«Поезд идет на восток». К 115-летию открытия Китайско-Восточной железной дороги» и 120-летию города Харбин

12 Ноября 2018

«Поезд идет на восток». К 115-летию открытия Китайско-Восточной железной дороги» и 120-летию города Харбин

Выставка, организованная Государственным музеем-заповедником «Петергоф», Петербургским государственным университетом путей сообщения Императора Александра I и Центральным музеем железнодорожного транспорта РФ, знакомит с историей строительства Китайско-Восточной железной дороги – стратегической магистрали, соединивших столицу Российской империи с Дальним Востоком.

В этом году исполнилось 115 лет с момента начала эксплуатации Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) – важной составной части Транссибирской магистрали. Эта железная дорога, введенная в строй в 1903 году, стала первым крупным инфраструктурным проектом, прочно связавшим Россию и Китай. Строительство этой железной дороги потребовало возведения большого количества сложных инженерных сооружений – тоннелей, мостов, паромных переправ. При строительстве КВЖД российскими инженерами были применены смелые технические решения, позволившие справиться со сложными природными условиями.

Постройка Китайско-Восточной железной дороги имела огромное значение для освоения малонаселенных районов и развития промышленности Китая, роста городов в Маньчжурии, и особенно для основания города Харбина. 23 апреля 1898 г. инженер путей сообщения А.И. Шидловский от имени Управления КВЖД заключил договор на приобретение земельного участка под городское строительство в поселке на берегу реки Сунгари. Этот день стал днем основания города Харбина, в котором жили строители и инженеры КВЖД, находилось Управление и другие учреждения дороги. В строительство города, отмечающего в 2018-м году свой 120-летний юбилей, был вложен огромный труд русских архитекторов, инженеров и строителей. Харбин – город, построенный на территории Китая, по своему составу долгие годы был русским. Он стал настоящей «столицей» этой железной дороги и одним из важнейших экономических и культурных центров современного северо-восточного Китая.

Деятельность Китайско-Восточной железной дороги неразрывно связана с личностью его первого управляющего – генерал-лейтенанта Дмитрия Леонидовича Хорвата. В архиве ГМЗ «Петергоф» хранится личный фонд этого незаурядного государственного деятеля, который возглавлял железную дорогу долгие 15 лет, с 1903 по 1918 годы. Этот выдающийся администратор и инженер приложил колоссальные усилия для того, чтобы наладить работу железной дороги и организовать деятельность большого коллектива железнодорожных служащих, оказавшихся в далеком Китае. Благодаря организаторскому таланту и умению ладить с местным китайским населением генерала Хорвата, территорию КВЖД до революции современники называли «счастливой Хорватией». В этом году также отмечается 100-летний юбилей его деятельности на посту управляющего Китайско-Восточной железной дороги. Вспоминая о заслугах генерала Д.Л. Хорвата, мы воздаем дань памяти человеку, посвятившему свою жизнь экономическому и культурному развитию этого региона Китая и много сделавшему для установления дружественных отношений с местным населением.

Представляется весьма символичным, что сегодня Петергоф отмечает сразу несколько знаменательных дат в истории отечественных железных дорог и в истории Китая. Мы надеемся, что опыт работы в данном выставочном проекте, закрепленный выпуском совместного буклета выставки, оказался позитивным и выражаем надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество. Выставка продолжает успешное взаимодействие между нашими учреждениями и актуализирует один из интереснейших фондов музея-заповедника.  
Источник:  www.pgups.ru
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~ICk38


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник