Научиться "смотреть за горизонт" - Информационный портал

Научиться "смотреть за горизонт"

https://igps.ru/

https://igps.ru/

9 Марта 2021

Научиться "смотреть за горизонт"

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России – уникальное учебное заведение в структуре МЧС России.

Традиции университета уходят вглубь прошлого века – 18 октября прошлого года университет отметил свое 114-летие. О перспективах развития вуза, участии курсантов в ликвидации последствий ЧС, о том, что ждет систему гражданской обороны в будущем, рассказал начальник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий генерал-майор внутренней службы, кандидат технических наук, доцент Б.В.Гавкалюк.

«Нас учили быть, а не казаться офицером….»

- Богдан Васильевич, почти 27 лет Вы служили в Главном управлении МЧС России по Новгородской области, из них 8 лет начальником главка. У любого руководителя с годами складывается определённый стиль деятельности. И это естественно. Что полезного из Вашего прошлого опыта в Новгородской области Вы внедряете в университете? Несколько слов об офицерской юности. Каковы были Ваши первые шаги на посту начальника университета?

- Невозможно забыть, как по прибытии в часть командиры и сослуживцы встречали молодых офицеров, принимали в свой коллектив, вводили в должности, помогали становиться настоящими специалистами. Учили, как правильно работать с людьми, объясняли прописные истины, которые не учат ни в одном вузе, разъясняли тонкости человеческих взаимоотношений, делились опытом, удерживали от неверных поступков. Как правило, не повышали голоса, обходились без хамства и высокомерия, только личным примером и добрым советом. Мы были совершенно не ангелы, обычные офицеры, наши учителя не пытались подавить нас, наоборот, они всемерно стремились в нас развить чувство самоуважения как основу для развития всех других командирских качеств. Прием убеждения – самый действенный прием, который я впоследствии взял на вооружение в общении со своими подчиненными. Доверие авансом окрыляет. Вера в себя – это то самое зерно, что горы позволяет двигать. Нас учили быть, а не казаться офицерами. Дал слово – сдержи его, невзирая ни на какие обстоятельства.

Об университете знаю не понаслышке. К нам в управление приходило и приходят много выпускников, толковые ребята, я сам в 2003 году закончил прославленный вуз, здесь же защитил диссертацию на соискание кандидата технических наук.
В людях я ценю ответственность за порученное дело. В первую очередь, нам нужно думать о том, как улучшить работу постоянного состава, как обеспечить подготовку более качественных высококвалифицированных специалистов, тех профессионалов, которые будут востребованы в системе МЧС России и в стране, которые принесут пользу всему нашему обществу.
Я всегда делал ставку на сотрудников, которые умеют и желают делать свою работу на совесть. Правильно сориентированный коллектив может выполнять любые задачи. И сегодня, в век всеобщей компьютеризации, роботизации сложных операций, развития нанотехнологий мало найдется желающих оспаривать главенствующую роль человеческого фактора, в какой бы то ни было сфере деятельности, в том числе – в МЧС России.

- В современных условиях университет, руководствуясь указанием Президента Российской Федерации – Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ В. В. Путина о необходимости «смотреть за горизонт», ставит перед собой задачи подготовить настоящих специалистов МЧС. На Ваш взгляд, какие сильные стороны у университета по отношению к другим вузам МЧС России?

- Да, стать офицером МЧС непросто, но престижно и ответственно. Поэтому недостатка в абитуриентах мы не испытываем.
У каждого прославленного вуза есть свое неповторимое лицо. И наше учебное заведение уже 114 лет обучает профессионалов, которые гордятся, что учились здесь. Университет продолжает динамично развиваться и никогда не уйдет в запас. Здесь вы становитесь причастными к новейшим достижениям МЧС, технического прогресса, а вашими учителями станут лучшие педагоги, среди которых 52 доктора наук, 257 кандидатов наук, 46 профессоров,144 доцента,7 заслуженных деятелей науки РФ.
Это еще раз подчеркивает уникальность вуза и способствует упрочению позиций на образовательном пространстве.
Наши выпускники – элита МЧС со своей моралью. О её существовании знают не только в России, но и за рубежом.
Профессия педагога воспринимается у нас как некая высокая миссия, общественно-значимое призвание.
Учителя передают от одного поколения курсантов к другому те ценности, смыслы и традиции, которые составляют культурный код нации. Конечно, каждое поколение по-своему прочитывает этот код, но задача учителя и состоит в том, чтобы находить точки соприкосновения, делать так, чтобы связи не распадались, оставались непрерывными во время учебы курсантов и студентов.
При воспитании курсантов каждый преподаватель помнит, что мы сейчас готовим поколение офицеров, которые будут спасать людей в ближайшие полвека. Кроме того, всем известно, Санкт-Петербург – культурный стержень России, и посетить его, а тем более учиться здесь пять лет, - мечта многих.

Гражданская оборона: путь длиной в 88 лет

- Товарищ генерал-майор, 4 октября прошлого года в стране отметили 88-летие гражданской обороны. Что для вас значит эта дата?

- Наши руководители говорили: «В вашей службе важное место занимают профессионализм и мужество, служение простым людям, нуждающимся в помощи, и вы призваны реализовать важнейшую государственную функцию — защиту жизни и здоровья человека. А самое главное для спасателя — уверенность в том, что человек, идущий с тобой в одной сцепке, надежен на сто процентов. А людей с другими качествами ГО и Министерство в целом в свои ряды никогда и не принимали. И слов “совершил подвиг” у нас почти не говорят, просто “выполнил свой профессиональный долг”. Каждый вздох спасенного тобой — подтверждение, что твоя жизнь прожита не зря». Нас так учили, теперь мы так учим курсантов. И в советское, и в нынешнее время образ сотрудника нашего ведомства связан с героическими буднями: мы помогаем людям, попавшим в беду. Естественно, юноши и девушки хотят быть такими же мужественными, ответственными. Поэтому многие и стремятся в нашу структуру, но остаются только те, кто действительно «прикипает» к этому трудному делу и не видят себя вне его.
Приветствуя участников Всероссийского совещания по проблемам ГО и защиты населения Президент РФ Владимир Путин, в частности, заявил: «В современных условиях, отличающихся нарастанием рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, силы гражданской обороны должны последовательно укреплять свой потенциал, активно осваивать современные технологии, совершенствовать нормативно-правовую базу. И, конечно, необходимо вести широкую просветительскую, разъяснительную работу с населением, продвигать добровольческие, волонтерские инициативы».

— Богдан Васильевич, на ваш взгляд специалиста, что представляет собой система гражданской обороны в настоящее время?

- В соответствии с Федеральным законом №28-ФЗ от 12 февраля 1998г. “О гражданской обороне” в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровья людей, неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций, на базе факультета экономики и права создано нештатное формирование по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне - (НФГО). В него входит 90 человек переменного состава факультета экономики и права и 15 человек постоянного состава университета.
Расписанием предусмотрены тренировки НФГО университета с проведением инструкторско-методических занятий на базе факультета экономики и права. 2 раза в год запланированы учения с личным составом, входящим в НФГО университета. На учениях отрабатываются вводные (легенды) с привлечением сил и средств.

— Как привлечь внимание подрастающего поколения к вопросам гражданской обороны и сделать так, чтобы эти занятия были интересны детям?

- Опыт работы с детьми в университете получили и участники волонтерского движения и сотрудники, разработавшие для МДЦ "Артек" образовательную программу "Школа безопасности "Звезда надежды"", а также университет регулярно проводит занятия со школьниками в учебной пожарно-спасательной части. Этот опыт говорит о том, что самая эффективная форма занятий с детьми - это игра.

- В университете есть кафедра защиты населения и территорий. Расскажите читателям нашего журнала о ней?

- Кафедра защиты населения и территорий образована 5 июля 2004 года. До ноября 2009 года она носила название кафедры гражданской защиты.
С 2004 г. по 2008 г. кафедру возглавлял полковник внутренней службы, кандидат педагогических наук, доцент Валерий Михайлов. С 2008 г. по 2009 г. кафедрой руководил полковник внутренней службы, кандидат педагогических наук, доцент Игорь Шевчук. С января 2010 г. начальником кафедры является полковник внутренней службы, кандидат юридических наук, доцент Валерий Зокоев.
Кафедра занимает особое место в образовательном процессе университета, поскольку в сферу ее деятельности входят такие основные направления МЧС России, как защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, гражданская оборона.
На кафедре имеются учебные классы: класс радиационной, химической и биологической защиты, класс подготовки спасателей к действиям в условиях Арктической зоны. Они позволяют реализовывать основные образовательные программы университета.
Основными направлениями научных исследований кафедры являются: особенности предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Арктической зоне РФ; прогнозирование и оценка радиационной и химической обстановки при авариях на опасных объектах и транспорте; оценка устойчивости функционирования нефтегазохимических территориально-производственных кластеров; оценка воздействия поражающих факторов чрезвычайных ситуаций на региональную транспортно-логистическую инфраструктуру; международное сотрудничество в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Личный состав кафедры принимал активное участие в различных научных мероприятиях:
«Петербургском международном экономическом форуме», Международном форуме «Арктика: Настоящее и будущее», Международном форуме «Экология»;
Международной встрече представителей государств – членов Арктического совета, государств – наблюдателей и зарубежной научной общественности»;
Международных научных и научно-практических конференциях: «Обеспечение безопасности при реализации крупных экономических и инфраструктурных проектов в Арктике. Проблемы и пути решения», «Арктика: История и современность», «Проблемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в арктическом регионе. Безопасный город в Арктике», «Предупреждение. Спасение. Помощь», посвященной 85-й годовщине создания гражданской обороны и 25-летию со дня образования Академии Гражданской защиты МЧС России», «Актуальные вопросы формирования культуры безопасности населения», «Подготовка кадров в системе предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций», «Организационно-правовое регулирование безопасности жизнедеятельности в современном мире», «Транспорт России: Проблемы и перспективы», «Проблемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Северо-Западном Арктическом регионе России»;
Всероссийской конференции МЧС России «Арктика – территория безопасности. Развитие системы обеспечения комплексной безопасности Арктической зоны Российской Федерации».
Кафедрой подготовлены и изданы системные учебники для МЧС России: «Защита в чрезвычайных ситуациях», «Организация и ведение аварийно-спасательных работ», а также учебные пособия: «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций», «Опасные природные процессы», «Организация защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций», «Основы международного сотрудничества в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», «Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ в Арктической зоне», «Устойчивость объектов экономики в чрезвычайных ситуациях» и др.
За последние пять лет на кафедре выполнены научно-исследовательские работы»: «Анализ законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны», «Анализ ЧС связанных с наводнениями и разработка современных методик прогнозирования и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций», «Совершенствование обеспечения безопасности людей на водных объектах до 2030 г.», «Разработка методических основ оценки и управления рисками в условиях деструктивных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

-Курсанты и офицеры университета участвуют в ликвидации последствий ЧС. Расскажите об этой работе?

- В свое время в регионах были созданы мобильные группировки численностью около 100 человек, куда вошли специалисты поисково-спасательных частей, сотрудники специальных частей и другие. На базе вуза также была сформирована аэромобильная группировка. Курсанты принимали участие в ликвидации последствий наводнения в Крымске, выполнили задачу по сдерживанию дамбы на Дальнем Востоке, проводили восстановительные работы после наводнений в Хакасии, в Вологодской области. Расписанием предусмотрено проведение тренировки аэромобильной группировки каждый месяц. Она находится в готовности при необходимости принимать участие в ЧС.

Арктика ждет!

— Какие научные тематики вы бы назвали приоритетными для университета?

— Согласно плану НИОКР МЧС России на 2020 и плановый период 2021 и 2022 годов в этом году творческий коллектив университета совместно с ВНИИ ГОЧС выполняет научно-исследовательскую работу на тему: «Анализ оснащения пожарно-техническим вооружением, спасательным оборудованием, специальной защитной экипировкой, подразделений всех видов пожарной охраны, работающих в условиях Крайнего Севера и в арктической зоне, а также технического состояния изделий, находящихся в эксплуатации».

В инициативном порядке мы продолжаем проведение научно-исследовательских работ, посвященных обеспечению комплексной безопасности Арктического региона РФ. Уже сегодня в ходе проведения научных исследований получены результаты интеллектуальной деятельности в виде патентов на изобретения, а именно: «Способ тушения пожара в помещении в условиях низких температур и устройство для его реализации» и «Стартовая установка для баллистического транспортного средства и способ ее применения».

В инициативном порядке творческим коллективом университета в 2020 году выполняется научно-исследовательская работа «Разработка рекомендаций по применению программно-аппаратного комплекса КВ-радиосвязи для организации взаимодействия в ближней зоне (до 300 км) при ликвидации последствий ЧС как составного элемента перспективной комплексной системы связи подразделений МЧС России, выполняющих задачи в Арктической зоне РФ».

Принимая во внимание роль и значение арктических комплексных аварийно-спасательных центров в вопросах обеспечения безопасности, подготовка кадров к действиям в условиях арктической зоны играет ключевую роль. Центры должны укомплектовываться сотрудниками, прошедшими специальную арктическую подготовку или переподготовку в учебной системе МЧС России.
Следует отметить опыт университета по созданию системы дистанционного обучения по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Особенности ведения поисково-спасательных работ в условиях Арктического региона».
В масштабе университета проект реализован в классе подготовки спасателей к действиям в условиях арктической зоны, где используется разработанный информационно-обучающий веб-портал «Арктика без опасности». На базе представительства университета в учебно-научном центре «Вытегра» обучающиеся получают практические навыки проведения поисково-спасательных работ, приемов оказания первой медицинской помощи в Арктике, применения технических и транспортных средств в условиях пониженных температур.

— В университете создан центр компетенций по обеспечению безопасности Арктической зоны Российской Федерации, расскажите о нем подробнее.

— В нее вошли ведущие ученые, научные работники, профессорско-преподавательский состав, представители научно-исследовательского института перспективных исследований и инновационных технологий в области безопасности жизнедеятельности. Цель создания рабочей группы — научно-методическое обеспечение деятельности МЧС России по защите Арктической зоны РФ от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Рабочей группой планируется организовать взаимодействие с комитетом Санкт-Петербурга по делам Арктики, Арктическим и Антарктическим научно-исследовательским институтом, профильными вузами Санкт-Петербурга, занимающимися арктической проблематикой, а также Северным федеральным Арктическим университетом и Мурманским Арктическим государственным университетом.

Университет готов выступить головной организацией по подготовке кадров в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Арктическом регионе для создаваемых комплексных аварийно-спасательных центров и государств — членов Арктического совета. Каждый у нас ощущает себя на своем месте, все востребованы и служат на благо России. Наш университет нужен для того, чтобы иметь объективную информацию, оценивать наиболее вероятные последствия принимаемых решений, угрозы и риски.

Учим офицера мыслить системно

- Самая большая ценность любого вуза – это профессорско-преподавательский состав. Назовите тех преподавателей, которые являются гордостью вуза?

-Их подавляющее большинство. Но я назову мастеров-новаторов в применении особых методов объяснения, установления обратной связи, самостоятельной работы обучающихся. Это – Владимир Ложкин, Александр Поляков, Василий Кутузов, Анна Медведева, Сергей Турсенев, Антон Мельник, Александр Шидловский, Григорий Шидловский, Юлия Бельшина, Александр Матвеев, Елена Трофимец, Станислав Немченко, Валерий Клюй, Дмитрий Крылов, Валерий Зокоев и другие. Им хорошо знакомы слова древнегреческого философа Сократа: «Главная задача наставника –пробуждение мощных душевных сил ученика».

Наши преподаватели добиваются высоких результатов благодаря четкой организации учебного процесса, при объяснении материала главное внимание уделяют четкости изложения, умению выделить самое существенное и приемам, помогающим на том же занятии это главное понять и усвоить. Главное внимание они уделяют выработке навыков учебного труда, умению работать с книгой, первоисточником, делать выводы, проводить параллели, составлять тезисы, планы. При планировании каждого ученого занятия они намечают, что будет изучено на занятии самостоятельно, что будет закреплено во время самостоятельной подготовки. Эмоциональный рассказ преподавателей сменяется комментированным чтением, беседой, записями в рабочую тетрадь. Такими приемами преподаватели добиваются не только осмысленных и глубоких знаний, но и развития самостоятельности, трудолюбия, привычки получать знания путем собственных усилий. А эти качества будущему офицеру МЧС очень нужны .Притом, они разные. Один преподаватель умело ведет опрос обучающихся, используя средства электронной вычислительной техники; другой – хорошо проводит индивидуальный опрос; третий –использует ситуационные задачи. Чаще всего мы говорим о преподавательских качествах, забывая о человеческих. Так вот, эти преподаватели – очень отзывчивые, а самое главное – с уважением относятся к подопечным, тем самым воспитывая в них высокие личностные качества.

- При том, что в университете готовят офицеров пожарной безопасности в первую очередь, у нас еще и хорошо развивается научная и рационализаторская работа. Зачем это будущим огнеборцам?

- Университет способен дать базовые знания, но предусмотреть все, что может понадобиться офицеру через 3-4 года, невозможно.
Научить системно мыслить будущего офицера – наша основная задача, она заключается в привитии курсантам способности анализировать воздействующие на системы факторы, выявлять противоречия, определять пути решения, выработать практические действия, доказывать их состоятельность, формировать практические рекомендации.

В образовательной деятельности мы вовлекаем в творческий процесс обучаемых, путем предложения мыслительных задач, направленных на повышение эффективности практического применения техники, повышение её надежности, улучшения качества эксплуатации, обслуживания, ремонта и сбережения материальной части. Курсанты принимают участие в научно-исследовательских работах, результаты которых внедряются в практику образовательной деятельности. Таким образом, на выходе получается офицер, способный нестандартно и творчески мыслить, а также принимать взвешенные, научно обоснованные решения в любой обстановке.

- Поделитесь планами по развитию вуза на ближайшую перспективу.

- На базе нескольких факультетов планируется создание полноценных институтов. Так, сотрудники Госпожнадзора должны не только хорошо разбираться в технической стороне дела, но и знать все юридические тонкости. Конечно, наша основная специальность - «Пожарная безопасность», но перспективно и развитие направления подготовки специалистов в области экономики и права для системы МЧС. Также в университете развивается направление подготовки иностранных специалистов пожарно-спасательного профиля.
Нам очень важно, чтобы своим университетом могли гордиться и выпускники, и настоящие курсанты, и весь педагогический состав, важно, чтобы вуз был всегда родным домом, чтобы всегда с хорошим настроением возвращались в наш университет и курсанты, и педагоги после каникулярных отпусков. И самым главным считаю, что в учебном заведении необходимо создание атмосферы творчества, поиска и новых достижений. Каждое поколение оставляет в истории свой след, свою неповторимость и индивидуальность.

Университет наш замечательный, не похожий на другие учебные заведения города, является одним из лучших. И верится в то, что семена трудолюбия, добра, самоотдачи, которые закладывают курсантам и студентам коллектив университета, будут на протяжении многих лет приносить обильные плоды гуманизма и любви к своему вузу, городу, человечеству.

Хорошее образование, дисциплинированность, ответственность и коммуникабельность, работоспособность, полученные во время учебы, позволяют выпускникам добиваться успехов на службе в МЧС.
Педагогическому коллективу университета важно формировать ,воспитывать и развивать качества личности офицера, который всегда готов помочь людям, попавшим в беду. Для этого нужно привить курсанту любовь к своей Родине, чувство гордости за достижения и победы российского народа, желание быть в ряду тех, кто принимает и продолжает историческую эстафету этих свершений.
Судьбу наших выпускников мы отслеживаем, получаем отзывы о наших выпускниках, которые характеризуются выбором жизненных целей, профессиональным самоопределением, устойчивым и явно выраженным интересом к профессии спасателя, стремлением к самостоятельности, умением отстаивать свои взгляды; обладают организаторскими и нравственными качествами и, конечно, физически подготовленными. Слабаки в МЧС не служат!

Интервью подготовил полковник запаса ФСБ РФ Василий Самотохин, лауреат Премии МЧС РФ «Созвездие мужества», лауреат Премий Союза журналистов СССР и РФ, пресс-служба СПбУ ГПС МЧС России.
Источник:  https://igps.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~ujEMu


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник