Юбилей великого кукольника - Информационный портал

Юбилей великого кукольника

11 Марта 2018

Юбилей великого кукольника

13 марта исполняется сто двадцать лет со дня рождения знаменитого актера и режиссера, одного из создателей отечественного театра кукол Евгения Сергеевича Деммени.

Когда-то Самуил Яковлевич Маршак, пьесы которого неоднократно ставил Театр Деммени, написал следующие строки, посвященные многолетнему руководителю этого коллектива: «…учитесь, друзья, у “наркома Петрушки” — до старости лет не бросает игрушки». В доброй шутке поэта был заключен глубокий смысл: «нарком» — он всему голова, а ключевым словом, подчеркивающим значение Деммени в истории отечественного детского театра, было слово «впервые». Его творческие поиски 1920–1930-х гг., по существу, определили пути развития этого вида искусства.
Всегда есть личности — и в науке, и в технике, и в искусстве, — вырабатывающие какие-то общие законы, которыми потом пользуются целые поколения последователей. Вот таким человеком, таким первооткрывателем и был Евгений Деммени. Именно он в двадцатые годы прошлого века впервые открыл, обосновал и развил главные положения кукольного театра, легшие в дальнейшем в основу этого вида искусства. Тогда, в двадцатые, еще не существовало никаких разработок ни по режиссуре кукольного театра, ни по актерскому мастерству. Поэтому практически все — драматургия кукольного представления, движение и взаимодействие кукол, сочетание куклы и декоративного оформления, куклы и музыкального сопровождения — все определялось непосредственно в ходе репетиций. И в результате Деммени-режиссер, Деммени-актер впервые сформулировал базовые принципы кукольного театра. Эти принципы были отнюдь не умозрительными, они вырабатывались на основе практики, на основе собственных театральных экспериментов. И не стоит забывать, что знаменитый Центральный театр кукол С. В. Образцова был организован позднее, в 1932 г.
Ключевое слово «впервые»… Это и перечень популярных сегодня пьес, впервые поставленных на сцене в театре у Деммени. Первые спектакли, как до сих пор принято говорить, «на современную тему» и первые в стране курсы по подготовке режиссеров, актеров, художников-кукольников. Первые в мировой практике кукольные постановки на классическом материале — тут и Гоголь, и Чехов, и Маяковский, а также Шекспир, Свифт, Мольер, Метерлинк, Анатоль Франс. «Впервые» — это и первый в Европе игровой кукольный фильм «Макс и Мориц» по рисункам В. Буша, увидевший свет в 1928 г. И первый кукольный спектакль, представленный на телевидении, «Школяр в раю» по Гансу Саксу (1939)… Главное, все эти достижения подкреплялись теоретическим осмыслением, а теория немедленно проверялась — и подтверждалась — практикой.
…Казалось бы, что может быть общего между деятельностью выдающегося представителя мира искусства и сложными техническими системами и аппаратами? Но это «общее», как ни странно, нашлось. В 1932 г. Ленинградский кукольный театр, которым Е. С. Деммени бессменно руководил сорок пять лет, подготовил к семидесятипятилетнему юбилею К. Э. Циолковского спектакль «Ракета СС-I». Спектакль, ставший первым в мире кукольным представлением, посвященным полетам в космос. По отзывам зрителей тех лет, сцены космического полета, разыгранные на сцене, выглядели особенно эффектно благодаря использованию кукол-марионеток: пассажиры ракеты, запущенной в космос, испытывали перегрузки при взлете, а затем парили в невесомости, наблюдая через иллюминаторы Луну и Землю.
То, что почти девяносто лет назад театру удалось точно отобразить все особенности космического полета, вовсе не удивительно — в качестве научного консультанта спектакля был приглашен профессор Н. А. Рынин. Крупнейший ленинградский специалист по вопросам ракетной техники, автор всемирно известной энциклопедии «Межпланетные сообщения» был хорошим знакомым Е. С. Деммени. Ко времени выхода спектакля относится появление в личной библиотеке Деммени нескольких томов энциклопедии с автографами автора.
Стоит добавить, что «Ракета СС-I» вообще стала самым первым в многовековой истории кукольного театра обращением к научно-технической тематике — вот и опять появляется ключевое слово «впервые». Спектакль имел стабильный успех у зрителей, неизменно включался в программу гастролей и сошел со сцены только перед самой Великой Отечественной войной. И тут любопытная деталь — когда в 1949 г. театр решил восстановить постановку, Главное управление по контролю за зрелищами и репертуаром (было и такое «интересное» заведение в нашей стране) разрешения не дало, мотивируя отказ «отдельными недостатками идейно-политического порядка». Но, скорее всего, дело было совсем не в этом, точнее, не только в этом. Именно тогда отечественная ракетно-космическая отрасль набирала силу, и лишнее упоминание о вещах «особой государственной важности» считалось невозможным…
В заключение — цитата из статьи, опубликованной в газете «Вечерний Петербург» в марте 1998 г., к столетию Евгения Сергеевича Деммени. Думается, это очень точная характеристика бессменного руководителя кукольного театра, сегодня носящего его имя: «Это был человек бескомпромиссный, никогда не поступавшийся своими принципами, никогда не заискивающий перед выше¬стоящими организациями. Может быть, именно поэтому, первым среди кукольников получивший почетное звание еще в 1934 г., Деммени так и ушел из жизни заслуженным артистом республики, хотя по существу был народным артистом».

Михаил ОХОЧИНСКИЙ
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~NMDxj


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник