«Патриотизм – основа единства российского общества»

14 Февраля 2014

«Патриотизм – основа единства российского общества»

Что такое патриотизм, как воспитывать его у современной молодежи, какова роль преподавателя в данном процессе и как сегодняшние студенты могут повлиять на будущее ждет нашу страну обсудили в самый разгар Олимпиады в Сочи - 12 и 13 февраля - участники межвузовской научно-практической конференции «Патриотизм - основа единства российского общества».

Столь актуальное для страны и нашего города в частности мероприятие прошло в Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете.
Организаторами конференции выступили Совет ректоров вузов, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (СПбГАСУ) и Санкт-Петербургский государственный технический университет (СПбГТИ), при поддержке Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Правительства Санк-Петербурга и Комитета по молодежной политике администрации Ленинградской области.
Работавшие в рамках конференции 3 секции («Военно-патриотическое воспитание как элемент национального самосознания», «Идея патриотизма в истории России» и «Уровневая система образования и воспитательного процесса») позволили участникам обсудить проблему с разных сторон и предоставить возможность всем желающим высказать свою точку зрений.
Открыл конференцию профессор ректор СПбГАСУ Е. И. Рыбнов. В своем докладе он напомнил, что первой попыткой повлиять на сложившееся в 90-ые годы негативное отношение к самому понятию «патриотизм» стала статья тогда еще председателя Правительства РФ В. Путина «Россия на рубеже тысячелетий», в которой патриотизм трактуется как одна из опорных точек консолидации российского общества. Сегодня эти идеи актуальны как никогда, а патриотическое воспитание молодежи является государственной программой. Учебная и воспитательная работа в СПбГАСУ реализуется строго в рамках данной программы и все структурные подразделения принимают в ней активное участие. Сотрудники вуза стремятся сохранить историческую память и воспитывать студентов в духе уважения к историко-культурному и архитектурному наследию. «Что может быть важнее для общества, нежели уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России», - обратился в своем приветственном слове к аудитории Е. И. Рыбнов.
Логичным продолжением мероприятия стало выступление председателя конференции Н. В. Лисицына, члена Президиума Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга, Председателя Совета по идеологической работе со студентами, профессора ректора СПбГТИ. Он представил аудитории интересные темы для размышления, опираясь на данные проведенного среди первокурсников 4 петербургских вузов в сентябре прошлого года социологического опроса. К сожалению, картина предстала далеко не радужная. Большинство молодых людей не видят перспектив для развития в своей стране и стремятся ее покинуть. В то же время число желающих уехать учиться за границу растет с каждым годом. Многие сомневались при ответе на вопрос, считают ли они себя патриотами России. По мнению Н. В. Лисицына, задача семьи, школы, вуза, общественных организация с первых дней жизни человека формировать у него патриотическое мировосприятие, способствовать воспитанию гордости за общее дело и страну. Н. В. Лисицын, подчеркивая важность участия в мероприятии студентов - будущего нашей страны, обратился к слушателям: «Сегодняшнее общество переживает последствия 90-х годов, и еще долго будет их испытывать… Вы - сегодняшние студенты – следующее поколение, носители тех идей и ценностей, которые будут переданы следующим поколениям».
Позицию государственной власти на конференции озвучила Н. Е. Смирнова, представитель Комитета по молодежной политике Ленинградской области. По ее словам, областная администрация уделяет большое внимание патриотическому воспитанию молодежи. Проект «Область Cлавы», который должен объединить органы государственной и муниципальной власти, общественные организации и социально ориентированный бизнес, направлен на то, чтобы привлечь именно молодежь к совместной работе. При этом было сделано важное замечание: необходимо избежать назойливого насаждения понятия и следующего из этого негативного отношения и отторжения. Для активного вовлечения молодежи в реализацию проектов сами проекты должны быть гибкими, адаптированными к разным возрастным категориям граждан, с применением передовых технологий и итоговой оценкой качественных и количественных показателей эффективности. Н. Е. Смирнова с легкостью убедила аудиторию, что патриотическое воспитание молодежи – это интересная и общественно важная тема: «Вся молодежная политика должна быть направлена на патриотическое воспитание молодежи. Мы должны стремиться к повышению комфортности условий для самореализации гражданина на территории своей страны».
О военно-патриотическом воспитании на примере истории Отечества рассказал В. М. Катков, профессор Военной академии связи. Он еще раз напомнил, что сохранение национальных ценностей и культурных традиций – это один из основных способов выживания нации, а прочным фундаментом современной российской государственности могут стать достижения дореволюционной эпохи. История Первого кадетского корпуса «рассадника великих людей России», по меткому выражению императрицы Екатерины II, прекрасный пример формирования у воспитанников учебного заведения любви к своей истории и Отчизне. Данный опыт можно и нужно использовать и в современных условиях.
Точку зрения творческой интеллигенции на данную проблему высказал Г. А. Праздников, профессор заведующий кафедрой истории Санкт-Петербургской академии театрально искусства. В докладе на тему «Гуманитарный смысл образования: патриотизм и формирование личности» он напомнил присутствующим о происхождении слова образование: от старославянского – образить – создать образ. Во второй половине XX века не вызывал сомнения постулат, что образование – это формирование человека, в первую очередь его души, а не каких-то определенных навыков. Ситуация, которая происходит в системе образования, влияет на мировосприятие молодежи. Сегодня кафедры философии и истории объединяют или сокращают, курс эстетики исчезает из учебных планов.  К сожалению, «пока к образованию не вернется его гуманитарный смысл, это будут только обсуждения на важные темы», – заключил Г. А. Праздников.
Не менее запоминающимся оказалось выступление В. В. Фортунатова, заведующего кафедрой истории Петербургского государственного университета путей сообщения. В докладе «Гражданский патриотизм в России: Этапы становления и развития» он пришел к заключению, что данное понятие сложнейшая иерархическая структура. Сегодня мы переживаем шестой этап по классификации В. В. Фортунатова, когда патриот – это тот, кто выполняет свои конституционные обязанности, знает свои гражданские права и уважает традиции предков.
Патриотическое воспитание молодежи должно основываться на общечеловеческих гуманистических ценностях. В словарях можно найти различные определения данного понятия, но все они сходятся в том, что патриотизм – это прежде всего любовь к своей родине. Поэтому и учить молодежь надо прежде всего любви и уважению – к своим близким, преподавателям, друзьям, делу, городу. Из этого и рождается любовь к отечеству. Это общая задача всех тех, кого заботит будущее нашей страны.

Фото: СПбГАСУ

Источник:  http://www.nstar-spb.ru
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~UVr6f


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник