Подготовка настоящих профессионалов - главная задача - Информационный портал

Подготовка настоящих профессионалов - главная задача

http://igps.ru/

http://igps.ru/

6 Мая 2020

Подготовка настоящих профессионалов - главная задача

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России – уникальное учебное заведение в структуре МЧС России.

Традиции университета уходят вглубь прошлого века – 18 октября этого года университет отметит свое 114-летие. О перспективах развития вуза, о том, как он работает в условиях коронавирусной угрозы, как проходит дистанционное обучение, рассказал начальник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий генерал-майор внутренней службы, кандидат технических наук Б.В.Гавкалюк.

«Нас учили быть, а не казаться офицером….»

- Богдан Васильевич, поздравляем Вас с назначением на должность начальника университета. Почти 27 лет Вы служили в Главном управлении МЧС России по Новгородской области, из них 8 лет начальником управления. У любого руководителя с годами складывается определённый стиль деятельности. И это естественно. Что полезного из Вашего прошлого опыта в Новгородской области Вы будете внедрять в университете? Несколько слов об офицерской юности. Каковы были Ваши первые шаги на посту начальника университета?

- Невозможно забыть, как по прибытии в часть командиры и сослуживцы встречали молодых офицеров, принимали в свой коллектив, вводили в должности, помогали становиться настоящими специалистами. Учили, как правильно работать с людьми, объясняли прописные истины, которые не учат ни в одном вузе, разъясняли тонкости человеческих взаимоотношений, делись опытом, удерживали от неверных поступков. Как правило, не повышали голоса, обходились без хамства и высокомерия, только личным примером и добрым советом. Мы были совершенно не ангелы, обычные офицеры, наши учителя не пытались подавить нас, наоборот, они всемерно стремились в нас развить чувство самоуважения как основу для развития всех других командирских качеств. Прием убеждения – самый действенный прием, который я впоследствии взял на вооружение в общении со своими подчиненными. Доверие авансом окрыляет. Вера в себя – это то самое зерно, что горы позволяет двигать. Нас учили быть, а не казаться офицерами. Дал слово – сдержи его, невзирая ни на какие обстоятельства. Об университете знаю не понаслышке. В 90-е годы к нам приходило много выпускников, толковые ребята, я сам в 2003 году закончил прославленный вуз, здесь же защитил диссертацию на соискание кандидата технических наук. Я благодарен судьбе за то, что меня назначили начальником университета. За несколько месяцев я познакомился в университете практически с каждым сотрудником и еще раз убедился в том, что каждый из них обладает глубокими знаниями и блестящей подготовкой. В людях я ценю ответственность за порученное дело. В первую очередь, нам нужно думать о том, как улучшить работу постоянного состава, как обеспечить подготовку более качественных высококвалифицированных специалистов, тех профессионалов, которые будут востребованы в системе МЧС России и в стране, которые принесут пользу всему нашему обществу.
Я всегда делал ставку на сотрудников, которые умеют и желают делать свою работу на совесть. Правильно сориентированный коллектив может выполнять любые задачи. И сегодня, в век всеобщей компьютеризации, роботизации сложных операций, развития нанотехнологий мало найдется желающих оспаривать главенствующую роль человеческого фактора, в какой бы то ни было сфере деятельности, в том числе – в МЧС России.

- На Ваш взгляд, какие сильные стороны у университета по отношению к другим вузам МЧС России?

- Курсанты студенты и слушатели за годы обучения приходят к осознанию того, что они учатся в старейшем и уникальном учебном заведении МЧС России это в том числе и представители Казахстана, Монголии и других государств, чьи курсанты обучаются у нас. Со временем меняются в дипломах наименование специальностей, совершенствуются содержание и методика обучения, происходят реорганизации учебного заведения, но неизменной на всем протяжении его истории остается главная задача: готовить офицеров, готовых прийти на помощь людям, попавшим в беду. Вот совсем недавний пример бесстрашных и решительных действий курсантов, которые без колебаний бросились спасать людей из огня.
… Холодным вечером курсанты Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России старшие сержанты внутренней службы А. Лилик, И. Курбанов, Г. Есенев, младший лейтенант внутренней службы М. Гаджиакаев и студент вуза А. Исаев, когда шли с учебы заметили в одном из домов валит дым. Решение было принято мгновенно: они оперативно вызвали пожарных и сами, не теряя времени, направились к месту очага возгорания, чтобы помочь людям.
На первом этаже дверь в подъезд, да и в квартиру оказались заблокированными. Чтобы проникнуть во внутрь помещения, курсантам пришлось их выбить. Из квартиры, заполненной едким черным дымом, они вывели немного обгоревшего мужчину и оказали ему первую помощь. Далее одни курсанты стали подручными средствами тушить пожар, другие - выводить людей из подъезда на безопасное место. По приезду пожарных подъезд был полностью эвакуирован. Благодаря смелым и грамотным действиям наших курсантов, удалось спасти людей и ликвидировать пожар.
Петербуржцы выразили сердечную благодарность своим спасителям.
Их поступок может послужить примером для молодых людей.

- Товарищ Генерал, для всей образовательной отрасли большим испытанием стала пандемия COVID-19. На Ваш взгляд, каковы должны быть пути развития высшего образования в таких условиях?

- Коронавриусная угроза, конечно, нанесла некоторый ущерб, затормозила обучение курсантов и студентов. Но мы нашли выход из создавшегося положения, и курсанты со студентами не потеряли активного тонуса. Наш университет оказался полностью готовым к новому вызову – обучению с применением дистанционных образовательных технологий. Педагоги, их грамотность, техническая оснащенность нашего вуза сегодня - одна из лучших в МЧС. Кризис – это время для новых идей, прорывов и свершений. Самое главное – не впадать в ступор, не давать эмоциям взять верх над разумом. Понимаем, что делать это непросто, но мы это делаем.
Сегодня мы вынуждены соблюдать дистанцию - для нашей же безопасности. Но все равно мы – вместе. И пусть уверенность в том, что все вузы, вся Россия, весь мир преодолеют невзгоды и мы станем выносливее и закалённее, подкрепляет призыв одного выдающегося мыслителя : «Если перед тобой великая цель, а возможности твои ограничены, - все равно действуй, ибо только через действия могут возрасти твои возможности».

- А в чем принципиальное различие в подготовке курсантов и студентов? Что ограничивает, на ваш взгляд, и что, наоборот, открывает в человеке образование, которое получает курсант от образования, которое получает студент в гражданском учебном заведении?

- Конечно, непросто перестроить всю логистику жизни в другом направлении. Жить в определённых рамках, добровольно лишая себя определённых свобод. И действовать начинаешь по-другому. И думать начинаешь по-другому. Это естественно, так как режим самоограничения, жёсткая субординация –они, конечно, серьезно влияют на человека. Но вместе с тем и открывают в нём новые возможности интеллекта, неведомые ранее сильные черты характера, вырабатывают целеустремлённость и прививают человеку чувство ответственности.

- Самая большая ценность любого вуза – это профессорско-преподавательский состав. Назовите тех преподавателей, которые являются гордостью вуза?

- Их подавляющее большинство. Но я назову мастеров-новаторов в применении особых методов объяснения, установления обратной связи, самостоятельной работы обучающихся. Это – Владимир Ложкин, Александр Поляков, Василий Кутузов, Сергей Турсенев, Антон Мельник, Александр Шидловский, Григорий Шидловский, Юлия Бельшина, Александр Матвеев, Елена Трофимец, Станислав Немченко, Валерий Клюй, Дмитрий Крылов, Валерий Зокоев и другие. Наши преподаватели добиваются высоких результатов благодаря четкой организации учебного процесса, при объяснении материала главное внимание уделяют четкости изложения, умению выделить самое существенное и приемам, помогающим на том же занятии это главное понять и усвоить. Главное внимание они уделяют выработке навыков учебного труда, умению работать с книгой, первоисточником, делать выводы, проводить параллели, составлять тезисы, планы. При планировании каждого ученого занятия они намечают, что будет изучено на занятии самостоятельно, что будет закреплено во время самостоятельной подготовки. Эмоциональный рассказ преподавателей сменяется комментированным чтением, беседой, записями в рабочую тетрадь. Такими приемами преподаватели добиваются не только осмысленных и глубоких знаний, но и развития самостоятельности, трудолюбия, привычки получать знания путем собственных усилий. А эти качества будущему офицеру МЧС очень нужны .
Притом, они разные. Один преподаватель умело ведет опрос обучающихся, используя средства электронной вычислительной техники; другой – хорошо проводит индивидуальный опрос; третий –использует ситуационные задачи…

- Богдан Васильевич, в настоящее время ведется активная работа по реализации программы патриотического воспитания, разработанной на федеральном уровне. Что делается в в университете для военно - патриотического воспитания молодежи? Мёртвые герои не молчат, они подсказывают тем, кто сейчас служит, как строить жизнь по законам любви к Отечеству. Но для этого надо слышать голос Памяти. Иначе азарт погони за сиюминутными удовольствиями отобьёт у молодежи историческую память, а с нею и чувство патриотизма как некий «атавизм», пережиток прошлого.

- Не могу не согласиться с вашим посылом. Аполлон Григорьев говорил: «Ничего я так не боялся столько…как жить в городе без истории, преданий и памятников». Преподаватели делают всё возможное, чтобы курсанты поняли, в каком вузе они учатся, какая славная история у нашего коллектива. Мы напоминаем молодёжи, которая приходит к нам, что нужно знать прошлое, чтить его, учиться у него. Эти знания помогут уберечься от нравственного оскудения, от краха идеалов. Забвение славного прошлого России, пожарной службы неминуемо превратит сотрудников ведомства в перекати-поле. И такие сотрудники не способны прийти на помощь людям. Думать о молодых, воспитывать Правдой о том, как выполнять свой служебный долг - вот важнейшая задача каждого начальника.
В мае на нашу землю придет великий праздник. Родина никогда не забудет, что он со слезами на глазах. И в нашем коллективе все помнят слова Аграновича: «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой». Наши преподаватели учат курсантов и студентов: мы должны помнить о славном подвиге наших отцов, дедов, прадедов и не позволять никому наводить тень на плетень. Молодежь как никогда нуждается в просвещении – она должна знать о немеркнущем подвиге советских воинов, которые спасли и мир, и европейскую цивилизацию. Память о Великой Отечественной войне для нас свята. Еще живы участники этой войны – из числа тех, кто служил и работал в нашем университете. Большую работу проводит ветеранская организация во главе с Валентиной Сергеевной Сорокиной. Высокие духовно-нравственные принципы службы, гордость за принадлежность к системе МЧС, готовность выполнить воинский и профессиональный долг положены в основу патриотической и индивидуально-воспитательной работы с офицерами, курсантами и студентами. Коронавирус образование не уничтожит.

- В какой степени дистанционное образование может заменить очные формы? Как университет работает в условиях коронавирусной угрозы? Какие основные трудности, как они решаются? Как сейчас, с переходом на дистанционное обучение, проводят занятия в университете?

- Сейчас, в условиях самоизоляции, занятия организованы в формате вебинаров в электронной информационно-образовательной среде Университета, т.е. исключительно с применением дистанционных образовательных технологий, когда и профессорско преподавательский состав и обучающиеся находятся дома. При этом мы придерживаемся ранее спланированного расписания занятий, с небольшими корректировками на практические занятия. Такая организация образовательной деятельности в масштабе всего Университета стала возможной благодаря тому, что в течение последних трех лет мы занимались созданием и развитием своего собственного цифрового образовательного пространства. Одним из приоритетных направлений в нём является электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. Все участники образовательного процесса сейчас взаимодействуют в электронной информационно-образовательной среде Университета. Она включает в себя целый набор цифровых сервисов не только для организации занятий, но и для повседневной деятельности наших сотрудников и работников. Также в составе Университета есть профильное подразделение – это Институт заочного и дистанционного обучения. Его сотрудники сейчас «модерируют» образовательный процесс: организуют и проводят обучающие вебинары для деканатов, преподавательского состава и курсантов; организованы раздел на официальном сайте и группы в социальных сетях для оперативной помощи как преподавателям, так и обучающимся, которым цифровые технологии оказались в новинку. Таким образом, никто не остался наедине со своими «проблемами организации дистанционного обучения», всем оказывается адресная помощь.

- Как контролируют эффективность обучения, посещаемость?

- Здесь все зависит от того, каким образом мы планируем ее измерять. Если принять эффективность обучения за конкретную цифру, которая показывает, насколько дистанционное обучение повысило успеваемость наших обучающихся, то здесь мы можем однозначно сказать, что эта цифра не стала ниже. Преподаватели ведут электронные журналы успеваемости, выставляют оценки за работу на семинарских занятиях. Что касается посещаемости. Здесь также мы не наблюдаем снижения показателей. Более того нам стали доступны другие, более интересные цифры. После каждого занятия системой фиксируется так называемый «цифровой след обучающегося», который показывает не только посещение, но и работу курсантов и студентов: сколько времени провел на занятии, сколько сообщений написал в чате, в скольких опросах участвовал, сколько тестов прошел и т.д. Однозначно эти данные станут предметом для дальнейшего, детального анализа.

- Планирует ли университет проводить сессию дистанционно? Как она будет проходить?

- Не только планирует, но уже и проводит. На прошедшей неделе завершилась сессия второго курса заочной магистратуры, начались зачеты и экзамены у выпускных курсов очного обучения. Все испытания организованы с соблюдением требований нормативных документов, т.е. с обязательной идентификацией личности обучающегося, иначе нам просто не определить, кто сдает зачет или экзамен и чьи знания мы оцениваем. В Университете определен единственно возможный способ прохождения дистанционных испытаний – это испытания с использованием системы прокторинга, когда происходит видеозапись самого обучающегося, окружающей обстановки и трансляции рабочего стола его компьютера.
Прокториг организован, как в синхронном режиме, когда преподаватель по видеосвязи принимает зачет или экзамен онлайн, так и в асинхронном, когда преподавателю необходимо подтвердить результаты пройденного тестирования или творческого задания, проанализировав запись испытания на нарушения.

- Важной частью обучения является практические занятия. Как студенты будут их проходить?

- Как было отмечено ранее, мы произвели небольшую коррективу расписания для того, чтобы перенести часть практических занятий на более поздний период. Речь идет о таких занятиях, в которых в принципе невозможно применение дистанционных технологий. Это, например, занятия по пожарно-строевой подготовке, пожарной технике или подготовке газодымозщитной службы, где предусмотрено использование специальных средств и оборудования. Но в то же время преподавательский состав активно использует имеющиеся компьютерные симуляторы и модели с возможностью удаленного доступа, для организации лабораторных работ.

- Богдан Васильевич, будут ли переносить даты вступительных экзаменов?

- В этом вопросе мы в большей степени ориентируемся на Министерство просвещения. Будут определены даты единого государственного экзамена, и наши абитуриенты смогут подать заявления на поступление. Но в любом случае мы будем к этому готовы! В Университете есть опыт организации вступительных испытаний с использованием дистанционных технологий. Приёмная комиссия также работает с инструментами образовательной среды. Уже сегодня есть возможность подать электронное заявление и пакет необходимых документов для поступления. Даже если нашим абитуриентам не представится возможность приехать в Санкт-Петербург, мы можем организовать вступительные испытания на территории субъектов в Главных управлениях МЧС России.

Обеспечение безопасности в Арктике

- Первому заместителю Министра МЧС России Александру Чуприяну принадлежат слова: «Географическая суровость этих широт порождает великое тепло творческой альтернативы, поиска, большого самоотверженного труда, любви к людям, которые там исторически проживают, и к людям, которые туда придут. И пусть наша любовь тоже будет вкладом в безопасность Арктики». А каков вклад вашего коллектива в укрепление безопасности Арктики? Для Санкт-Петербургского университета Арктическая тематика является одной из приоритетных. Почему именно она? Какие еще тематики вы бы назвали приоритетными для университета?

- Согласно плана НИОКР МЧС России на 2020 и плановый период 2021 и 2022 гг. в этом году творческий коллектив университета совместно с ФГБУ ВНИИ ГОЧС выполняет научно-исследовательскую работу на тему: «Анализ оснащения пожарно-техническим вооружением, спасательным оборудованием, специальной защитной экипировкой, подразделений всех видов пожарной охраны, работающих в условиях крайнего севера и в Арктической зоне, а так же технического состояния изделий, находящихся в эксплуатации».
В инициативном порядке мы продолжаем проведение научно-исследовательских работ, посвященных обеспечению комплексной безопасности Арктического региона РФ. Уже сегодня в ходе проведения научных исследований получены результаты интеллектуальной деятельности в виде патентов на изобретения, а именно:
- Способ тушения пожара в помещении в условиях низких температур и устройство для его реализации;
- Стартовая установка для баллистического транспортного средства и способ ее применения.
В инициативном порядке творческим коллективом университета в 2020 году выполняется научно-исследовательская работа: «Разработка рекомендаций по применению программно-аппаратного комплекса КВ радиосвязи для организации взаимодействия в ближней зоне (до 300км) при ликвидации последствий ЧС, как составного элемента перспективной комплексной системы связи подразделений МЧС России, выполняющих задачи в АЗРФ».
Принимая во внимание роль и значение арктических комплексных аварийно-спасательных центров в вопросах обеспечения комплексной безопасности, подготовка кадров к действиям в условиях Арктической зоны играет ключевую роль. Центры должны укомплектовываться сотрудниками, прошедшими специальную «арктическую» подготовку или переподготовку в учебной системе МЧС России. Следует отметить опыт университета по созданию системы дистанционного обучения по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Особенности ведения поисково-спасательных работ в условиях Арктического региона». В масштабе Университета, проект реализован в классе подготовки спасателей к действиям в условиях Арктической зоны, где используется разработанный информационно-обучающий WEB-портал «Арктика без опасности». На базе представительства университета в Арктическом спасательном учебно-научном центре «Вытегра» обучающиеся получают практические навыки проведения поисково-спасательных работ, приемов оказания первой медицинской помощи в Арктике, применения технических и транспортных средств в условиях пониженных температур.

- Можно несколько слов о рабочей группе, которая создана в университете?

- В университете создана рабочая группа, в которую вошли ведущие ученые, научные работники, профессорско-преподавательский состав, представители научно-исследовательского института перспективных исследований и инновационных технологий в области безопасности жизнедеятельности. Цель создания рабочей группы: научно-методическое обеспечение деятельности МЧС России по защите Арктической зоны РФ от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Рабочей группой планируется организовать взаимодействие с комитетом Санкт-Петербурга по делам Арктики, Арктическим и антарктическим научно-исследовательским институтом, профильными вузами г. Санкт-Петербурга, занимающимися Арктической проблематикой, а также Северным федеральным Арктическим университетом и Мурманским Арктическим государственным университетом. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России открыт к всестороннему сотрудничеству, мы готовы проводить научные исследования в целях обеспечения безопасности Арктического региона РФ. Университет готов выступить головной организацией по подготовке кадров в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Арктическом регионе для создаваемых арктических комплексных аварийно-спасательных центров и государств-членов Арктического Совета. Каждый у нас ощущает себя на своём месте, все востребованы и служат на благо России. Наш университет нужен для того, чтобы иметь объективную информацию, оценивать наиболее вероятные последствия принимаемых решений, угрозы и риски.
Лауреат Нобелевской премии Жорес Алфёров говорил, что для учёных даже не так страшно недофинансирование, как то, что полученные ими результаты не нужны, что они идут не в дело, что сами научно-исследовательские институты оказываются не у дел. У нас же есть твёрдая уверенность в том, что наша научно-исследовательская работа даст практические результаты в деле развития комплексных Арктических аварийно-спасательных центров.

- При том, что в университете готовят офицеров пожарной безопасности в первую очередь, у нас еще и хорошо развивается научная и рационализаторская работа. Зачем это будущим огнеборцам?

- Университет способен дать базовые знания, но предусмотреть все, что может понадобиться офицеру через 3-4 года, невозможно. Научить системно мыслить будущего офицера – наша основная задача, она заключается в привитии курсантам способности анализировать воздействующие на системы факторы, выявлять противоречия, определять пути решения, выработать практические действия, доказывать их состоятельность, формировать практические рекомендации. В образовательной деятельности мы вовлекаем в творческий процесс обучаемых, путем предложения мыслительных задач, направленных на повышение эффективности практического применения техники, повышение её надежности, улучшения качества эксплуатации, обслуживания, ремонта и сбережения материальной части. Курсанты получают бесценный опыт при совершенствовании учебной базы вуза. Принимают участие в научно-исследовательских работах, результаты которых внедряются в практику образовательной деятельности.
Большую работу проводит в этом направлении заместитель начальника университета по научной работе доктор политических наук Тамара Викторовна Мусиенко. Таким образом, на выходе получается офицер, способный нестандартно и творчески мыслить, а также принимать взвешенные, научно обоснованные решения в любой обстановке.

- Ваши пожелания читателям сайта «Северная Звезда»? Что бы Вы пожелали сотрудникам МЧС и ветеранам?

- Уважаемые коллеги, боевые друзья! Примите глубокую благодарность за совместную плодотворную работу, за ваш нелёгкий труд, за мужество и героизм, которые стали для вас нормой жизни. В год 75-летия Великой Победы и 30- летия МЧС России желаю успехов в вашем нелегком и таком нужном труде во имя спасения людей! Особые слова благодарности нашим дорогим ветеранам! Примите искренние пожелания крепкого здоровья, счастья, благополучия и бодрости духа! Спасибо за Победу!

- А мы в свою очередь поздравляем Вас с назначением на должность начальника университета и желаем крепкого здоровья, счастья, благополучия и новых высот в деле служения нашей Родине – России и МЧС Российской Федерации. Гармонии и мира в семье и на службе, удачи во всех начинаниях, а также света, тепла и радости в каждом мгновении жизни!

Интервью подготовил Василий Самотохин, заслуженный работник культуры РФ, лауреат Премии МЧС РФ «Созвездие мужества» и Премии «Золотое перо границы», пресс-служба СПбУ ГПС МЧС России.
Источник:  http://igps.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~y2EeD


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник