Всероссийский молодежный образовательный форум «Таврида» - Информационный портал

Всероссийский молодежный образовательный форум «Таврида»

18 Августа 2015

Всероссийский молодежный образовательный форум «Таврида»

Дмитрий Медведев осмотрел выставки работ участников форума, встретился с участниками смены «Актеры, режиссеры театра и кино» и вручил награды победителям конкурса «Конвейер молодежных проектов».

В соответствии с поручением Президента России Федеральное агентство по делам молодёжи и Общественная палата в период с 2 июля по 2 сентября 2015 года в Республике Крым проводят Всероссийский молодёжный образовательный форум «Таврида».

Цель форума – развитие профессионального сообщества, в рамках которого молодые люди смогут реализовать свои творческие инициативы, найти единомышленников, получить общественную и государственную поддержку. На форуме организована работа восьми тематических смен, в которых принимают участие более 4 тыс. человек из России и иностранных государств: молодые режиссёры, актёры театра и кино, писатели, поэты, критики, композиторы и музыканты, архитекторы, дизайнеры, художники и скульпторы, молодые преподаватели истории, представители поисковых отрядов и военно-патриотических клубов, журналисты региональных и муниципальных СМИ.

Участники форума – молодые люди в возрасте от 18 до 30 лет, связывающие свой профессиональный интерес с соответствующей тематикой смены, а также прошедшие конкурсный отбор на официальном сайте форума www.форумтаврида.рф.

Каждая смена форума длится семь дней. Форум предлагает образовательную и внеучебную программы, включающие семинары и мастер-классы ведущих российских и международных экспертов, работу в проектных группах, панельные дискуссии с гостями форума, выступления творческих и эстрадных коллективов, традиционные народные игры, зарядки с олимпийскими чемпионами России.

С 11 по 19 августа проводится шестая смена. Участники – молодые актёры, режиссёры театра и кино.

В рамках форума предусмотрен конкурс проектов. Победившие проекты получат грантовую поддержку на их реализацию. Призовой фонд форума составляет 20 млн рублей.

Встреча Дмитрия Медведева с участниками смены «Актёры, режиссёры театра и кино»

Стенограмма:

Д.Медведев: Садитесь, ребята, садитесь. Как вам здесь? Я в разных лагерях был, которые мы делаем, молодёжных, но, конечно, здесь атмосфера самая правильная для отдыха. Или вы работаете?

Реплика: Работаем.

Д.Медведев: Я знаю, что вы все хотите, а многие уже практически стали артистами, режиссёрами, – хотите специализироваться в области театра и кино. Крым исторически был таким местом, где всегда индустрия кино и театр, в общем-то, развивались неплохо, но после известных событий, я надеюсь, в Крыму будет один из центров молодёжного кино.

Я пробежался сейчас по лагерю, посмотрел – конечно, условия здесь прекрасные. Самое главное, что есть море, есть солнце, есть возможность общаться и есть возможность что-то делать. Я знаю, что вы тоже пытаетесь снимать кино, ещё что-то делаете, наверное. Сейчас вы мне об этом расскажете. Пожалуйста.

И.Засухин: Здравствуйте, Дмитрий Анатольевич! Меня зовут Иван Засухин, я из города Хабаровска, Хабаровский край. Вы как раз хотели спросить, как у нас дела. Дела-то у нас здорово, но, знаете, многие жители европейской части нашей России считают, что дальневосточники это такие суровые люди, ходят в шапках-ушанках, у них тулупы. Так вот почему бы подобного формата и масштаба форумы не проводить на Дальнем Востоке? Чтобы вот в Хабаровском крае где-нибудь, под Комсомольском-на-Амуре собрать... Чтобы вся Россия приехала к нам, и мы уже и гостеприимство показали, и красной икрой накормили, и так далее.

Д.Медведев: Иван, я считаю, что это хорошая идея. Найдите место, и, я думаю, мы к вам сможем приехать, время тоже подберём, потому что у вас очень красивый край. Но всякие разные форумы у вас и так проходят, скоро будет, кстати, Дальневосточный экономический форум, но молодёжных форумов, по-моему, не было. Правда, на Дальнем Востоке сейчас, на Курильских островах, проходит форум, причём очень интересный, знаковый. Если получится, я, может, и туда тоже заскочу. Насчёт идеи форума в Хабаровском крае: я не против. С начальниками договоритесь. Если они деньги найдут, организуем.

Е.Красник: Здравствуйте, я Лена Красник из Москвы. Я бы хотела Вам задать вопрос немного личного характера. Вы приехали на форум на смену «Актёры, режиссёры театра и кино». Скажите, пожалуйста, Вы, может быть, и не были связаны никогда с такими творческими профессиями, но, быть может, участвовали в каких-то постановках в школе или институте? И какой у Вас был кумир в детстве среди актёров и режиссёров? На кого Вы хотели быть похожим?

Д.Медведев: Вы знаете, я никогда ни в каких постановках не участвовал, но кино смотрел всегда довольно много – и в советские, и в постсоветские времена. Мне вообще нравится киноискусство. В театр, конечно, тоже ходил, и театр прекрасен. Но сказать, что у меня был какой-то кумир, на которого я хотел быть похожим или которым я бредил, не могу, потому что в тот период, когда я был в вашем возрасте, у нас была целая плеяда совершенно выдающихся актёров (многих из них уже нет), таких, не знаю, как Евгений Лебедев, Иннокентий Смоктуновский. В общем, великие актёры советской школы. И когда я смотрел на их игру, конечно, я получал колоссальное, огромное удовольствие.

Потом жизнь изменилась, стало возможно смотреть большее количество иностранных фильмов. Вы, наверное, даже не можете себе этого представить – чтобы посмотреть какой-либо иностранный фильм приличный, нужно было обязательно попасть на фестиваль, потому что большинство фильмов, которые показывали в тот период, были такого весьма среднего уровня, я имею в виду иностранные. Советские фильмы были, естественно, хорошими, когда их хорошие режиссёры снимали. А иностранных было немного, и всегда это было событие. А потом всё изменилось, появилось видео. Поэтому, знаете, всё своим чередом развивалось. С другой стороны, я считаю, что вот та актёрская школа, которая ещё существовала на моей памяти, в советские времена, всё равно внесла огромный вклад.

Я два часа назад звонил, поздравлял Олега Табакова – ему сегодня 80 лет, кстати. Вот с кого надо брать пример.

А.Григорьев: Здравствуйте, меня зовут Андрей Григорьев, режиссёр-документалист из города Екатеринбурга. Хотелось бы поблагодарить всю дирекцию форума, что устраиваете такие мероприятия, Сергея Першина лично и всю команду, потому что это очень значимое мероприятие.

Я начну со своей истории. В 2013 году наша команда участвовала в форуме уральской молодёжи «Утро», и мы выиграли грант на создание документального фильма о Николае Максимовиче Васенине. Может быть, удавалось слышать, это история уральского ветерана, который воевал на стороне французского Сопротивления и спустя 70 лет отправился во Францию. Сегодня фильм снят, нам удалось это сделать. Бюджет фильма был умножен в 14 раз. Это большая удача, что нас поддерживали люди со всего мира, было народное финансирование – 2,8 тыс. спонсоров в интернете. То есть документальное кино является очень востребованным у нас в стране, и мы набираем залы больше, чем «Пираты Карибского моря», – хочу тоже похвастаться.

Д.Медведев: Я вам завидую. Молодцы!

А.Григорьев: Очень интересует следующая проблема – этопроблема развития кино в малых городах численностью населения до 50 тыс. человек. Сейчас я объясню. На сегодняшний день в Соединённых Штатах порядка 48 тыс. кинотеатров (кинозалов), у нас – 3,8 тыс. И очень бы хотелось, чтобы люди, которые проживают в отдалённых точках нашей страны (а это порядка 100 млн человек), имели доступ к кинотеатрам, к новым фильмам, к российским фильмам. И вот, например, такие меры, как НДС и 30% российского кино в прокате – это не так эффективно. Предлагаю следующую историю. Может быть, поддержать директоров кинотеатров? Я не так давно общался, я спросил, какие есть проблемы? Проблемы есть следующие. То есть это на самом деле недорого. Оборудование кинотеатра – это капремонт ДК, найти помещение внутри ДК, оборудовать его под современную систему DCP. Лучше всего, конечно, если государство пойдёт навстречу, – это лишить пошлины на ввоз этого оборудования.

Д.Медведев: А сколько стоит такое оборудование?

Реплика: Это недорого, порядка 3–5млн. Оно позволяет через интернет производить мгновенную закачку любого проекта через спутник, то есть, соответственно, любой фильм попадает на сервер и демонстрация возможна…

Д.Медведев: Мгновенно, с учётом скорости интернета.

Реплика: Да. Есть инициативные люди, которые в принципе будут готовы к этому сотрудничеству. Но это, конечно, отдельный проект, его надо разрабатывать и какие-то придумывать льготы для малого бизнеса, который мог бы содержать подобного рода кинотеатры.

Чем это важно? Здесь присутствует очень много авторов со всей страны, молодые кинематографисты, которые здесь собрались, которые нуждаются не в том, чтобы уговаривать зрителя: «сходите на наш фильм, мы конкурентоспособны, так же, как и другие фильмы», а просто давайте расширим площадку демонстрации фильмов. То есть люди, которые живут в отдалённых точках, получат возможность ходить в кинотеатры.

И последнее, Дмитрий Анатольевич. Так как это замечательная возможность и редкий случай, собственно, рассказывать, делиться своими эмоциями, впечатлениями, я хотел бы Вам подарить такие футболки в память о нашем проекте документального фильма «Васенин». Я очень надеюсь, что Вы поприсутствуете на одной из премьер. Кстати, Сергей Викторович Лавров тоже участвовал, делал видеообращение.

Д.Медведев: Спасибо!

А.Григорьев: Одну футболку Вам, вторую – другу. Спасибо!

Д.Медведев: Я, правда, так и не понял, как вы относитесь к НДС. Эта тема действительно сейчас довольно активно обсуждается. Есть идея, заключающаяся в том, чтобы НДС для иностранных фильмов, которые демонстрируются в российской системе сети кинотеатров, применять, а к нашим фильмам – не применять. Мотив понятен: удастся собрать какие-то дополнительные деньги, которые можно было бы направить на развитие нашего национального кинематографа. Поддерживать иностранный кинематограф нам вроде бы смысла нет. Более того, если говорить о целом ряде крупных стран, таких, например, как Соединённые Штаты Америки… Голливудский кинематограф и сам себя прокормит, потому что он успешный, большой и так далее. И в принципе эта идея неплохая, но, как только она была сформулирована, естественно, ко мне начали обращаться руководители кинотеатров и собственники киношных сетей и говорить: «Это нас посадит очень сильно по доходам, мы и так балансируем на грани рентабельности, а если сейчас ещё НДС применить, вырастет цена билетов, перестанут ходить». Я не знаю, так это или нет, не знаю, как вы это чувствуете, здесь нужно точно разобраться. Просто хочу сразу сказать: наша задача как раз заключается не в том, чтобы «посадить» небольшие кинотеатры, потому что, как мне объяснили… Ко мне заходили некоторые собственники, в том числе киносетей. Они говорят: «Сети выдержат, а маленькие кинотеатры (о которых, собственно, вы сейчас только что говорили) не выдержат, если цена билетов вырастет на размер НДС». Вот эти факторы нужно обязательно взвесить. Я ещё раз переговорю и с Министром культуры, и с Министром экономического развития, прежде чем принимать это решение, потому что есть и плюсы, и минусы. Все мы за то, чтобы развивался наш кинематограф, но в то же время, естественно, должна развиваться и сеть кинотеатров.

Теперь в отношении проекта, о котором вы говорите. Вы знаете, конечно, было бы здорово, если бы в любом небольшом городе (именно районном центре, где живёт 30–50 тыс. человек) был современный хороший кинотеатр. Я помню, как кино на моей памяти развивалось в последние 25 лет. Вы помладше, вы этого, наверное, не помните, а я помню. В 80-е годы мы все ходили в кино, смотрели разные фильмы: как раз тогда началась перестройка, появились иностранные фильмы в киносети, наши фильмы выходили такие довольно известные, которые сейчас уже, по сути, к классике относятся.

Потом наступили 90-е годы. Они были сложные, но практически в каждом доме появилась видеоустановка, в смысле видеоплейер, видеомагнитофон и телевизор, и люди перестали ходить в кино вообще. Откровенно говоря, мне в какой-то момент казалось, что это смерть кинематографа. Зачем идти в довольно средний кинотеатр, когда дома можно иметь приличный цветной телевизор и при наличии хорошей записи смотреть интересные фильмы, лёжа на диване со стаканом чая? А потом всё оказалось не так. Лично я снова стал посещать кинотеатры где-то с конца 90-х годов. Почему? Только потому, что появилось нормальное современное цифровое оборудование, появился другой звук и другое качество изображения. И сейчас всё это уже, конечно, выглядит совершено иначе. Есть огромная разница между средним телевизором (подчёркиваю, не домашним кинотеатром каким-то продвинутым, а средним телевизором) и современным кинотеатром. Иными словами, я считаю, что мы должны, конечно, стараться сделать всё, чтобы в наших небольших городах были современные киноустановки, чтобы были современные цифровые системы показа, чтобы можно было посмотреть и 3D, и любой High Definition, 4K (как и в каком направлении это развиваться будет, нам всем понятно), с тем чтобы жители наших небольших городов могли приобщиться к современному киноискусству, естественно, к отечественному и иностранному. Как это можно сделать? Это можно сделать только при помощи так называемого государственно-частного партнёрства. Государство должно помочь, например, с помещениями, выделить под кинотеатр в том или ином городе приличный зал, может быть, отреставрировать его, а владелец кинотеатра должен всё-таки постараться получить кредит и приобрести такое оборудование. И только тогда эта идея заработает. Вот что я об этом думаю.

А.Григорьев: Дмитрий Анатольевич, спасибо за ответ. На мою помощь можете всегда рассчитывать!

Д.Медведев: Договорились.

А.Меняйлова: Здравствуйте! Меня зовут Алина, город Ростов-на-Дону. Дмитрий Анатольевич,скажите, как Вы думаете, талантливый человек талантлив во всём или же настоящий талант может проявиться только в чём-то одном?

Д.Медведев: Вы знаете, человек, который хочет себя реализовать, на мой взгляд, способен реализовать себя в очень разных вещах, поэтому человек, который занимается собой, может раскрыться в самых разных областях. Я в этом абсолютно уверен. Более того, даже если ты занимаешься в своей жизни чем-то скучным, то нужно обязательно найти применение своим творческим способностям. Я во всяком случае всегда считал именно так. Поэтому у каждого человека должно быть хобби, даже у скучных политиков оно должно быть.

Н.Алексеев: Здравствуйте, Дмитрий Анатольевич! Меня зовут Алексеев Николай, я из Великого Новгорода. Как Вы считаете, какие у нас самые перспективные профессии в нашей стране на ближайшее время по Вашему мнению? Спасибо.

Д.Медведев: Я бы хотел, чтобы это были профессии, которые нам сегодня очень нужны. Их много. Начну с довольно прозаических вещей, но очень важных для нашей страны. Нам очень нужны грамотные инженеры, и, конечно, нам нужны классные специалисты в самых разных областях. Наверное, нам сейчас нужно иметь чуть меньше юристов и экономистов, чем мы за последние годы успели выпустить. Все остальные могут наращивать свои обороты, в том числе специалисты в области театра и кино.

А вы сами-то кто по образованию?

Н.Алексеев: Так получилось, что я учусь на инженера-строителя в Новгородском государственном университете.

Реплика: Добрый день, Дмитрий Анатольевич. Мы здесь, участники форума, большие счастливчики, нам очень повезло здесь находиться и, конечно же, хотелось бы продолжать творить, продолжать гореть и свободно мыслить в плане искусства у себя в регионе. Я являюсь режиссёром-педагогом детской театральной студии в городе Рязани. У нас довольно консервативный город. Главная проблема молодёжи – это тотальная миграция всех талантов в столицы, в Москву, в Петербург. Я думаю, что, в принципе, во всех провинциальных городах есть такая проблема. Однако, собственно, чтобы её решить, здесь я представляю проект «Молодёжный центр современного искусства в городе Рязани». У нас такого нет. Они есть в таких продвинутых, в принципе, провинциальных городах, как Екатеринбург, Пермь, Воронеж хорошо живёт… У нас такого нет…

Д.Медведев: Кто из Воронежа? Повезло вам.

Реплика: Мы общались, делились опытом, и я знаю, что подобные центры уже открываются и успешно работают.

Д.Медведев: А у вас консервативный город?

Реплика: Да, и мы хотели бы обрести некую пристань для всех наших художников, театральных деятелей, актёров, режиссёров, писателей, музыкантов и так далее с малой сценой, с выставочной зоной. Я думаю, что такой центр легко мог бы стать туристической достопримечательностью города и нас занять, чтобы мы творили, не уезжали в столицу, а свободно творили у нас дома.

И, собственно, вопрос такой…

Д.Медведев: Но я не губернатор Рязанской области. Вы меня не путаете ни с кем?

Реплика: Да, вопрос такой: к кому нам обратиться, чтобы наше серьёзное руководство обратило на нас внимание?

Д.Медведев: Вот к нему и обратитесь, к губернатору.

Реплика: Спасибо. А можно тогда второй, творческий вопрос?

Д.Медведев: Пожалуйста!

Реплика: Я здесь представляю театральных деятелей, и вопрос такой: на каких постановках Вы были в последнее время в театре? Вообще удаётся ли посещать их? Спасибо.

Д.Медведев: Знаете, у меня жизнь так устроена, что, к сожалению, в театр мне приходится ходить в основном только в сопровождении или сопровождая иностранных гостей. Но я надеюсь, что в ближайшее время всё-таки выберусь. Сегодня как раз Олегу Павловичу Табакову обещал приехать, посмотреть что-то у него.

А если говорить о моих последних походах в театр, то в основном это был наш Большой театр, в основном это были балет и опера, просто именно потому, что обычно наших гостей туда водят. Хотя мне очень хочется посетить и драматические постановки, но надо будет выбрать время. Куда сходить нужно у вас в Рязани? Театр кукол? Считайте, что пригласили.

Э.Лобанова: Добрый день, Дмитрий Анатольевич! Лобанова Эльвира, Нижний Новгород, Нижегородская область. Помимо творческой деятельности мы занимаемся проектами, и многие ребята привезли сюда свои задумки, интересные идеи. У нас проводился мастер-класс по теме управления проектами, там была затронута очень важная, на мой взгляд, проблема – проблема национальная: незнание, к сожалению, молодёжью и многими гражданами нашей страны культурных особенностей именно своей национальности и того, сколько вообще национальностей проживает в нашей огромной многонациональной стране. Среди проектов есть (я знаю ребят, они представляют их) национальные театры, которые развиваются в регионах. В связи с этим вопрос: каким образом на федеральном уровне, на Ваш взгляд, можно повлиять на то, чтобы мы знали эти культурные особенности? Может быть, нужно консолидировать, возможно, нужно устраивать какие-то площадки? И каким образом мы можем решить данную проблему? Потому что она, на мой взгляд, сейчас набирает обороты, и это очень важно, когда все знают свои корни и то, кем они действительно являются по своему духу, по своей культуре. Спасибо.

Д.Медведев: Спасибо, Эльвира! Вы знаете, мне кажется, что здесь ничего не нужно изобретать. Во-первых, просто нужно находить время, для того чтобы посещать в том числе и национальные театры. Я по стране езжу много, я был во всех субъектах Российской Федерации, абсолютно во всех, во всех 85, считая Крым и Севастополь, и в каждом субъекте Федерации, особенно если там живёт несколько национальностей, всегда присутствует национальный театр. Они не закрылись, они развиваются, но, помимо того, чтобы находить время для посещения таких национальных театров, нужно ещё постараться возобновить в прежних объёмах гастрольную деятельность. Вот это на самом деле очень важно, потому что в этом случае ведущие национальные театры смогут выступать не только у себя, но и на территории других субъектов, включая Москву. Раньше это было, но были другие условия, другие расценки. Я не могу сказать, что все эти спектакли были исключительно интересными, но, помню, когда учился в школе, нас водили (это было в Ленинграде) в том числе и на спектакли национальных театров. Это было интересно по-своему. Поэтому собственно интерес и гастрольная деятельность, вот что я считаю.

Реплика: Здравствуйте, Дмитрий Анатольевич! Спасибо большое Вам и руководству страны за то, что уделяете большое внимание молодёжи и развитию молодёжи. Хочется воспользоваться возможностью и пригласить Вас на международный молодёжный форум «Байкал», который состоится в 2016 году, в июне.

Д.Медведев: Спасибо! Я на Байкале у вас был совсем недавно.

Реплика: Мы знаем, тем не менее приглашаем! И вопрос такого рода: как и в любом другом регионе, у нас в Иркутской области есть очень много талантливых ребят, но у нас нет своего дома… Мой вопрос немного похож на вопрос про арт-центр из Рязани, но у нас на региональном уровне этот вопрос проработан и бюджет дефицитный. Скажите, пожалуйста, какими федеральными программами можно воспользоваться, как нам можно этот дом построить, для того чтобы мы работали на славу родной Иркутской области? Ну а вопрос миграции в другие регионы и в столицу – у нас такого нет. У нас все остаются, у нас есть кадры, поэтому мы хотим построить дом молодёжи.

Д.Медведев: А почему вы федеральной-то программой... Вот к губернатору Ерощенко зайдите и сошлитесь на наш разговор.

Реплика: Спасибо. А ещё подскажите, пожалуйста, что Вы ждёте от современной молодёжи в будущем?

Д.Медведев: Я жду от современной молодёжи в будущем, что она уже не будет молодёжью, а будет просто нормальными российскими людьми, с которыми мы дальше будем жить и строить нашу родную, любимую страну. Знаете, молодость очень быстро проходит, я только на это намекаю. Пожалуйста.

А.Смолякова: Здравствуйте, Дмитрий Анатольевич! Меня зовут Александра Смолякова, город Санкт-Петербург.

Д.Медведев: Землячка, привет!

А.Смолякова: Да. По образованию я режиссёр кино и телевидения. Многие ребята сюда на форум приехали со своими проектами. Я тоже привезла проект. Цель нашего проекта – создание условий для диалога среди молодёжи о моральных ценностях через вовлечение ребят после просмотра спектакля или фильма в разговор. То есть мы ставим спектакль или снимаем фильм, приезжаем к молодёжи и после спектакля или фильма с ними разговариваем. Говорим мы с ними в основном о взаимоотношениях молодого человека и девушки, о семье в перспективе, о том, как строить отношения, о взаимоотношениях с родителями, о самостоятельности, об образовании и карьере, здоровье и спорте – в общем, о таких основополагающих вещах. В Петербурге и Ленобласти мы сотрудничаем с комитетами по молодёжной политике, но наш проект, как и некоторые другие проекты, находится на стыке культурной сферы и социальной сферы. Как Вы думаете, к кому в таком случае приоритетнее обращаться за поддержкой?

Д.Медведев: Какие вы всё-таки все прагматичные люди! Уже третий вопрос – Рязань, Иркутск, теперь Петербург… И ответ будет такой же: к губернатору Полтавченко. Обратитесь, скажите, что разговаривали. Председатель Правительства обещал поддержку за счёт бюджета Санкт-Петербурга.

Реплика: Здравствуйте, Дмитрий Анатольевич! Большое Вам спасибо от меня и, наверное, от лица остальных участников форума за возможность лично пообщаться. Такое действительно бывает далеко не каждый день. У меня вопрос, который, на мой взгляд, волнует очень многих сидящих в зале сейчас. Как известно, предыдущий год был Годом культуры. Существует Указ Президента №808 от 24 декабря 2014 года, в котором говорится о том, что культура возводится в ранг приоритетных отраслей. Есть ли какие-то дополнительные меры в связи с этим указом, которые облегчат вопросы трудоустройства для людей творческих специальностей? И есть ли какие-то меры поддержки именно театральных постановок или кинофильмов патриотической направленности? Потому что понятно, что сейчас это очень важно для современного общества. Большое спасибо!

Д.Медведев: Первую часть вопроса я не очень понял, потому что я не очень понимаю, что такое «облегчить трудоустройство для людей творческой направленности». Мне всегда казалось, что если это люди творческой направленности, люди, которые хотят посвятить себя кинематографу или театру, то есть определённые законы жанра, как таких людей выбирают. Не просто пришёл с улицы и сказал: «Хочу быть артистом!». Есть же всё-таки конкурс, есть установленный порядок. Это же касается, кстати, и режиссёров и театрального, и кинематографического искусства. Поэтому, на мой взгляд, облегчать ничего не надо, вы сами себе дорогу должны пробивать. Если человек талантливый, то скорее всего он чего-то добьётся, а если это не совсем его, то, может быть, есть смысл переквалифицироваться.

Есть другая проблема, о которой мне всё время говорят молодые режиссёры, особенно в театрах. Она касается проблемы поколений, когда есть зрелые артисты, хорошие, заслуженные очень артисты, но которые уже не играют (по разным причинам, в том числе и возрастным, и здоровье), есть молодёжь, которую невозможно ввести в спектакль, просто потому что все позиции заняты. Это касается, кстати, разных сфер театрального искусства: это и драматическое искусство, и опера, и балет. По-разному, конечно, в разных сферах, тем не менее это есть. И меня всё время убеждали, что для театрального искусства очень важно перейти на срочный трудовой договор. Я не знаю, поддерживают ли здесь присутствующие эту позицию, но такая точка зрения существует: для того чтобы была смена поколений, надо, чтобы трудовой договор с артистами, да и с режиссёрами, заключался не на определённый срок, как это в обычной жизни (проще говоря, до пенсии), а на пять лет, например. Но это потребует довольно существенных изменений в трудовом законодательстве. Вот это тема дискуссионная, и по ней нужно будет определиться, как поступить дальше.

Что касается программ по поддержке культуры, по поддержке театра, киноискусства, культуры в целом, то все эти программы сохраняются. Если говорить о текущем годе, то, несмотря на довольно сложное финансовое положение, у нас бюджет культуры остался практически таким же, как был. Он не выдающийся, скажем откровенно, не огромный, но он и не срезан радикально против того, что было, например, в 2014 году, объявленном Годом культуры. Поэтому я думаю, что мы просто будем стараться сохранить хотя бы то финансирование, которое есть сегодня.

Поддержка киноискусства и патриотического кино, как вы знаете, тоже осуществляется двояко. Есть просто государственное финансирование, которые идёт через Фонд кино. Там есть свои процедуры. На мой взгляд, количество фильмов, которые рассказывают о стране, её истории, о героических моментах в жизни нашего государства, отдельных людей, за последние годы стало больше. Эти фильмы разного качества. Я кое-что смотрел, я вообще довольно много кино смотрю в целом, и наше стараюсь тоже. Могу сказать, что что-то мне нравится, что-то не нравится совсем. Я скажу откровенно: я не уверен, что нужно увлекаться ремейками, особенно когда речь идёт о классических произведениях.

В нашей истории очень много героических страниц, о которых ещё ничего не снимали. Но в то же время количество таких фильмов становится больше. Но, с другой стороны, помимо Фонда кино есть спонсорские деньги. Конечно, их дают не всем и количество спонсорских денег в киноиндустрии тоже зависит от ряда позиций, включая, естественно, общее состояние экономики и, конечно, те льготы, которые может получить даритель, которые может получить спонсор. Систему спонсирования кинематографа и театрального искусства нам ещё надлежит как следует наладить.

Наконец, я считаю, что у наиболее крупных, например, театральных коллективов (в выдающихся театрах, не для всех, конечно, это годится) должны действовать нормальные эндаумент-фонды, то есть фонды целевого капитала, потому что люди любят свои театры и готовы свои 100 рублей туда принести. Я думаю, что вот это тоже один из способов прокормить наши театры, помимо, естественно, бюджета и спонсорских денег. Но это действует не везде. Если мы сможем все эти финансовые потоки соединить, то мы получим более или менее приемлемую картину. Хотя денег никогда не хватает.

Реплика: Добрый день, Дмитрий Анатольевич! Благодарю за то, что Вы принимаете участие в этом форуме и уделяете огромное внимание молодёжи. У меня такой вопрос. Я учился в США, и я сценарист. Теперь вернулся, очень хочу пригодиться в своей стране и, собственно, вижу здесь…

Д.Медведев: Как вас зовут?

Реплика: Андрей. Я вижу здесь огромные перспективы, потому что там в плане идей и реализации идей, так скажем, избыток, а у нас есть определённый в этом случае недостаток. И я, когда начал думать о том, как мне реализовывать мои сценарии здесь, в России, столкнулся с такой вещью, что, допустим, в США есть государственная регистрация идей… То есть у нас она тоже существует, законодательно закреплена, 1255-я статья ГК, 4-я часть.

Д.Медведев: Андрей, просветите меня, я когда-то специализировался в области права. Это что за регистрация идей в Соединённых Штатах Америки? Я просто не слышал про это никогда.

Реплика: Вы можете отправить свой сценарий в библиотеку Конгресса, и существует сайт. За определённую небольшую плату вам присваивается определённый номер, квашей фамилии, и определённая дата, которая для суда потом является определяющим критерием.

Д.Медведев: Понятно, но это не регистрация идеи. Я потом объясню, что это такое. Ладно. Пожалуйста.

Реплика: И я хотел спросить, возможно ли (я сюда приехал в принципе с проектом как раз на эту тему) создание сайта в России, который бы консолидировал... Сейчас много существует сайтов, которые регистрируют, все эти реестры не соединены воедино. Собственно, поэтому многие люди боятся свои идеи показывать. И это бы стало сильным толчком для науки, культуры и бизнеса.

У меня такой вопрос: могли бы Вы рассмотреть этот проект и, возможно, посодействовать? Если Вам это покажется интересным, конечно? Это бы дало серьёзный толчок развитию именно…

Д.Медведев: То есть, Андрей, я вас правильно понимаю: вы считаете, что многие талантливые люди боятся за сохранность своих прав и поэтому не создают продуктов здесь, а создают их там?

Реплика: Так точно, да.

Д.Медведев: Отвечу по существу, как человек, который отвечает в том числе и за регулирование авторских отношений. По нашему закону (кстати, как и по американским правилам, потому что это международные конвенции, в том числе конвенция об интеллектуальной собственности) идеи не охраняются. Идеи. Невозможно охранять идею «Войны и мира». То есть идея написать книжку про войну 1812 года не принадлежит Льву Николаевичу Толстому. Я её могу написать, только она хуже будет. И вы, наверное, напишете, может, не хуже. Но охраняются по нашим законам (и по американским тоже) идеи, выраженные вовне и приобретшие материальную форму, в письменном виде. Вот это становится объектом авторского права. И здесь, собственно, наши правила мало чем отличаются от большинства правил других стран. Но, может быть, рациональный смысл, рациональное зерно того, о чём вы говорите, заключается в том, чтобы создать какой-либо источник (как у них там, я не знаю, Библиотека Конгресса, у нас ведь тоже есть наши национальные библиотеки), куда можно было бы положить рукопись и, как это раньше называлось, задепонировать её, чтобы ей присвоили номер, и можно было бы сказать, что, даже несмотря на то, что книга не издана, тем не менее объект охраняется. А с точки зрения авторского права, я подчёркиваю, всё, что мы с вами делаем, становится объектом авторского права не в момент регистрации – никакой регистрации для авторского права не требуется, – а в момент самого творчества. Вот вы написали пять страничек рукописи – всё, возник объект авторского права, и он подлежит защите в соответствии с правилами.

Я понимаю, к чему вы клоните: чтобы это было доказуемо, нужно, чтобы это где-то хранилось. Можно подумать, потому что я не уверен, что нельзя воспользоваться теми институтами, которые есть, но я готов дать поручение и Министру культуры, и здесь у нас ещё есть Министр образования, который отвечает в том числе за некоторые другие вопросы, связанные с авторскими правами, просто подумать о том, где должен быть склад, где это может быть, просто для того, чтобы можно было сказать, что этот сценарий и такую последовательность идей я впервые изложил. Если это интересно, если это нужно, но это просто нужно взвесить.

Реплика: Создался бы реестр и открытый реестр, и инвесторы…

Д. Медведев: Андрей, вы же можете и так это опубликовать, сейчас, слава богу, проблем нет никаких. Как только вы, например, создадите свой сайт, который назовёте своей фамилией, и опубликуете, к примеру, ваш сценарий, всё – это уже объект вашего авторского права, и в принципе люди могут им воспользоваться, те, кто захочет. Или вы хотите, чтобы это была раскрученная площадка какая-то?

Реплика: Во-первых, раскрученная. Во-вторых, чтобы люди именно верили в то, что это поможет. Если не дай бог кто-то что-то заберёт, потом, в суде, это будет очень серьёзным моментом. И вот знаете, насчёт научных, допустим, открытий…

Д.Медведев: Вы просто хотите, чтобы это хранилище было государственным? Потому что в суде доказательством будет и, естественно, размещение у вас на сайте. Этого достаточно абсолютно.

Реплика: Но допустим, касаемо каких-то научных… Для получения патента требуются различные согласования…

Д.Медведев: Патент – другое дело. Мы сейчас не будем погружаться в скучную юридическую материю. Просто изобретение возникает в момент регистрации патента, а объект авторского права – в момент того, как автор создаёт.

Реплика: Да, и вот здесь очень важный разрыв. Его очень хотелось бы…

Д.Медведев: Хорошо. Мы подумаем, где можно было бы этот склад организовать.

Реплика: Благодарю вас.

Д.Медведев: Пожалуйста.

Е.Стеблов: Евгений Юрьевич Стеблов, народный артист России, первый заместитель председателя Союза театральных деятелей. Вы знаете, вот эту тему, которую Вы затронули, насчёт театров, – мы довольно подробно и давно уже в союзе этим занимаемся, и Александр Александрович Калягин, и мне доводилось и в Госдуме, и на многих совещаниях… Это очень деликатная тема. Некое механистическое представление о том, что пожилые артисты меньше играют, их перевести на какое-то такое второстепенное содержание…

Д.Медведев: Я это не предлагаю, это ваши коллеги предлагают.

Е.Стеблов: Я знаю. Я не хочу углубляться в эту тему, потому что это, может быть, не для этой площадки тема, а более специальная, более углублённая. И, кстати, с Владимиром Толстым мы встречались, и он в материале. Но, понимаете, есть проблема подготовки кадров в театрах. В советское время была такая система – стажировки. В больших театрах у видных режиссёров режиссёры молодые, которые оканчивали факультет, получали годичную стажировку от Министерства культуры с материальным содержанием, и таким образом была возможность присматриваться к этим людям. Потом они иногда получали театр в провинции, если они себя там хорошо проявили, то и в Москве, и так далее. Сейчас этой системы нет. И порой возникает вакансия руководителя театра, а некого назначить, и возникают случайные люди. Чаще, конечно, они молодые, потому что они только начинают свою деятельность, очень часто просто столько дров ломают… Мне кажется, разумнее возвратить эту систему стажировки в любом виде, чтобы была…

Д.Медведев: Для этого требуются государственные решения или это можно отрегулировать внутри театральной жизни? 

Е.Стеблов: Я думаю, что это можно отрегулировать внутри Министерства культуры.

Д.Медведев: Я это и имею в виду.

Е.Стеблов: Да-да, не на общегосударственном уровне, а если Министерство культуры этим озадачится. Потому что нет кадров, некого назначать. И начинается… Знаете, я работал с выдающимися режиссёрами, с Завадским, с Эфросом – да никогда никаких конфликтов не было у таких мастеров, потому что все делом занимались. Как только талант поменьше, так начинаются дрязги и театр, который одновременно и храм, и гадючник, сразу становится гадючником. А призван быть храмом, и в своих лучших образцах он им и является. Спасибо.

Д.Медведев: Спасибо большое.

Я министра увижу сегодня или завтра, я ему передам, если какие-то нужно правила поправить, это можно сделать. Единственное, если это именно сами правила. Если это потребует дополнительного финансирования, вы понимаете, это, естественно придётся тогда иначе решать. Но если это именно сами нормативы, какие-то регулятивные правила, которые издаёт Минкульт, давайте это сделаем. Стажировка – хорошая история и для артистов, и вообще для всех. Спасибо.

Е.Вайсман: Меня зовут Вайсман Женя, я из Москвы и учусь в высшем театральном училище имени Михаила Семёновича Щепкина. Вопрос, который интересует как минимум моих однокурсников, а как максимум – всех студентов: что нас ждёт в театральном будущем? Я в предысторию включу такой факт: мы выпустили спектакль в мае, «Билокси блюз», по пьесе Нила Саймона. Это спектакль про американскую армию. Когда было обсуждение кафедры, нам сказали, то есть не нам, а нашему режиссёру, которого эта тема привлекла: «Что же вы делаете? Вы же видите, что происходит в современном театральном мире. Вы подгоните нас под монастырь».

Д.Медведев: Чем подводите-то, я не пойму?

Е.Вайсман: Тем, что это спектакль про американскую армию, там присутствует не матерщина, но нецензурная лексика, потому что ребята молодые…

Д.Медведев: На английском, надеюсь?

Е.Вайсман: Нет, на русском. Или вот, например, та ситуация, которая происходит с акцией против Серебренникова. Вы наверняка наслышаны.

Д.Медведев: Ну слышал что-то.

Е.Вайсман: Про Богомолова, да? Что это человек, который востребован в Европе, которому кланяются в ноги. Вот они только что были в Вене на гастролях, что Германия, извините, трещит просто от восторга, а в России, к сожалению, этот человек не имеет успеха, хотя… Вы не знакомы с его театральными работами?

Д.Медведев: С чьими?

Е.Вайсман: Кирилла Серебренникова.

Д.Медведев: Почему, я слышал кое-что. Я не ходил на его спектакли, но читал о его постановках. На самих спектаклях я не был, я не буду скрывать.

Е.Вайсман: Я со своей стороны очень рекомендую.

Д.Медведев: Спасибо.

Е.Вайсман: Я к чему? К тому, что нас пугают тем, что нас ждёт в будущем. К чему сейчас катится театральный мир? Что Вы думаете по этому поводу?

Д.Медведев: Если всё-таки чуть более конкретно: вы имеете в виду, что…

Е.Вайсман: Я к тому, что на очень талантливые, очень сильные работы в сравнении со всем остальным, что мы видим в столичных театрах, ставят чёрные метки.

Д.Медведев: Понятно. То есть вы намекаете на то, что возникла некая цензура, которая просто мешает развиваться театральному искусству? Так что ли?

Е.Вайсман: И непонятно откуда она возникла. Просто все думают, что это как-то связано с Правительством. Я хочу, чтобы все знали, что это не связано с Правительством. Либо, если связано, то как?

Продолжение следует...

Источник:  http://government.ru
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~C2FeP


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник


 

Информационное агентство  Северная Звезда

С 09.11.2021 18:40:00 по 30.05.2022 19:40:00 «Русский авангард: механика, конструкция, быт»
С 11.11.2021 11:00:00 по 01.06.2022 12:00:00 «Ф. М. Достоевский – узник Петропавловской крепости»
С 01.12.2021 19:10:00 по 10.12.2022 20:10:00 «Вне истеблишмента»
С 23.12.2021 11:50:00 по 22.06.2022 12:50:00 «Ленинградское детство. 1920–1980-е»
С 12.02.2022 09:00:00 по 26.05.2022 10:00:00 «Память материала»
С 23.02.2022 16:40:00 по 23.05.2022 17:40:00 "Путь воина"
С 03.03.2022 16:10:00 по 03.07.2022 17:10:00 «Непарадный Ленинград»