Международная политехническая неделя расширяет границы академической мобильности - Информационный портал

Международная политехническая неделя расширяет границы академической мобильности

29 Мая 2017

Международная политехническая неделя расширяет границы академической мобильности

Обмен опытом, установление новых контактов, расширение сотрудничества в разных областях науки, образования, бизнеса – далеко не полный перечень задач, являющихся смысловым наполнением Международной политехнической недели.

Наряду с пленарными заседаниями и переговорами с ключевыми зарубежными делегациями в программу Недели входят и мероприятия, имеющие практико-ориентированную направленность: семинары, воркшопы, деловые игры, образовательные ярмарки.

Тема интернационализации высшего образования представлена во всех без исключения событиях Международной политехнической недели, в связи с чем многие спикеры пленарных заседаний и семинаров в своих выступлениях анализировали процесс академической мобильности студентов и научно-педагогического состава. Тема академической мобильности является ключевой на любых переговорах между университетами, договор об академической мобильности и студенческих обменах обычно подписывается первым приложением к договору о партнерстве, поскольку университеты мира воспринимают академическую мобильность как ключевой механизм взаимодействия. Тем более важное значение приобретают встречи профессионалов, работающих в этой области, где специалисты международных служб могут в режиме свободной дискуссии обсудить схожие проблемы, нащупать новые форматы и проработать конкретные планы по развитию этого важнейшего инструмента межвузовской кооперации. В рамках международной Политехнической недели состоялось сразу несколько таких встреч.

Так, на семинаре для участников проектов Эразмус + «День Эразмус +» подробно рассматривались вопросы, касающиеся студенческих обменов в рамках международных образовательных программ. Отдельно при этом обсуждались тренды, присущие современным особенностям студенческой мобильности. Руководитель сектора студенческой мобильности и консультирования иностранных студентов Технического университета Берлина Карола Бекмайер обозначила существующие тренды следующим образом: численность студентов, стремящихся принять участие в процессах студенческих обменов, имеет тенденцию к резкому увеличению. При этом, отметила Карола Бекмайер, при реализации процессов академической мобильности необходимо делать упор на качество, что, по ее словам, является по-настоящему новым трендом. Именно концентрация на качестве, а не количестве осуществляемых обменов способствует успешному развитию и запуску новых программ академической мобильности.

Данная тема подробно обсуждалась и на встрече с представителями Фонда Гумбольдта. Вопрос, вынесенный в название семинара, «Что могут дать программы Фонда Гумбольдта ведущим российским университетам?» задал тему всему мероприятию.

Директор департамента Фонда Гумбольдта д-р Штефан Мелих рассказал, что в России работает более 700 стипендиатов и лауреатов фонда. Фонд Гумбольдта берет свое начало с 1860 года. Его современная история началась в 1953 году, и на данный момент во всем мире насчитывается более 20 тысяч его выпускников. Главной задачей Фонда Гумбольдта является поддержка и развитие культурного взаимодействия, диалога между странами. Д-р Штефан Мелих также подчеркнул сосредоточенность фонда на академической мобильности, отметив при этом, что в данном случае речь идет не о студентах, а о тех, кто уже имеет степень кандидата наук в какой-либо научной области. Это является одним из основных принципов работы фонда, который заинтересован в поддержке талантливых молодых ученых, уже определившихся с областью научной деятельности. Большое внимание при этом уделяется успешной академической успеваемости, что способствует более глубокому погружению в научно-исследовательский процесс. «Неважно, в какой научной сфере работает специалист, – подчеркнул д-р Штефан Мелих, – поскольку Фонд Гумбольдта оказывает поддержку людям, а не проектам, и дает возможность обучаться в любом высшем учебном заведении Германии».

Также важно отметить, что деятельность фонда подразумевает длительные программы поддержки: от шести месяцев до двух лет, что дает возможность спланировать гибкий график обучения, соответствующий индивидуальным образовательным траекториям. Кроме того, все стипендиаты могут начать обучение на курсах немецкого языка, которые также реализуются сотрудниками Фонда Гумбольдта.

Требования для поступления отражают заинтересованность руководства фонда в творческих перспективных молодых ученых: обязательно наличие публикаций в научных журналах, поддерживаемых международным научным сообществом. Упор делается не на количество публикаций, а на их качество. Представленные в них материалы должны носить инновационный и актуальный характер и быть разработанными кандидатом лично. При этом молодым ученым важно доказать приемной комиссии, почему именно они достойны обучения при поддержке фонда, что выделяет их среди других исследователей, и подкрепить это рекомендациями, написанными коллегами.

Таким образом, современные тренды программ академической мобильности сводятся к фокусированию на качестве как самих процессов обмена специалистами, так и их научной деятельности. Такие тенденции совместно с творческим подходом и инновационными разработками в новых образовательных форматах и индивидуальных траекториях, без всякого сомнения, способствуют развитию и совершенствованию мирового академического сообщества.
Источник:  http://www.spbstu.ru
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~hP2Lz


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник