Национальная безопасность страны начинается в учебных аудиториях - Информационный портал

Национальная безопасность страны начинается в учебных аудиториях

18 Октября 2011

Национальная безопасность страны начинается в учебных аудиториях

Одна из первостепенных задач — привлечение внимания государства и общества к проблеме качества образования в учебных заведениях страны и взаимодействию вузов и ссузов с отраслевыми предприятиями. Это включает в себя также переоборудование самого оборонно-промышленного комплекса, желание производить системы вооружения не только новые, но и перспективные.

Как отметили участники круглого стола, за следующие 10 лет в оборонную промышленность будет вложено 3 триллиона рублей. В безусловном приоритете будет находиться создание прочного научно-технического задела для разработки инновационных технологий. Модернизации подвергнется ракетно-космическая, авиационная, судостроительная промышленность, производство систем связи и управления.

В этой связи большие задачи ложатся на плечи технических вузов. В Санкт-Петербурге уже 15 лет существует Содружество технических вузов, объединенных государственной задачей — подготовкой специалистов для производственных предприятий.

    В состав Содружества технических вузов входят:
  1. Санкт-Петербургский государственный морской технический университет,
  2. Балтийский государственный технический университет БГТУ «Военмех» им. Д.Ф.Устинова,
  3. Санкт-Петербургский государственный политехнический университет,
  4. Петербургский государственный университет путей сообщения (ПГУПС),
  5. Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ».

Эксперты будут оценивать качество работы вузов по их соответствию государственным запросам в молодых специалистах и грамотных кадрах для инновационного развития страны. Это будет выражаться в том, насколько успешно вузы проведут приемную кампанию летом, выполнят ли контрольные цифры приема, останутся ли в вузе те, кто летом туда поступил.

Как известно, обучение в техническом вузе сильно отличается от гуманитарного: требуется больше интеллектуальных усилий, учиться трудно, да и по окончании вуза трудности не заканчиваются — стартовые зарплаты молодых инженеров зачастую на порядок отличаются от зарплат начинающих менеджеров. Что делать?

Ответы на этот вопрос участники встречи искали по трем направлениям:

Школа — вуз

Актуальные вопросы мотивации старшеклассников в пользу вузов технической направленности. Как вариант прозвучало предложение сделать физику обязательным экзаменом ЕГЭ, наравне с математикой и русским. Ведь часто желанию старшеклассника поступать в технический вуз препятствует отсутствие физики в сертификате ЕГЭ. В середине года ребята выбирают те предметы, которые легче сдать, не задумываясь, что на самом деле может им пригодиться для успешного поступления.

Профессиональная ориентация молодежи должна начинаться раньше, быть более направленной, кроме того, переместиться со столичных горизонтов в более отдаленные регионы нашей страны, особенно туда, где промышленные комплексы являются градообразующими.

Участники круглого стола подчеркнули необходимость более тесного взаимодействия и средних специальных учебных заведений с вузами.

Вуз — предприятие

Еще одна проблема: выпускники технических вузов не всегда идут работать по специальности. Решение заключается в работе самих предприятий по курированию молодежи на старших курсах, организации интересной практики, а главное, обеспечению привлекательных стартовых условий. И речь не только о зарплате, а о перспективах профессионального роста, социальной защищенности и решении жилищно-бытовых проблем молодого специалиста.

На круглом столе обсуждались плюсы и минусы государственного заказа на подготовку специалистов, бакалавров и магистров, а также повышение эффективности целевого набора специалистов, за которым, несомненно, будущее в вузах технической направленности. К сожалению, далеко не все выпускники хорошо осведомлены о достоинствах такого способа поступления на бюджетные места в престижный столичный вуз, но разъяснение этого момента — задача самих вузов и СМИ в сфере образования.

Вуз

Есть и внутренние вопросы у вузов Содружества. Например, какая будет реакция у предприятий промышленного сектора на переход высших учебных заведений к государственным стандартам третьего поколения, на двухуровневое обучение? Иначе говоря: что делать с бакалаврами? В какой категории их брать на работу на предприятие? Доучивать или специализировать?

Обсуждались также практические рекомендации специалистов «Военмеха» по обучению бакалавров и магистров по высокотехнологическим направлениям подготовки в связи с сокращением подготовки специалистов. Эти вопросы волнуют многие технические вузы.


Фотогалерея

Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~xYAU4


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник