Быть воином Христовым

http://igps.ru/

http://igps.ru/

20 Января 2020

Быть воином Христовым

Судьба у этого человека довольно не типичная! Впрочем, сам он вряд ли считает её такой уж удивительной: у каждого свой путь. А то, что порою земная жизнь идёт непредсказуемыми, поразительными маршрутами – на то воля Божья… Итак, знакомьтесь: настоятель храма иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» при 11-й пожарной части МЧС России г. Санкт-Петербурга отец Георгий (Сычёв).

Уж о чём-чём, а о сане священнослужителя Георгий Сычёв с детства не помышлял. Работал пожарным в Санкт-Петербурге в пожарной части № 5, затем старшим инспектором Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России и начальником отдела пожаротушения этого же вуза.

От рядового бойца вырос до полковника внутренней службы. А сейчас оказывает молитвенную поддержку тем, кто рискует жизнью, благословляет и укрепляет дух своих соратников, которым часто приходится оказываться в опасных для жизни обстоятельствах. Батюшка – постоянный гость в подразделениях МЧС Санкт-Петербурга и Ленинградской области, в Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России, он много заботится о духовно-патриотическом воспитании молодёжи.

На его счету немало значимых заслуг. Он активно участвовал в строительстве храма, внёс большой вклад в деятельность Отдела по взаимодействию с Вооружёнными силами России и правоохранительными органами Санкт-Петербургской епархии, пишет исследовательские работы на тему духовного возрождения Российской армии в ХХI веке, работает с архивными документами, связанными с деятельностью святого митрополита Филарета Дроздова. Отец четверых детей.

Отдавшим жизни за други своя

Как вы, советский офицер, стали священником? Откуда вы родом? Кто повлиял на выбор профессии?

Родился я в городе Майкопе в семье потомственных казаков. После окончания сельскохозяйственного техникума поступил в 1983 году в Самаркандское высшее военное автомобильное командное училище. Оно дало мне хорошее образование, закалило физически и духовно, я приобрёл настоящих товарищей, с которыми дружу до сих пор. Помню преподавателей, которые рассказывали о силе войскового братства. Разве могли оставить кого-то равнодушными подвиги тех, кто оказался способным грудью заслонить командира от вражеской пули и, рискуя своей жизнью, вынести его, раненного, с поля боя, вызвать огонь на себя, спасая товарищей, или взорвать врагов последней гранатой? Жизнь моя потом доказывала не раз: нет уз святее, чем узы боевого товарищества. Завещанный Суворовым и сотни раз проверенный жизнью принцип взаимоотношений между военнослужащими в бою сам погибай, а товарища выручай остаётся для меня и моих сослуживцев из МЧС ценностью непреходящей.
Помню парады 9 Мая и 7 ноября: огонёк в глазах и восторг. Гремят марши, шеренги рубят сапогами асфальт. И возникает реальное ощущение, что ты не впечатываешь шаг в асфальт, а паришь в воздухе. Шагая в строю плечом к плечу с товарищами, ты ощущаешь себя воином. Причём это чувство с годами не исчезает.
Три года служил командиром взвода, роты в войсках ПВО, а в 1990 году пришёл работать в пожарную часть № 5 Санкт-Петербурга на должность пожарного. За эти годы не раз возникали ситуации, когда я и мои подчинённые, казалось бы, должны были неминуемо погибнуть, но чудом оставались живы милостью Божией. Огонь угасал без причин. С каждым таким случаем во мне разгоралась пламя веры.
Постепенно менялось мировоззрение, приходило осознание того, что судьбы людей в руках Божиих. Эти размышления привели меня в храм Русской православной церкви.
Крестовоздвиженский собор, что на Лиговском проспекте, стал той школой, которая в корне изменила мою жизнь. В свободное от службы время стал принимать участие в богослужениях. Настоятель храма священник Владимир Сергиенко, видя моё усердие в служении, благословил поступить на заочное отделение в Свято-Тихоновский Богословский университет. По просьбе руководства МЧС правящий архиерей Санкт-Петербургской епархии определил рукоположить меня в священники с именем Георгий и назначить настоятелем гарнизонного храма Божией Матери «Неопалимая Купина».

Когда происходят пожары, на их пути встают огнеборцы и принимают бой. Бывают потери. Тогда и появляются на кладбище скорбные обелиски – «Погиб при исполнении служебных обязанностей»… Для увековечения памяти пожарных, погибших при исполнении служебного долга, осенью 2001 года в Санкт-Петербургском гарнизоне пожарной охраны принято решение построить часовню во имя иконы Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина». Расскажите, пожалуйста, о том, как родилась идея воздвигнуть мемориальный комплекс и храм.

В этом году храму исполнилось двенадцать лет со дня его освящения. Место для строительства – территория 11-й пожарной части Калининского района – выбрано не случайно: 23 февраля 1991 года при тушении страшного пожара в гостинице «Ленинград» погиб боевой расчёт караульной части. Главным инициатором строительства и идейным вдохновителем стал бывший начальник Управления пожарной охраны Ленинграда Леонид Иванович Исаченко. Эту идею активно поддержали начальник 1-го отряда пожарной охраны Григорий Васильевич Олейник, его заместитель Иван Иванович Чепурнов, а также возглавлявшей в то время Управление государственной противопожарной службы Санкт-Петербурга Александр Петрович Чуприян, который и заложил первый камень в основание будущего храма.
Строили его всем миром. Желание увековечить память героев, погибших при исполнении служебного долга, нашло поддержку у многих. Большой вклад внёс личный состав противопожарной службы, а также благотворители города, оказавшие различную помощь на всех этапах строительства. Воплотить мечту многих поколений огнеборцев создать храм и мемориальный комплекс помогли Проектно-реставрационное предприятие «Каменное зодчество» (архитектор Ирина Петровна Любарова и лично генеральный директор ЗАО «Строительный трест» Евгений Георгиевич Резвов).
Так, благодаря совместным усилиям и с помощью Божией, на некогда пустой территории перед фасадом здания 11-й пожарной части на Лесном проспекте появилось место, где можно теперь приклонить главу сразу перед всеми павшими в огне.
На памятных досках мемориала золотом высечены имена более чем двух тысяч сотрудников гарнизона, погибших при исполнении служебного долга в годы блокады Ленинграда, а также в послевоенное время. Жемчужиной комплекса стал Храм во имя иконы Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина».

А кто занимался внутренним оформлением храма?

Роспись стен была осуществлена попечением генерального директора Фонда пожарной безопасности Владимира Бессонова. Иконы святых воинов написали художники Елена и Владимир Агеевы, мозаичные иконы – Владимир Хвостик, несколько икон подарил офицер-подводник Николай Чесноков. Есть старинная икона Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина», которая была передана таможенной службой для храма МЧС.
Три года назад мы обрели икону «Неопалимая Купина» современной работы. Но обрели её чудесным образом. Капитан внутренней службы Вячеслав Литвинов приобрел икону в Калининграде для 28-й пожарной части, она изготовлена из янтаря в единственном экземпляре. Вскоре пришло сообщение, что икона вся мокрая и из неё исходит прозрачная вода горько-солёного вкуса. С моего благословения священник Сергей Рысев отслужил водосвятный молебен перед образом. Но слёзы из глаз Богоматери не перестали истекать. Тогда её перевезли в храм для поклонения верующим. Через три дня слезотечение прекратилось. На Преображение Господне у Божией Матери снова на глазах появились крупные слёзы. Через неделю снова всё повторилось.
О чём тогда плакала Божия Матерь «Неопалимая Купина»? Не оплакивала ли она тех, кто отошёл к Господу, перешагнув через огненную бездну? Кто знает…

Прихожане рассказывают, что история одного из колоколов поистине уникальна…

Да, этот факт не иначе как чудом и промыслом Божиим не назовёшь. Однажды на одной из городских свалок цветного металла были найдены два церковных колокола, уже готовых к переплавке. Об этом стало известно Ивану Ивановичу Чепурнову, которому после долгих переговоров с руководством предприятия всё же удалось вывезти их. Долгое время они хранились у него. Как признаётся Иван Иванович, в то время ещё даже не возникало мысли о создании часовни. Поэтому один из колоколов решено было установить на колокольне храма великомученика и целителя Пантелеимона в Удельной. А второй у нас.
В сентябре 2011 года наш храм обрёл свой голос. Мы установили восемь колоколов, и теперь сотрудники МЧС России поминают погибших не просто минутой молчания – звоном колоколов.

За время своего существования храм иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» и мемориальный комплекс погибших пожарных стали достопримечательностью не только Калининского района, но и Санкт-Петербурга в целом. Я был свидетелем, как к вам приезжали помянуть своих боевых товарищей спасатели из Вологодской области.
Вы правы, увидеть своими глазами наш храм, поставить свечу о здравии или помянуть ушедших в вечность товарищей приезжают пожарные из других городов, и даже стран. К нам приходят совершать таинства венчания или крещения. При храме имеется библиотека, где можно ознакомиться с литературой духовного содержания. Организовали воскресную школу для детей, где с пятилетнего возраста ребята принимают участие в детском церковном хоре, изучают основы православной культуры, приобретают практические навыки чтения богослужебных книг. Весь пройденный материал закрепляется практически на службах в храме. Открыли театральную студию, в которой проводятся игровые тренинги и упражнения по актёрскому мастерству.
Внимание оказывается не только тем детям, которых привели в храм родители, оно распространяется и на воспитанников детских домов. Ведь у тех, кто не вернулся из огня, остались сироты. Так что пожарные лучше других понимают, что чужих детей не бывает. Поэтому Главное управление МЧС России по Санкт-Петербургу заключило с уполномоченным по правам ребёнка в Санкт-Петербурге Светланой Агапитовой соглашение об оказании подшефной помощи детским домам.
Сотрудники территориальных подразделений МЧС проводят уроки мужества, демонстрируют пожарную технику, помогают при поступлении в учебные заведения МЧС России.
Так вот и получилось, что гибель людей, отдавших свои жизни за други своя, явилось тем зерном, от которых произросли такие добрые начинания, как строительство храма и дело спасения душ человеческих.

Пожар как образ греха

Случайно или промыслительно? Этот вопрос наиболее остро встаёт в ситуации чрезвычайного происшествия. Святитель Феофан Затворник считал, что всякую вещь нужно «превращать в проповедницу истин Божиих и в напоминательницу о Боге». Напоминает ли о Боге пожар? Или он только следствие неудачного стечения обстоятельств?

Огонь явление не совсем материальное. Очень сложно объяснить, откуда берётся огонь. Человек свободен, и Господь свободную волю не насилует. Он действует Своим Промыслом извне. И иногда попускает «очистительные мероприятия».
Подчёркиваю, не наказывает, а попускает. Наказываем мы себя сами. Человек не виноват в пожаре только в случае прямого попадания молнии в дерево. Основная же причина возгораний – курение. Типичная ситуация: кто-то на лесной дороге бросает окурок, а рядом торфяник. Если лето жаркое, то огонь быстро схватывает всё вокруг, и вскоре, если таких случаев много, целый город обволакивает дымом. Как бы хорошо ни работали специальные службы, как бы ни готовились городские власти к сезонам пожаров, за каждым человеком уследить невозможно. Если мы сами не следим за собой, если разрешаем себе нарушать даже самые простые правила, никто нам не поможет.
Другой пример. В 2012 году в одном из районов Санкт-Петербурга во время новогодних праздников при пожаре погибли восемь человек. И все эти смерти были следствием конкретных человеческих грехов. Человек выпил, закурил, лёг на диван с горящей сигаретой и уснул. В итоге не стало целой семьи.
Что такое нарушение правил дорожной безопасности? Мы должны понимать, что нельзя, например, пользоваться неисправными нагревательными приборами, потому что можно причинить вред и себе, и своим ближним. И если загорелся неисправный обогреватель виноват ты, а не прибор. Безответственность тоже грех. Именно к ней применимы слова «Не искушай Господа твоего».
Пожар яркий и точный образ греха. Недаром посмертные муки называют «адским огнём». Бывает, люди ставят несколько входных дверей: в квартире и даже на лестничной клетке. Случись беда – пожарным невозможно попасть в жилище, ведь ключи-то у владельцев. Жильцам остаётся одно – высунуться в окно и кричать «помогите» в ожидании, что спасатель вытащит их из горящего здания.
И это очень похоже на то, как человек, не способный своими силами избавиться от греховной наклонности, которая мучает и жжёт его, начинает взывать к Богу как к единственному спасателю.
Во время пожара при загорании одежды многие начинают бегать, и тем самым только увеличивают доступ кислорода к огню. Поэтому пожарному приходится сбивать потерпевшего с ног, а иногда и оглушать, чтобы тот не сгорел заживо. Так и Бог поступает с нами, когда мы совершаем очевидные глупости и когда Он хочет нас спасти.
Но с другой стороны, пожар необузданная стихия, которой нужно преградить путь. Причём противостоять ей могут только люди подготовленные. Кто такие пожарные? Нет, это отнюдь не те, кто стремится к большим зарплатам или успешной карьере. Это люди, которые хотят служить другим, делать добро, спасать. То есть исполнять основные заповеди – любви к Богу и ближнему. И не время от времени, а каждодневно…
Может быть поэтому я не встречал неверующих среди пожарных. Даже те, кто в обычной ситуации не прибегают к молитве, вспоминают о Боге, как только возникают трудности. Был такой случай. Начался пожар в многоэтажном доме на Васильевском острове. Нужно было потушить несколько квартир. А мороз минус 25 градусов. Поскольку рукав для подачи воды нужно было прокладывать по стенке на улице, вода замёрзла. Привезли тёплую воду, но замёрзла и она. Первые восемь подач из резервуара завершились неудачей. И тут руководитель тушения пожара в отчаянии взмолился: «Господи, помоги!», и пожар удалось потушить, а людей спасти.
Молитва – это тоже сила борьбы со стихией. Болезнь от Бога. И лекарство от Бога. То же можно сказать и про пожар. При тушении гостиницы «Ленинград» мой друг, командир отделения 14-го отряда Серёжа Павлов вместе со своим подразделением не смог выйти из лифта, а два других подразделения, которым из лифта удалось выбраться, сгорели. Сергей почувствовал сильный жар через подошву сапог… Представляете, какая подошва у кирзовых сапог! Он начал молиться Божией Матери, и лифт удалось открыть. Выйдя из лифта, они должны были двигаться по коридору. Если бы пожарные пошли направо, сгорели бы. Но они почему-то повернули налево и остались живы. Божия Матерь их вывела из очага пожара.

Улыбнёмся же кроткой улыбкой в ответ!

Отец Георгий, православное начало испокон веку в нашем народе было устойчивым. Как Вы считаете, для понимания идеи справедливости этого достаточно?
Идея справедливости складывалась и воспроизводилась на фундаменте трёх начал – православии, патриотизме и профессионализме.
Первый, православие, – отношение с Богом через Церковь. Народ в своём миропонимании вывел удивительно правильный вывод: «Без Бога не до порога». Когда мы говорим о справедливости, мы должны видеть приоритеты – незыблемым основанием является не идеология, а начало веры. Как говорит пророк Давид: если разрушено основание, что поделают праведники?
Второй – патриотизм, знание традиций, умение в них жить и готовности отдать за них жизнь, если им угрожает опасность. Традиции – это то, что было, есть и будет всегда в жизни народа, это то, что передаётся из поколения в поколение.
И третье начало профессионализм. Сегодня мы часто произносим эти слова. А когда его не было? Разве Александр Невский не был профессионалом, если его в три года посвятили в воины? А разве наши рабочие и крестьяне не были профессионалами? Все дети на Руси с раннего возраста занимались полезным делом, которое было принято в их роду.
Если убрать эти три начала из России, то на чём будет держаться справедливость?

Ваши пожелания читателям сайта «Северная звезда».

Не секрет, что на военную службу, в том числе по контракту, при всей тщательности отбора попадают молодые люди, прошедшие школу улицы, где правит грубая сила, или школу подпольного бизнеса, где человек человеку волк, и так далее. Не так-то просто бывает разъяснить иному новобранцу с подобной «закваской», что речь идёт о моральных нормах взаимоотношений между людьми, которые в воинском коллективе обязательны для всех.
Однако ничего не поделаешь, надо разъяснять. Как бы ни менялась жизнь, с какими бы нравственными установками ни становился человек в воинский строй, какие бы представления о чести и долге ни принёс с собой с «гражданки». Понятно, что многое зависит от командиров, от всех, кто работает по долгу службы с личным составом, от их умения донести до каждого выстраданное поколениями защитников Родины христианское чувство коллективизма, наглядно показать, как оно работает на практике, когда люди оказываются в экстремальной ситуации. За примерами, как показывает опыт той же 11-й пожарной части, далеко ходить не надо. В историческом формуляре каждой воинской части найдётся немало эпизодов, которые можно с успехом использовать, чтобы показать иному себялюбцу силу и значение войскового братства.
Воином Христовым должен быть каждый сотрудник МЧС именно сегодня, а не когда-либо.
Не случайно святой Серафим Саровский сказал: среди лета запоют Пасху. Лето расцвет человеческих добродетелей. Христос воскресе, что может быть сильнее этого? Христос воскрес смертью победил смерть. Для всех открыто Царство Небесное, а вы лезете в ад, за бесценок продаёте свою душу.
Россия возродится, подсказывают русские старцы. И философы говорят: воскреснет Россия. Идите в православный храм и не слушайте приезжих зазывал. Надо быть во всеоружии, каждый должен себя чувствовать воином.
А Достоевский так и говорил: Россия должна сказать новое слово всему миру. Нельзя успокаиваться и зазнаваться, что вам легко далась победа. В мире скорбны будете, предупредил Христос, но мужайтесь. Я победил мир.
Мужайтесь, будьте воинами. Ныне настало время величайшей битвы. Миром правит не кто-либо, а Бог. Христу дана всякая власть на небе и на земле, улыбнёмся же кроткой улыбкой в ответ сатанинскому хохоту. Значит, быть мудрыми просто необходимо.
Зло побеждается только добром.
Ободритесь, будьте самими собой. Милость Божия да будет над всеми нами!

Беседу вёл полковник запаса Василий Самотохин, член Союза писателей России, пресс-служба Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России.

Выражаю признательность Ларисе Василенко за помощь в подготовке интервью.
Источник:  http://igps.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~1EUcI


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник