Как создаются интернет-мемы?

20 Июля 2015

Как создаются интернет-мемы?

В Санкт-Петербургском государственном университете прошел Третий международный гелологический конгресс «Наука о смехе: методология и терминология».

Внимание ученых сосредоточилось на проблеме методов изучения смеха, а также на особенностях терминологии в разных научных дисциплинах, не остались без внимания и практические воплощения теории смеха.

Например, аспирантка СПбГУ Надежда Зиновьева рассказала в своем докладе о явлении, появившемся недавно, — интернет-мемах. «Интернет-мемы создаются как проявление спонтанного творчества пользователей, юмора, авторских комментариев к событию, — объяснила Надежда. — Благодаря заложенному в интернет-мемах юмору люди не воспринимают их серьезно. Например, появившиеся недавно большое количество предметов с изображением Президента: кружки, футболки, календари. Это тоже мем, но не естественный, а искусственно созданный, что не мешает ему беспрепятственно транслировать вложенные идеи и идеологию». 
Однако, по мнению ученого, мемы выполняют и функцию социальной сатиры. Они заставляют людей смеяться над «нормой», задумываться, над тем, так ли нормально то, что пытаются транслировать СМИ? «Одни мемы актуальны довольно долгое время, другие забываются быстро. Это связано с широтой спектра эмоций, которые они отражают, — рассказала Надежда Зиновьева. — Помните мем "Какого цвета платье"? Платье способно выражать небольшое количество эмоций, потому он забылся довольно быстро. Актуализируя интернет-мемы, можно понять, над чем смеется общество, каков фокус его интереса».

В основе создания смешного в интернет-меме лежит взаимодействие элементов, из которых мем состоит: ядра и периферии. Ядро, появляясь в другом обрамлении, придает контексту новое значение. «Сталкивание в одном тексте двух ядер — бывшего ядра и мема, мема-ядра и мема-фона, двух или нескольких мемов — порождает так называемый "текст в тексте": построение, при котором разные части текста по-разному кодируются в соответствии с авторской идеей и восприятием получателя», — объяснила участникам конгресса аспирантка.

О профессиональном юморе рассказала в своем докладе «Методы формирования профессиональной смеховой культуры как способ построения идентичности» аспирантка СПбГУ Елена Тебякина. В работе она рассмотрела ряд методов, способствующих формированию этого явления. «Такая культура появляется благодаря профессиональному жаргону, специфически комичному восприятию профессиональных ситуаций, наличию некоторой профессионально-коллективной смеховой истории с участием членов коллектива, — отметила Елена. — Таким образом группа формирует контекст, позволяющий ей образовывать свою социально-профессиональную реальность и противопоставлять себя как всему остальному социуму в целом, так и членам групп других профессий. Кроме того, данный механизм позволяет обнаруживать "чужаков" в профессиональных рядах, а также служит определенным механизмом инициации для вновь прибывших членов профессионального коллектива. Смех над специфическими профессиональными вещами является маркером идентификации индивида как члена профессиональной группы».

Справка: гелология (от греч. gelos —смех, посмешище) — сравнительно новая научная дисциплина, объектом исследования которой служит смех. Она лежит на границе философии, лингвистики, филологии, психологии, нейрофизиологии и др. 

В отличие от гелотологии, которая появилась в 1970-е годы как медицинская теория, изучающая влияние смеха на человеческое здоровье с точки зрения психологии и физиологии, гелология для исследования смеха прибегает не только к медицинскому (психиатрическому) дискурсу, но обращается к таким дисциплинарным дискурсам, как исторический, литературоведческий, философский, культурологический, лингвистический, социологический и т. д. Таким образом, гелология стремится к построению своего рода философии, метафизики или онтологии смеха. В рамках гелологии получают новое, более широкое, толкование появившиеся благодаря последним исследованиям в психиатрии явления гелотофобии (страх насмешки).
Источник:  spbu.ru
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~b9ofM


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник