Отношение студентов к дистанционной форме обучения
17 Февраля 2022
Отношение студентов к дистанционной форме обученияОбразовательный процесс в высшей школе в настоящее время существенно трансформируется. В первую очередь эти трансформации связаны с активным формированием цифровой образовательной среды.
Дистанционное обучение позволяет обеспечить доступность и непрерывность получения образования для различных категорий людей, вне зависимости от региона проживания, возможность онлайн-обучения у преподавателей ведущих вузов страны, позволяет выстраивать образовательные траектории с учетом индивидуальных особенностей обучающих. В то же время, интенсивное внедрение информационных технологий качественным образом изменяет всю систему современного высшего образования, изменяет характер педагогического взаимодействия и способы управления учебной деятельностью, предъявляет новые требования к преподавателям и студентам. Безусловно, обучение в информационной образовательной среде – это принципиально иная деятельность по отношению к традиционным формам обучения, и переход к электронному образованию требует новых стратегий адаптации студентов к новым условиям. Наряду с предоставлением широкого спектра возможностей дистанционное обучение может вызывать существенные затруднения, а в ряде случаев выступать в роли фактора риска дезадаптации, эмоциональных нарушений, снижения уровня соматического и психологического здоровья. Длительное пребывание в информационной среде становится фактором риска возникновения интернет-зависимости у студентов. Важной задачей является изучение личностных особенностей студентов, которые связаны с адаптацией в условиях дистанционного образования. Коллективом сотрудников института психологии РГПУ им. А.И. Герцена Угловой А.Б., Богдановской И.М, Королевой Н.Н., Кошелевой А.Н., Иконниковой Г.Ю. было проведено исследование, целью которого являлось изучение личностных факторов осложняющих или облегчающих обучение в дистанционной форме, а также отношения студентов к дистанционному обучению. В исследовании приняли участие студенты ВУЗов 2-4 курсов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, 171 человек. Описывая позитивные стороны дистанционного обучения в первую очередь, студенты отмечают экономию времени (50%), возможность учиться, находясь в любой точке мира (37%) и самостоятельно организовывая свое пространство (23%). Также важными достоинствами оказываются - возможность заботы о своем здоровье (увеличение времени на сон -22%, стабильный режим питания - 7%, отсутствие контактов с болеющими -10%). Третьим ресурсным фактором является возможность осуществление самостоятельного тайм-менеджмента (Самостоятельное планирование дня -22%, дополнительное свободное время – 14%, свободный режим обучения - 23%, совмещение учебы с другими делами – 7%). Описывая минусы дистанционного обучения, студенты указывают в первую очередь на факторы, связанные с общением (уменьшение социальных контактов – 25%, нехватка реального общения с преподавателем – 22%, недостаток в обратной связи от преподавателей - 17%), сложности в самоорганизации при необходимости выполнять большой объем заданий (сложности с самоорганизацией – 10%, хуже усваивается материал – 15%, слабая концентрация – 14%, снижение мотивации – 11%), недостаток материального обеспечения электронного обучения (слабый интернет – 20%), ухудшение здоровья (16%) из-за большого количества времени, проводимого за компьютером (14%). Следует отметить, что студенты в большей степени удовлетворены собой и принимают свою социальную роль в условиях очного обучения. В условиях очного обучения они чувствуют себя более независимыми, уверенными в себе, видят себя более открытыми и эмоциональными в процессе очного взаимодействия с преподавателем и коллегами. На основе изучения самооценки студентов в ситуации дистанционного обучения удалось выделить четыре группы. В первую группу (22,2%) вошли студенты не направленные на социальное взаимодействие, но уверенные в своих силах справиться с трудностями. Они отличаются способностью активно взаимодействовать и осваивать на практике новые технологии. При этом они чаще не удовлетворены собственным поведением на очном обучении. Для них более значимым чем для других является постоянный доступ к информации, возможность получать электронные уведомления о заданиях, а также возможность совмещать обучение с другими делами. В тоже время у них чаще всего встречается описание таких проблем как снижение мотивации к учебе, трудности усвоения материала, субъективное ощущение снижения качества образования. Именно для таких студентов, ситуация дистанционного обучения является комфортной, им проще подстроиться под новый ритм, однако из-за сниженной мотивации к общению социальная изоляция приводит к снижению мотивации. Вторая группа (28,1%) объединила людей, стремящихся к социальному взаимодействию и уверенных в своих силах. Они чаще стремятся к упорядочиванию пространства вокруг себя, у них больше выражены потребности в детальном планировании своей деятельности, в достижении, потребность бороться с трудностями. Именно эти студенты не склонны откладывать дела на потом. Чаще других они указывают на возможность самостоятельно планировать день, ощущение самостоятельности, возможности самообучения, что указывает на то, что им было бы комфортно при любом формате обучения. Из минусов, эти студенты чаще всего указывают на техническую безграмотность преподавателей, что можно считать косвенным признаком активной включенности и высокой мотивации. Третью группу (22,8%) составили студенты, стремящиеся к социальному взаимодействию, но неуверенные в своих силах. Они лучше себя чувствуют на очном обучении. Из плюсов дистанционного обучения они чаще всего обращают внимание на организацию пространства обучения – возможность комфортного домашнего обучения, уменьшение стресса, экономия времени на сборы, экономия финансов, упрощение процедуры предоставления работ, возможность прогуливать пары. Из минусов, эти студенты чаще указывают на уменьшение социальных контактов. Можно предположить, что для этих студентов обучение в ВУЗе в большей степени представлялось коммуникативной площадкой.
Четвертая группа (26,9% %) объединила людей, не стремящихся к социальному взаимодействию и неуверенных в своих силах. Они реже стремятся упорядочить свою жизнь, испытывают сложности с самоорганизацией, часто меняют свои планы, испытывают сложности в постановке целей и преодолении препятствий. В качестве плюсов дистанционного обучения они указывают экономию времени, финансов и заботу о здоровье, а также выделяют больше всего минусов, в основном связанных с нехваткой общения с преподавателем, сложностями самоорганизации, сложностями в восприятии материала, ухудшением здоровья, низкой технической оснащенностью. Можно предположить, что у этих студентов существуют трудности в обучении, вне зависимости от формы проведения занятий. Конечно, каждая из выделенных групп обладает набором определенных личностных качеств, способных либо усложнить, либо облегчить обучение. Задача преподавателя, находясь в контакте со студентами выявлять эти особенности и учитывать их в процессе совместной образовательной практики. Кошелева А.Н. к.пс.н., доцент кафедры психологии
профессиональной деятельности Углова А.Б. к.пс.н., доцент кафедры психологии профессиональной деятельности Источник:
https://www.herzen.spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~23mtj
Остальное по теме:
РГПУ им. А. И. Герцена
16.05.2023 | ![]() ![]()
С 06.12.2022 10:30:00 по 06.06.2023 11:30:00 «Ленинградский пейзаж. Живопись 1950-х – 1980-х годов из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга»
С 18.01.2023 16:10:00 по 18.06.2023 17:10:00 «Артерии Победы» |