«Божественные атрибуты в рациональной теологии: история и современность» - Информационный портал

«Божественные атрибуты в рациональной теологии: история и современность»

16 Ноября 2022

«Божественные атрибуты в рациональной теологии: история и современность»

В Духовной академии завершился первый день работы научно-богословской конференции «Божественные атрибуты в рациональной теологии: история и современность».

В актовом зале СПбДА во ворник открылась двухдневная научно-богословская межрегиональная конференция «Божественные атрибуты в рациональной теологии: история и современность». Организатором мероприятия выступила кафедра богословия академии.

Перед началом мероприятия проректор по научно-богословской работе протоиерей Константин Костромин поприветствовал собравшихся и пожелал участникам плодотворной работы. После этого модератор — доктор философских наук, профессор, руководитель сектора философии религии Института философии Российской академии наук В. К. Шохин — объявил об открытии конференции.

Первым с докладом «Божественные атрибуты в античной рациональной теологии» выступил кандидат богословия, доцент кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии священник Максим Никулин. По словам докладчика, у досократических философов не было доктрины о божественных атрибутах, но были понятия, предшествующие им. Так Фалес Милетский считал бога умом, который придал импульс первичной влаге, а Гераклит Эфесский говорил о том, что есть мудрое существо, обособленное от всего — знание — которое управляет вселенной.

Затем кандидат философских наук, профессор кафедры систематического богословия и патрологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета П. Б. Михайлов зачитал сообщение «Образование понятий о Боге в греческой патристике». Он отметил, что с XI века размышления о Боге неотъемлемым элементом теологической мысли. Постепенно в греческой патристике сформировались конкретные представления о божественных атрибутах: простота, всеведение, вечность, всемогущество, всеприсутствие и моральное совершенство. Автор также подчеркнул, что признание беспомощности в познании Бога — это константа греческой патристики: человек может познать данные атрибуты только посредством приближения и приобщения к ним.

С докладом «Свойства божественной воли: Кант между спекулятивной и этической теологией» выступил доктор философских наук, ведущий научный сотрудник сектора философии религии Института философии Российской академии наук А. К. Судаков. Он посвятил своё исследование свойствам божественной воли в философской теологии Канта. По мысли немецкого философа только при условии практической веры в Бога человек может очистить знание о Нём от различных противоречий и ограничений. Таким образом, кантовская этика и теология поддерживает своими рациональными аргументами христианское понимание Божественной воли, выраженное в словах апостола Павла: «преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим 12:2).

Заключительное сообщение «Атрибут божественной благости в современной аналитической философии религии и аналитической теологии» представил кандидат философских наук, доцент кафедры педагогики и гуманитарных дисциплин Воронежского государственного медицинского университета имени Н. Н. Бурденко И. Г. Гаспаров. Игорь Гарибович рассмотрел аналитическую философию и аналитическое богословие как единую область дискуссии между современными исследователями и отметил, что в данном поле существуют два понятия о божественной благости: общее и специфическое. Под общим понятием подразумевается априорная присущность благости Бога, так как Он совершенен. Специфическое же понятие заключается в том, что данный божественный атрибут рассматривается в контексте одного из главных вопросов аналитической философии и богословия — существования в мире зла. В данных спорах одни исследователи утверждают, что Бог и зло не могут существовать одновременно, и что Бог желает уничтожить зло. Другие учёные утверждают обратное: Бог может существовать одновременно со злом и использовать его во благо. Примером такой пользы от зла может послужить идея наличия свободной воли, предложенная американским философом Алвином Плантингой. В первой части «Защиты свободной воли Алвином Платингой» автор утверждает, что моральное зло — это результат свободной человеческой деятельности. Во второй части он приводит доводы в пользу логической возможности могущественного нечеловеческого духа — Сатаны, который ответственен за «естественное зло»: землетрясения, наводнения и смертельные болезни.

Во время работы конференции участники задавали интересующие их вопросы докладчикам.

Пресс-служба СПбДА
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~Zt7p9


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник