«Мы успешно преодолеваем возникающие трудности….» - Информационный портал

«Мы успешно преодолеваем возникающие трудности….»

http://igps.ru/

http://igps.ru/

15 Мая 2020

«Мы успешно преодолеваем возникающие трудности….»

Стремительное изменение организации образовательного процесса в университете, обусловленные неординарной ситуацией с пандемией и необходимостью принятия всех необходимых мер по предупреждению распространения коронавирусной инфекции, потребовали принятия большого количества организационных, методических и технических решений.

На вопросы о применении образовательных технологий и дистанционного обучения, организации дистанционного обучения студентов института безопасности жизнедеятельности, особенностях и перспективах предстоящей сессии ответили заместитель начальника Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России по платной деятельности – ректор института безопасности жизнедеятельности Игорь Васильевич Осипчук и заместитель ректора института безопасности жизнедеятельности по учебной работе Наталья Владимировна Авдеева.

- Как осуществлялся переход студентов на дистанционное обучение?

И.В.: Необходимо отметить, что организация образовательного процесса с использованием новых образовательных технологий и дистанционного обучения реализуется в университете не первый год. В университете создана электронная информационно-образовательная среда с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. За это время мы накопили достаточный опыт сопровождения учебного процесса на методическом, техническом и организационном направлениях. Для проведения лекций, семинаров, практических занятий для студентов заочной формы используется система вебинаров. Разработан и применяется механизм тестирования.
В марте в соответствии с приказами Министерства науки и высшего образования, МЧС России и начальника университета в связи с распространением коронавируса все обучающиеся были переведены на дистанционную форму обучения.
Наш университет в кратчайшие сроки в особых условиях смог организовать обучение с использованием современных технологических новации. Используя военную терминологию можно сказать, что университетом были мобилизованы все возможные интернет-технологии, технические и организационные ресурсы. Для преподавательского состава кафедр и административных подразделений, занимающихся дистанционным образованием и электронным обучением, были проведены необходимые дополнительные методические занятия.
Н.В.: Студентам были даны дополнительные рекомендации по использованию возможностей электронной информационно-образовательной среды. Для информирования студентов используется все имеющиеся каналы связи: телефоны деканатов и технических служб, официальный сайт университета, страницы в социальных сетях.
Безусловно, перевод всех категорий обучающихся на онлайн формат, это новая страница в истории университета. Мы вместе со студентами приобретаем новый опыт, ежедневно адаптируемся к процессу. Впрочем, с этим столкнулись и отмечают все высшие учебные заведения страны.
Главное то, что образовательный процесс в университете не прерывался, он продолжает осуществляться в полном объеме, в соответствии с расписанием, учебными планами и программами.
И.В.: Для нас важным аспектом работы в период дистанционного обучения остается необходимость общения с нашими студентами и в других направлениях, сохранения уверенности, что мы остаемся единым коллективом. Ежедневно на официальных страницах в социальных сетях университета и института безопасности жизнедеятельности размещается информация посвященная 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, о спектаклях, экскурсиях и других культурных событиях, которые проводятся в онлайн режиме в сети Интернет, ссылки на открытые бесплатные образовательные платформы, ссылки на просмотр интересных художественных фильмов, программы утренних зарядок для поддержания физической формы.

- Почти месяц учебное заведение работает в дистанционном формате. Какие особенности можно отметить сейчас?

И.В.: Использование онлайн технологий - это не вызов в условиях нетипичной ситуации, это объективный процесс внедрения современных технологий в образовательный процесс. Дистанционный формат открывает более широкие возможности для обучающихся, они получают больше свободы в выборе необходимых учебных и научных материалов, появляется больше времени на самостоятельное изучение тем, акцентировать внимание на интересующие темы. В конечном счете, это способствует развитию познавательной деятельности студентов и увеличивает объем полученных знаний.
Н.В.: Кроме того, формат вебинара позволяет расширить возможности индивидуального общения с каждым студентом с одной стороны, но и требует больших затрат сил и времени для подготовки к занятиям самого преподавателя. Дистанционная форма обучения способствует пониманию обучающимися, что высшее образование – прежде всего самостоятельное освоение большого объема информации, а не школьная программа, когда учитель должен дать школьнику обязательный объем знаний, что называется от А до Я.
И.В.: Университет получает дополнительные возможности по более широкому внедрению дистанционных технологий в дальнейшем, в обычных условиях организации образовательного процесса.
Вопрос применения дистанционных технологий обсуждается давно, за прошедшие годы новые образовательные технологии и дистанционное обучение успели положительно зарекомендовать себя. Сегодня уже существуют результаты опроса студентов вузов, которые показывают, что большинство обучающихся положительно оценивают внедрение электронных форм обучения.
Есть еще один положительный факт. Система тестирования или применение асинхронного прокторинга позволяют получить более точный результат оценки знаний, ведь система свободна от индивидуальных отношений преподавателя и студента.
Но и нельзя забывать, что современные дистанционные технологии способны заметно увеличить аудиторию студентов, которые хотят получать качественное высшее образование без отрыва от работы.
В качестве негативных моментов следует отметить возникающие сложности с организацией практических занятий по отдельным специальностям, когда физически невозможно наработать необходимые навыки. В настоящее время преодолеть отдельные пробелы технически невозможно, но думается, что какие-то решения появятся в ближайшем будущем.
Н.В.: Безусловно, возникают вопросы техническому оснащению, не у всех студентов есть необходимые устройства для работы онлайн, есть перебои с работой сети Интернет, на начальном этапе присутствует недостаток навыков работы в системе.
В плане технического оснащения нами были приняты необходимые меры для дооснащения необходимым оборудованием работы информационно-образовательной системы в условиях повышения нагрузки, организованы и оснащены места для студентов, которые остались проживать в общежитии. Этот процесс находится под постоянным контролем, сотрудники центра информационных и коммуникационных технологий готовы в постоянном режиме оказать необходимую помощь. Вопросы программного, технического обеспечения и работы сетей - проблема, с которой столкнулось большинство образовательных учреждений страны, в том числе по вопросам обеспечения бесперебойной связи и интернета.
Что касается психологических аспектов работы в дистанционном формате, то сотрудники отдела психологического обеспечения учебного процесса через официальную страницу института безопасности жизнедеятельности в соцсети оказывают консультации для студентов. На портале университета в сети Интернет создан раздел, где руководство и сотрудники пресс-службы отвечают на поступающие от обучающихся вопросы по различным темам.
И.В.: Можно добавить, что сбор и анализ вопросов, возникающих у обучающихся и преподавательского состава в ходе учебного процесса, позволяет вырабатывать и применять новые решения с использованием возможностей современных технологий и программных продуктов. Так, в университете внедрена система проведения онлайн конференций для различных категорий: руководство университета проводит совещания с руководителями структурных подразделений, начальники кафедр с профессорско-преподавательским составом.
Мы в институте безопасности жизнедеятельности проводили в онлайн формате встречу со старостами всех учебных групп от 1 до 5 курсов. Ответили на вопросы, которые накопили студенты.

- Актуальный вопрос - сессия, у выпускников она уже началась, впереди у остальных курсов. Зачеты и экзамены в дистанционном формате – новая ситуация для студентов очной формы.

И.В.: Несмотря на то, что переход на дистанционную форму – это экстренная и временная мера, но в настоящее время никто не даст точных прогнозов как ситуация будет развиваться в дальнейшем. Исходя из этого признаем, дистанционное обучение может продолжаться достаточно долгий период.
Поэтому могу точно и однозначно сказать: обратного пути нет. Руководством университета приято решение, что все студенты, как и курсанты, будут сдавать сессию в установленном в формате асинхронного прокторинга.
В настоящее время курсанты выпускного курса сдают сессию и в целом, серьезных проблем нет. С каждой сдачей уверенность в своих силах растет. Закономерность остается прежней, не зависимо от формы сдачи, чем лучше твои знания, тем выше результат.
Еще раз повторю, что руководством университета и института вопросы организации учебного процесса, технического обеспечения, информационного обеспечения находятся на постоянном, ежедневном контроле. Сотрудники подразделений, отвечающих за организацию процесса, руководители кафедр, преподаватели готовы отвечать на любые вопросы и оказывать необходимую помощь.
Н.В.: Самостоятельная работа студентов выходит на первый план. Это способность квалифицированно подготовиться в экзамену/зачету и отличная возможность систематизировать свои знания.
Для тех, кто не проявит необходимых знаний по какой-либо из дисциплин, получив неудовлетворительную оценку, также будут предусмотрены в соответствии со всеми правилами образовательного процесса, возможности для пересдачи.
Обучающиеся могут обратиться по вопросам, связанным с организацией и проведением вебинаров и промежуточной аттестации в режиме асинхронного прокторинга на горячую линию - online.spb@igps.ru.
И.В.: Мы уверены, что наши студенты успешно преодолеют возникающие трудности и успешно сдадут сессию, продемонстрировав отличные знания.

Интервью подготовил Сергей Алексеев, Центр международной деятельности и информационной политики СПбУ ГПС МЧС России.
Источник:  http://igps.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~WKI5K


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник