинарным прещениям.

Аспирант кафедры 2 курса Максимилиан Соболев выступил с докладом на тему "Толкование на праотца Адама в труде «Приготовление к Евангелию» Евсевия Кесарийского", в котором была выявлена позиция Евсевия Памфила относительно этимологии имени прародителя, внешних и внутренних характеристик последнего.

В докладе аспиранта 1 курса кафедры диакона Андрея Ширыхалова был представлен анализ экзегезы Оригена на евангельскую историю, посвященную требованию со стороны фарисеев и саддукеев знамения от Иисуса Христа (Мф 16:1-4). В качестве материала для исследования был использован оригинальный древнегреческий текст комментария Оригена на Евангелие от Матфея. Докладчик представил основные особенности восприятия александрийским экзегетом эпизода, связанного с требованием от Иисуса Христа знамения. В частности, были затронуты вопросы, касающиеся обстоятельств спора, причин требования знамения и характера ответа Иисуса Христа фарисеям и саддукеям по Оригену.

Выступления представителей Академии Северной столицы вызвали живой интерес у участников. Обсуждение некоторых докладов состоялось в zoom-чате конференции.
Источник:  https://spbda.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~MIiVe


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник