Представители Духовной академии Петербурга посетили Великобританию

26 Февраля 2014

Представители Духовной академии Петербурга посетили Великобританию

Визит делегации Санкт-Петербургской православной духовной академии в Великобританию проходил во главе с ректором архиепископом Петергофским Амвросием.

Целью поездки было знакомство с коллекцией артефактов Британского музея, имеющих значение для изучения библеиской археологии и истории, посещение Стоунхеджа и Оксфорда, установление контактов с Содружеством святого Албания и святого Сергия. Кроме того, члены делегации приняли участие в богослужениях в православных церквах Лондона и Оксфорда.

В состав делегации вошли проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич с супругой, преподаватель библейской археологии протоиерей Димитрий Гольцев, заведущая факультетом иностранных студентов Н.В. Колесникова, преподаватель библейских дисциплин и аспирант академии священник Дионисий Харин, студент магистратуры библейского отделения протоиерей Алексий Ольховников.

Первые дни поездки делегация посвятила знакомству с церковными и культурными достопримечательностями Лондона, а также осмотру коллекции древностей Британского музея.

Вначале представители академии посетили Вестминстерское аббатство, основанное в 960 г. как бенедектинский монастырь и существовавшее в таком качестве до 1540 г. (до периода церковных реформ Генриха VIII). С 1560 г. и поныне оно действует как коллегиальный собор св. Петра в Вестминстере.

Члены делегации обратили внимание на установленный в 1998 г. на фасаде собора ряд скульптур мучеников, пострадавших за Христа в разных странах в XX в. и принадлежавшими к разным христианским деноминациям. Почти в центре этого ряда находится скульптура православной святой – преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны, убиенной большевиками в 1918 г.

В Британском музее преставители академии, среди которых были преподаватели и студенты кафедры библеистики, сосредоточились на знакомстве с артефактами, имеющими отношение к изучению Священного Писания. Они осмотрели коллекцию месопотамских древностей, включая один из любопытнейших предметов – цилиндрическую печать, датируемую 2200-2100 гг. до Р.Х. и известную под названием "Адам и Ева". Такого рода цилиндрические печати использовались в древности состоятельными людьми для того, чтобы поставить подпись под важными документами; цилиндр прокатывался по мягкому веществу, на котором оставался определенный рисунок. В силу сложности рисунка подделать саму печать было непросто, и она являлась надежным вариантом идентификации личности, наподобие современного паспорта. Исследователи, начиная с XIX в., рассматривали изображение на печати "Адам и Ева" как отголосок сохранившегося в Месопотамии предания о грехопадении первых людей, идентифицируя изображенных на ней мужчину (справа с рогами) и женщину (слева), как Адама и Еву, дерево посередине – как дерево жизни, и змея рядом с женщиной – как змея-искусителя (на отпечатке в музее змея видна дважды, так как цилиндром было сделано более 1 оборота, чтобы получить данный отпечаток). В настоящее время считается, что эта сцена вписывается в общий смысловой контекст изображений на цилиндрических печатях из Месопотамии XXII-XXI вв. до Р.Х.: мужчина сидит напротив жрицы, пальма и змея между ними символизируют плодородие (см. подробнее здесь).

Другим интересным артефактом из месопотамской коллекции, совсем недавно переведенным и представленным музеем широкой публике для знакомства, является древневавилонская табличка, повествующая о круглом ковчеге. Клинопипная табличка возрастом около 4000 лет на 60 строках приводит древневавилонскую версию истории о потопе, в которой бог Эа дал главному герою, Астрахасису, распоряжение построить спасительный ковчег круглой формы. Ученые сопоставляют такую форму ковчега с одним из известных типов рыбацких лодок, существовавших уже в древности (см. подробнее здесь и здесь).

Члены делегации осмотрели египетские залы, содержащие свидетельства о традиции погребения (мумии и саркофаги) и египетские скульптуры. Особый интерес вызвали широко известные скульптуры тех фараонов, которые с немалой долей вероятности могли быть фараонами исхода – Раамсеса II (в случае поздней датировки исхода, т.е. около 1250 г.) и Аменхотепа II (в случае ранней датировки исхода, примерно 1450 г. до Р.Х.; именно этого варианта придерживается современный путеводитель по библейским артефактам, изданный Британским музеем). Конечно, преподаватели и студенты академии не обошли вниманием и знаменитый Розеттский камень, ставший ключем к дешифровке египетских иероглифов.

В залах ассирийской коллекции были осмотрены известные изображения крылатых львов с человеческими головами, охранявшими входы в дворцы царей и символизировавшими собой небесные существа, а также многочисленные барельефы, включая сцену взятия Лахиша ассирийскими войсками. 

Для библейской археологии немалый интерес представляет так называемый Черный обелиск Салманассара III (858-824 гг. до Р.Х.), повествующий, среди прочих великих свершений царя, обращение в вассальное состояние израильского царства и принесение подати царем последнего Ииуем. Ииуй изображен на обелиске падшим ниц перед Салманассаром III; это изображение считается самым ранним из всех известных изображений еврея в мировом искусстве. Кроме того, это самый древний артефакт, на котором упоминается Персия, ставшая впоследствии (через Вавилон) символической наследницей Ассирии.

В персидской коллекции наиболее важным артефактом для изучения библейской истории является цилиндр Кира (около 539 г. до Р.Х.). В нем говорится о разрешении, данном царем всем народам, завоеванным Вавилоном, вернуться на свои земли и восстановить свои храмы. Как известно, этим разрешением Кира воспользовались еврейские пленники для возвращения в Иерусалим.

Кроме знакомства с артефактами в Британском музее члены делегации также предприняли поездку к археологическому памятнику, связанному уже с историей Британии – к развалинам культового комплекса в Стоунхедже. Они познакомились с результатами археологических исследований в данном райное, представленными в музее, а также осмотрели сам древний памятник.

Представители академии посетили также Уиндзор – резиденцию королевы Великобритании, осмотрели древнюю крепость, церкви и королевский дворец. Побывала делегация и в Оксфорде. Члены делегации осмотрели достопримечательности города, включая университетскую церковь св. Девы Марии, Бодлианскую библиотеку, церковь, трапезную и строения Тринити колледжа. В соборе колледжа Крайст Черч членов группы встретил прецентор собора англиканский священник Джон Патон, который рассказал об истории колледжа и собора, показал гробницу святой покровительницы Оксфорда преподобной Фридесвиды.

Затем генеральный секретарь Содружества святого Албания и святого Сергия протоирей Стивен Платт пригласил гостей в церковь, вокруг которой строится духовная жизнь братства, – в церковь святых Григория и Макрины. Уникальной особенностью данного прихода является антиминс с подписью православных архиереев трех различных юрисдикций, что дает возможность проводить здесь службы священнослужителям, принадлежащим разным православным патриархатам.В расположенном рядом здании Содружества состоялось собеседование с его членами, во время которого архиепископ Амвросий рассказал о духовном образовании в России и ответил на вопросы присутствующих.

Затем члены делегации молились за всенощным бдением в церкви святителя Николая Чудотворца, настоятелем которой является отец Стивен. Богослужение возглавили архиепископ Сурожский Елисей и архиепископ Петергофский Амвросий. После службы архиепископ Елисей приветствовал гостей и отметил важность подобного рода контактов, а архиепископ Амвросий в ответном слове поблагодарил правящего архиерея Сурожской епархии и отца Стивена Платта за теплый прием.

После богослужения состоялся прием в колледже Крайст Черч, который дал в честь делегации духовной академии королевский профессор богословия Оксфордского университета англиканский священник Греэм Уард. Во время приема, на котором вместе с членами делегации присутствовал архиепископ Сурожский Елисей, обсуждались вопросы богословского образования в Англии и России, а также перспективы дальнейшего сотрудничества.

23 февраля, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в православном кафедральном соборе г. Лондона. Ему сослужили клирики собора протоиерей Иосиф Скиннер, диакон Вадим Санцевич, а также члены делегации академии в священном сане. На сугубой ектении архиепископ Амвросий вознес молитву о страждущем украинском народе и об установлении мира на украинской земле. После евангельского чтения он обратился к прихожанам собора с проповедью, посвященной евангельскому чтению – учению Господа Иисуса Христа о Страшном суде.По окончании богослужения ректор духовной академии приветствовал викария Сурожской епархии архиепископа Керченского Анатолия. В тот же день некоторые члены делегации посетили Лондонскую национальную галерею и осмотрели ее экспозицию.
Источник:  http://spbda.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~wrQtw


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник