Что нужно Санкт - Петербургу, чтобы стать глобальным городом?

18 Декабря 2012

Что нужно Санкт - Петербургу, чтобы стать глобальным городом?

Станислав Лачининский – выпускник и ныне сотрудник СПбГУ – заинтересовался географией мирохозяйственных связей и движением капиталов еще на четвертом курсе. В 2006 году успешно защитил кандидатскую диссертацию на тему «Пространственная дифференциация прямых американских инвестиций за рубежом». В 2010 г. увлекся новым направлением в экономической географии - геоэкономикой. Работая в КГПУ им. Астафьева в Красноярске, выполнил грант на тему "Трансформация геоэкономического пространства Красноярского края в условиях глобализации", подготовил несколько статей и монографию. Вернувшись в Санкт-Петербургский университет, продолжил активно заниматься геоэкономикой, подготовил заявку на Грант Президента РФ по этой теме и утвердился во мнении, что география мирохозяйственных связей органично входит в геоэкономику в качестве важного элемента.
Проект, который принес Станиславу победу в конкурсе Правительства Санкт-Петербурга, носит название “Геоэкономические факторы развития Санкт-Петербургской агломерации в условиях глобализации”.


Автор рассказывает о нем так:  
- В постиндустриальную эпоху меняется пространственная структура мировой экономики и отдельных макрорегионов, стран и городов. Особое явление -  это «мировые города», каркасные узлы «неоглобальной» экономики. Ни масштабы города, ни его столичный статус сами по себе мирового статуса не обеспечивают. Есть общепринятая «классическая» сеть мировых городов, выделенная группой П. Тейлора по наличию штаб-квартир и представительств транснациональных корпораций в четырех сферах бизнес-услуг: финансы, аудит, реклама и право. Такие города сконцентрированы в Европе, США и в Азиатско-тихоокеанском регионе.
Санкт-Петербург может стать “глобальным городом”. Сейчас, я считаю,  его место в системе городов мира не соответствует научно-производственному и инновационному потенциалу Петербурга. Городу надо поменять инфраструктуру, стать открытым, креативным, современным. Необходимо увеличить ВВП города с нынешних 50 млрд. долларов до хотя бы 150-200. “Дорожная карта”, которую я предлагаю в своем исследовании, содержит  7- 8 пунктов. Среди них: 1) создание условий для перехода города на более высокие технологические уклады, к форсированному развитию высокотехнологических услуг и отраслей промышленности, ориентированных на результаты научно-технического прогресса; 2) развитие креативной экономики; 3) создание новых брендов Санкт-Петербурга, узнаваемых в мире, учитывающих конкурентные преимущества города («столичный/ имперский статус», архитектурное и исторической наследие, морское положение, научный потенциал, «европейскую судьбу» и другие); 4) активизация международных позиций Санкт-Петербурга в региональных и международных организациях.


«Глобальный город» имеет прямое и ощутимое влияние на мировые процессы, используя для этого экономические, социальные, культурные и/или политические средства. Кроме относительно большой численности населения и концентрации штаб-квартир крупнейших ТНК и международных экономических и геополитических организаций, “мировой город” должен быть мировым финансовым центром, важным в мировом масштабе центром обрабатывающей промышленности, крупным транспортным и коммуникационным узлом международного значения, а также располагать высокоразвитой сферой деловых услуг.

Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~QZhWj


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник