Научить мыслить творчески - Информационный портал

Научить мыслить творчески

https://igps.ru/

https://igps.ru/

4 Мая 2021

Научить мыслить творчески

Профессор кафедры философии и социальных наук Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России Тамара Мусиенко учит думать будущих офицеров чрезвычайного министерства.

Золотой фонд

Тамара Викторовна — профессор кафедры философии и социальных наук Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России, доктор политических наук, кандидат исторических наук. Она состоит в Российском философском обществе, Академии геополитических проблем, Петровской академии наук и искусств. Помимо университета трудится в Социологическом институте РАН и девяти научных журналах. Ее перу принадлежат более 320 научных и научно-популярных трудов, в том числе около 40 монографий.
Одна из главных идей профессора Мусиенко формулируется так: научно-технический прогресс должен идти рука об руку с духовным развитием.

— Сам по себе технический прогресс, в отрыве от гуманитарного знания и нравственного развития, не способствует улучшению человеческой природы, — считает она. — Если мы будем пользоваться новыми возможностями бездумно, успехи в развитии новых технологий и искусственного интеллекта и вовсе грозят вытеснить человеческое в человеке.

В своей деятельности Тамара Викторовна руководствуется словами российского историка Василия Ключевского: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».

Мусиенко считает, что ее главная задача — научить будущего офицера мыслить системно. По ее мнению, необходимо привить курсантам способность анализировать воздействие на рассматриваемую систему всех факторов, выявлять противоречия, определять пути решения и доказывать их состоятельность, формировать практические рекомендации. А самая важная задача наставника — развивать творческое мышление учеников.
— Развивать творческое мышление — значит формировать и совершенствовать у обучающихся мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение и обобщение, классификацию, планирование, абстрагирование, — поясняет Тамара Мусиенко. — Надо стремиться к тому, чтобы мышление молодых людей обладало такими характеристиками, как глубина, критичность, гибкость, широта, быстрота. И, конечно, необходимо развивать у них воображение и всемерно расширять их кругозор.

— Есть разные пути формирования творческого мышления, — считает Тамара Викторовна. — Один из лучших способов — научно-исследовательская работа обучающихся. При ее выполнении курсант может проявить инициативу, наблюдательность, интерес к близкой ему проблеме, способность и умение поставить научный и практический эксперимент.

И это работает на практике. Посещая научные выставки и конференции, курсанты учатся нацеливаться на результат, приобретают умение слушать, совершенствуют навыки совместной работы, публичных выступлений, убеждения и аргументации. Благодаря правильной организации занятий и творческому подходу к обучению курсанты и студенты УГПС на высоком уровне представляют университет на ведомственных, городских, всероссийских олимпиадах, соревнованиях и конференциях в сферах научной и публицистической деятельности.

Совсем недавно я узнал, что Тамара Викторовна пишет стихи в традициях русской духовности. Эмоциональное состояние человека во многом связано не с тем, насколько он благополучен сегодня, а с ожиданиями от завтрашнего дня – есть надежда или нет. В стихах Тамары Викторовны она есть.

Мне нравятся лирические стихи «Поезд времени» и «Замок на песке».С удивительной точностью и глубиной написано стихотворение «Милому другу», посвященное Дальнему Востоку, откуда родом Тамара Викторовна. К Приморью невозможно привыкнуть так, чтобы оно стало фоном. Постижение происходит до тех пор, когда человек расширяет географию души. И, конечно, для Тамары Викторовны очень важно общение с теми, кто живет на Дальнем Востоке – это еще более великая география, чем география физическая.
О своей «малой родине» она всегда говорит с особым чувством: «Небо Приморья – это пронзительная глубинная синева, как купол храма всеобъемлюще, белизна облаков и солнечная теплота живительной доброты исходящая — это небо детства, близкое и понимающее, твое, потому что родное».

С какой любовью Тамара Викторовна говорит о Приморском крае: до сих пор помнит запах липы, перед её глазами тайга, где растут виноград, приторный кишмиш, лимонник, малина, походы в тайгу за кедровыми шишками, большими ворсистыми груздями, желтыми ильмаковыми грибами, которые жарят и заливают жиром. И, конечно, же своих родных, одноклассников, которые ходят в тайгу и ищут женьшень - корень жизни. Плантации их строго засекречивают.
На пасеках мужики, разгорячённые сладенькой медовухой рассказывают разные истории о том, как дерутся тигры и медведи, а в бухте «Ольга» идет валом красная рыба и её засаливают в бочках.

Вспоминает приморские деревни, где утром просыпаются дворы, скрепя дверями и колодцами - журавлями, женщины гремят ведрами. Дым из труб поднимается и в свете утренних лучей как то причудливо сплетается в одно целое и похож он на ковер-самолет. В домах тепло, уютно. Посмотреть на деревеньку зимой загляденье. В речках природа – художник рисует из застывших кристаллов воды целые картины, а дети лежат на зеркальной глади и рассматривают их. А вечером Тома любила смотреть на холодные мерцающие звезды и можно было перенестись из настоящего в будущее. А уже когда училась в педагогическом институте поняла, что как важно подняться над суетой и увидеть звезды вокруг себя.

Она с восхищением говорит о Приморье и в то же время с уважением о Санкт_- Петербурге: «Город в котором мы живем и его небо — это живая душа, с его переменчивым настроением, одиночеством и страстями, порой растворяющаяся в небесном храме вселенской красоты, подвластной лишь Всевышнему и его велениям».
И я уверен, если бы Тамара Мусиенко захотела поступить не на истфак пединститута, а в Литературный институт имени Горького, она бы непременно поступила.

Вообще, родня, друзья, земляки, соратники – это для Тамары Мусиенко весьма значимые понятия. С большой любовью и теплотой рассказывает Тамара Викторовна о своих родителях : папе Викторе Ивановиче Мусиенко, ветеране войны, и маме Любови Егоровне Мусиенко. Оба коренные дальневосточники. Дядя Павел Иванович Мусиенко, старший брат отца, прошел всю войну, освобождал Прагу, участник прорыва блокады Ленинграда. Дядя Владимир Иванович Мусиенко, средний брат всю войну лично готовил в качестве главного механика суда по ленд лизу из Владивостока в Сан-Франциско — лично сопровождал перевозки со взрывчатыми веществами, нередко с рисками и угрозами бомбардировки. Самый старший брат отца Александр Иванович Мусиенко главный инженер военного завода погиб в начале войны при эвакуации предприятия в Краснодаре.

В Тамаре Мусиенко меня подкупает два основных и главных, на мой взгляд, её качества — неподдельная искренность и любовь к людям. Эта любовь Тамары Викторовны всегда давала ей возможность вести разговоры с преподавателями, курсантами и студентами серьёзно, доверительно, ничего не скрывая в себе и требуя того же и от своих сослуживцев. Коллеги, курсанты и выпускники университета с огромным уважением отзываются о Тамаре Викторовне, ведь благодаря её неравнодушному отношению к своему делу в МЧС каждый год приходят десятки настоящих специалистов своего дела.

Василий Самотохин, член Союза писателей России, заслуженный работник культуры РФ , пресс-служба СПбУ ГПС МЧС России.
Источник:  https://igps.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~jZAeU


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник