Новые тенденции в образовании и изменения в правилах приема - Информационный портал

Новые тенденции в образовании и изменения в правилах приема

17 Марта 2014

Новые тенденции в образовании и изменения в правилах приема

17 марта в пресс-центре ИТАР-ТАСС состоялась пресс-конференция на тему «Новые тенденции в образовании и изменения в правилах приема». В ней приняли участие: А. С. Харланов, ректор Международного банковского института (МБИ) доктор экономических наук, М. В. Сигова, проректор по научной работе Международного банковского института; М. Г. Заборская, ректор Института телевидения, бизнеса и дизайна; И. В. Остюченко, директор Северо-Западного центра оценки и сертификации квалификаций; А. С. Кузнецов, директор Высшей банковской школы; Я. Г. Марков, президент группы инвестиционно-строительных компаний «Доходъ».

А. С. Харланов, которому было предоставлено право выступить первым, отметил, что процесс перехода на болонскую систему образования идет довольно болезненно и медленно. В ходе реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» важно не потерять все то замечательное, что досталось нам в наследство от советской системы образования. Что касается изменений в правилах приема, то здесь можно выделить основные: в соответствии с новым законом результаты ЕГЭ будут действительны в течение 4 лет; победители олимпиад обязаны предоставить помимо документа о своих достижениях результаты того же ЕГЭ не менее 65 баллов; собственные экзамены имеют право устанавливать 7 вузов, среди которых МГУ имени М. В. Ломоносова и СПбГУ; не менее 10 процентов мест должно быть предоставлено льготным категориям абитуриентов.

М. Г. Заборская, председатель общественной организации «Частные вузы Санкт-Петербурга», напомнила, что мониторинг качества образования, проводимый Министерством образования и науки Российской Федерации, общий – и для государственных, и для частных вузов. Как ректор творческого вуза, она особое внимание обратила на третий собственный экзамен (аудиторный или портфолио), также требующий обязательной подготовки. Отдельная категория абитуриентов – жители Крыма, которые вероятнее всего будут поступать на льготных условиях.

А. С. Кузнецов в своем выступлении отметил положительные стороны непрерывного профессионального образования, которым гордится Высшая банковская школа. Специалистов банковского дела здесь готовят, начиная с 9-го класса. В МБИ они продолжают образование, однако, несмотря на обязательное трудоустройство, понимают, что образование нужно продолжать в течение всей жизни. В связи с изменениями в правилах приема в учреждения среднего специального образования теперь не нужно сдавать экзамены, но это не значит, что поступить туда с легкостью может каждый. Конкурс, по словам А. С. Кузнецова, всегда был, есть и будет: при поступлении проводится собеседование, оценивается мотивация абитуриента.

От вопроса о правилах приема участники дискуссии перешли к вопросу о качестве образования – что это за величина и как ее измерить и как новый закон влияет на него. М. Г. Заборская вывела емкое определение: «Качество образования – это способность системы образования, образовательного пространства и образовательного поля выпустить социализированного, адекватно способного к непрерывному образованию, здорового духовно, физически и профессионально человека». Наличие здания в собственности не влияет на качество образования, однако его можно измерить степенью удовлетворенности выпускниками своим образованием, и зачастую этот критерий выше у частных вузов, чем у государственных, так как первые оперативнее отзываются на требования рынка труда, активнее работают со своим профессорско-преподавательским составом.

Позицию работодателей осветил И. В. Остюченко. Он отметил, что для работодателя качество образования – это результат, при этом нет разницы, обучался соискатель в государственном или частном вузе, важнее его компетенции и квалификации. Как показывает практика, в большинстве случаев будет отдано предпочтение более опытному специалисту, так как на обучение молодого специалиста уходит в большинстве случаев не один год.

Как отметил А. С. Харланов, у современных студентов нет целостной картины мира. С сокращением академических часов в первую очередь страдает практика, в результате знания носят фрагментарный характер. Его утверждение, что «качественный специалист должен быть гуманитарно образован и насыщен и технически подготовлен», не требует доказательств.

Подготовленность специалиста к будущей работе в конкретной области – это отдельная тема для дискуссии. Успех в этой области возможен лишь при продуктивном диалоге представителей вуза и рынка труда. Подобные встречи проводятся уже не первый год, что является свидетельством работы данного механизма. По мнению А. С. Кузнецова, создание базовых кафедр в Международном банковском институте - это доказательство заинтересованности руководства вуза в трудоустройстве своих выпускников. Еще одним вариантом решения той же проблемы являются центры оценки и сертификации квалификации.

На вопрос о положительных тенденциях внедрения федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» А. С. Харланов с присущим ему чувством юмора ответил: «Мы до сих пор живы». А если серьезно, то, по его мнению, основная положительная тенденция в том, что «наверху» есть желание работать с качественным образованием и «втащить» страну в болонский процесс. При этом нужно сохранить все самое ценное, учитывать требования российского рынка труда и вести диалог с Министерством образования и науки, отстаивать свою точку зрения. Кадры решают все, а качество кадров в первую очередь зависит от качества образования.

Ксения ИВАНОВА
Источник:  http://www.nstar-spb.ru
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~877Yq


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник