Мир коммуникаций через сто лет после «1984»

26 Ноября 2018

Мир коммуникаций через сто лет после «1984»

В Санкт-Петербургском университете состоялась VI Международная научно-практическая конференция «Стратегические коммуникации в бизнесе и политике» (СТРАТКОМ).

О том, как меняется политическая и культурная коммуникация, почему сегодня теряется доверие к СМИ, что стало с «галактикой Гуттенберга» и что ждет массмедиа в 2084-м, рассказали эксперты — ученые и практики медиаиндустрии.

Государство в новых координатах стратегических коммуникаций

На пленарной сессии директор Центра изучения кино и медиа Университета Кейптауна (ЮАР) профессор Герман Вассерман (Herman Wasserman) поделился результатами изучения каналов политической коммуникации в африканских странах — в ЮАР и Зимбабве. Несмотря на то, что они отличаются с точки зрения государственного устройства и социальной структуры, о политике в этих странах все чаще говорят, используя неформальные каналы коммуникации: за пределами СМИ. Так, языком политической коммуникации становятся поп-музыка, танцы, уличный театр, граффити. По мнению профессора Вассермана, в Африке связь между процессом демократизации и свободой СМИ далеко не очевидна.

Начальник службы сохранения и изучения памятников культурного наследия ГМЗ «Петергоф» Анна Ляшко представила доклад на тему «Музей как локомотив государственной идеологии. 100 лет музейной жизни ГМЗ "Петергоф"». Анна Ляшко отметила, что исторически идея открытия музеев — жест скорее политический, нежели эстетический. Музеефикация летней резиденции Петра I, к примеру, была продиктована стремлением увековечить память об императоре. В послевоенные годы восстановление разрушенных дворцов, фонтанов и парка Петергофа стала символом возрождения Советского Союза после войны. Сегодня же перед ГМЗ «Петергоф» — одним из самых посещаемых музеев России — стоит стратегически важная задача: экспорт российской культуры.

Доцент СПбГУ Константин Панцерев в своем докладе коснулся обеспечения информационной безопасности государства в условиях глобального информационно-психологического противоборства. Внешнеполитическое противостояние сегодня переходит из СМИ в социальные сети, и это необратимый и сложноконтролируемый процесс, убежден спикер.

Воспоминания о будущем
Профессор СПбГУ Дмитрий Гавра предпринял попытку сделать прогноз — каким будет мир коммуникации в 2084 году? Мы движемся к обществу, в котором появится новое экономическое измерение — коммуникационный капитализм.

Именно обладание информационными и техническими рычагами в перспективе может стать основанием для новой социальной стратификации.

С другой стороны, развитие IT-сферы вскоре приведет к появлению равноправных отношений между человеком и машиной, которая приобретет субъектность. Впоследствии в бизнесе личные коммуникации будут вытесняться взаимодействием с ботами, а возможность общаться с живым консультантом станет прерогативой элит. Таким образом, цифровой труд вытеснит человеческий, работа станет привилегией, а потребление примет форму трудовых, духовных и игровых практик. Дмитрий Петрович также предложил свое видение того, каким будет место PR-специалиста и маркетолога в таком будущем: в профессии останутся консультанты по стратегическим коммуникациям, и, возможно, появятся профессии коммуникативного аниматора и терапевта.

Юрий Зинчук, заместитель генерального директора телеканала «Санкт-Петербург», представил доклад о будущем телевизионной журналистики. Интернет разрушает ее классические жанры, меняя аудиторию, и телевидению все сложнее сопротивляться этим изменениям. Несмотря на попытки приспособиться к глобальным трансформациям, телевидение полностью будет вытеснено интернетом, отметил Юрий Зинчук.

О «закате галактики Гуттенберга» рассказал Юрий Строфилов, владелец медиаресурса Saint-Petersburg.ru, основатель PR-агентства Spbnews. Он поделился мнением: из-за того, что мы сталкиваемся с огромным количеством информации и не успеваем обрабатывать все данные, мы все чаще будем вынуждены принимать решения в условиях высокой неопределенности. Это большой вызов для тех, кто склонен к рациональному, логическому мышлению. Юрий Строфилов предположил, что СМИ и PR-агентства будут выполнять одинаковые функции, связанные с персонализацией контента и распространением его в узких сегментах. В итоге нам кажется, что мы выбираем из наиболее подходящих нам вариантов, что по сути означает отсутствие выбора, создание информационного вакуума, прокомментировал спикер.

Профессор Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова Марина Шилина представила доклад на тему «Деструкция доверия: глобальная и национальная стратегическая коммуникация в цифровой экономике и data fight обществе», упомянув об основных идеях федеральной программы «Цифровая экономика РФ».В рамках конференции также прошла презентация нового словаря, подготовленного под руководством профессора СПбГУ Лилии Дускаевой «Медиалингвистика в терминах и понятиях: словарь-справочник», в который впервые в русском языке было включено понятие «стратегические коммуникации».
Источник:  spbu.ru
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~CJewC


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник