В Герценовском университете обсудили вопросы духовно-нравственного воспитания

Фото: РГПУ им. А. И. Герцена

Фото: РГПУ им. А. И. Герцена

5 Ноября 2019

В Герценовском университете обсудили вопросы духовно-нравственного воспитания

Ситуацию с преподаванием в российских школах курсов «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР) обсуждали в Санкт-Петербурге ученые из 12 регионов страны.

Вместе с журналистами в пресс-центре информационного агентства «Интерфакс — Северо-Запад» специалисты рассмотрели опыт преподавания этих предметов и их значимость для воспитания гражданского сознания и уважения к традициям всех народов России.
— Тема преподавания ОРКСЭ и ОДНКНР достаточно злободневна в связи с неоднозначным отношением к самим этим предметам, — отметил религиовед, директор Института философии человека Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена доктор философских наук, профессор Роман Викторович Светлов. — Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» был введен в школьную программу семь лет назад, и сейчас уже первые студенты, прошедшие этот курс, в этом году приходят в вузы. Результаты преподавания этих курсов активно обсуждаются на целом ряде конференций и в Петербурге, и в Москве, и в других регионах.
Заведующий кафедрой теологии Новгородского университета им. Ярослава Мудрого доктор философских наук, профессор Сергей Сергеевич Аванесов считает, что преподавание такого курса, который является культурологическим, прежде всего направлено на достижение таких задач, как сохранение преемственности, удержание цивилизационного единства и знание традиций, которые лежат в основе отечественной культуры. «Такое знание должно сформировать активного сознательного гражданина, способного не только помнить историю ¬своей идентичности, но и толерантно относиться к носителям других традиций», — сказал С. С. Аванесов.
Учитывая глобальность и важность цели, вопрос подготовки тех, кому необходимо воплощать ее в жизнь, является наиважнейшим. 
«Всё зависит от личности. Если преподаватель подходит к этому с полной самоотдачей, с душой, и в то же время обладает научным объективизмом преподавания данной дисциплины, в таком случае мы рады, что каждый из учащихся школ нашего отечества получит достаточно грамотное представление о традициях, в которых и сам воспитан, и о традициях других конфессий, которые имеют место быть на территории Российской Федерации», — подчеркнул ректор Санкт-Петербургской духовной академии епископ Петергофский Силуан. Владыка напомнил: «Русская православная церковь свою позицию высказала еще в 2012 г. Синодальный отдел религиозного образования и катехизации в лице своего председателя митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия постоянно акцентирует внимание на том, что необходимо сначала изучить ребенку свою традицию, прежде чем приступать к изучению традиций своих соседей».
Начальник отдела общего образования Комитета по образованию Санкт-Петербурга Анна Вячеславовна Грубская уточнила, что курс ОРКСЭ реализуется в четвертых классах и родителям предоставляется возможность выбрать один из шести модулей, который их ребенок будет изучать в течение четвертого класса на одном уроке в неделю. Анна Вячеславовна привела статистику за сентябрь нынешнего года: 34,8 % родителей выбрали «Основы мировых религиозных культур», 34 % — «Основы православной культуры», 29,8 % — «Основы светской этики», 0,28 % — «Основы исламской культуры», 0,02 % — «Основы буддистской культуры» (12 человек), 0,07 % — «Основы иудейской культуры» (32 человека). «Если даже один или два человека в школе выберут изучение того или иного модуля — он будет преподаваться», — заявила А. В. Грубская.
Директор Павловской гимназии № 209 Центрального района Дмитрий Георгиевич Ефимов рассказал о том, какой выбор направлений осуществляют родители, бывают ли дети не согласны с их выбором, кто и как в его школе преподает ОРКСЭ. «Скажу честно, мы с трепетом ждали введение ОРКСЭ и ОДНКНР, но в целом для своего образовательного учреждения видим в основном плюсы, — отметил он и процитировал Ф. М. Достоевского: “Для всякого хорошего дела надо, чтоб и делатель был хороший”». И, говоря о кадрах, согласился с некоторыми участниками обсуждения в том, что «со светской этикой, наверное, преподавателям попроще, а вот преподавать основы православной культуры будет лучше человек, который сам является носителем православной культуры».
Директор Центра библеистики и иудаики Российского государственного гуманитарного университета доктор филологических наук, профессор Леонид Фридович Кацис остановился на непростых вопросах подготовки учителей, религиоведов и теологов в вузах страны.
«Существуют программы подготовки и переподготовки педагогических кадров, но по большей части это программы дополнительного образования», — продолжил тему Роман Светлов. В ряде вузов реализуется программа на уровне бакалавриата (это, например, Курский государственный университет, педагогическое образование, направленность: преподавание основ религиозных культур и светской этики); на уровне магистратуры — это, например, РГПУ им. А. И. Герцена (магистерская программа «Педагогическая теология»), Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (с 2015 г.), тот же Курский государственный университет.
Участники круглого стола пришли к выводу, что в целом школам хватает учителей ОРКСЭ и ОДНКНР. В настоящее время особое внимание следует уделить повышению качества преподавания этих предметов.
Дискуссия продолжилась на конференции «Педагогическое образование и теология в контексте подготовки специалистов для преподавания ОРКСЭ и ОДНКНР», которая состоялась в Герценовском университете 8 октября.
— Ключевая проблема преподавания ¬ОРКСЭ заключается в практической неопределенности того, каким должен быть результат этого безоценочного курса. Все существующие нормативные документы по этому вопросу содержат такие расплывчатые формулировки, как «духовно-нравственное воспитание» или же установки на «формирование личности учащихся, разделяющих российские традиционные духовные ценности». Точное перечисление этих ценностей в государственных документах периодически варьируется, а единого перечня не существует вовсе, — сказал в своем выступлении на пленарном заседании заведующий кафедрой философии Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина Михаил Юрьевич Смирнов.
Он рассказал, как учителя относятся к присутствию курса «Основы религиозных культур и светской этики» в учебном процессе, и высказал свое отношение к предмету. «Учителя начальных классов умеют обучать математике, русскому языку, литературному чтению, природоведению, рисованию, но ознакомление школьников с религиями, хоть и в информативном ключе, — уже нечто иное, касающееся мировоззрения, причем в том специфическом аспекте, который отсылает к мистическому опыту. Математике, например, научить можно, но можно ли научить мировоззрению?» — с таким вопросом обратился к участникам конференции Михаил Смирнов. 
С. С. Аванесов рассказал о плюсах и минусах предмета, а также проблемах внедрения курса ОРКСЭ в школьную программу. 
— Введение в школьную программу курса, который призван дать представление о религиозных культурах народов, населяющих Российскую Федерацию, — вполне положительная задача. Такой курс должен способствовать взаимопониманию представителей различных конфессий, формированию компетентной и толерантной личности. С точки зрения достижения общегражданского единства наличие курса ОРКСЭ в школьной программе является критически необходимым, — заявил Сергей Сергеевич. 
В конференции приняли участие более 100 специалистов и ученых, которые осуществляют подготовку и переподготовку педагогических кадров, педагогов, преподающих курсы ОРКСЭ и ОДНКНР, методистов. 
Были проведены пленарное заседание, семинар и мастер-класс «Образ семьи в мировых религиозных культурах», на которых участники делились и обобщали опыт работы в этой области. 
— Наиболее важным итогом нашей работы было отчетливо выраженное как работниками вузов, так и педагогами общего образования стремление к максимальному объединению усилий по подготовке кадров для данных дисциплин. Вызывает интерес деятельность педагогических магистерских программ, которые имеют духовно-нравственную и теологическую специфику. Отмечалась необходимость еще большего углубления взаимодействия школьных учителей с педагогическими вузами, особенно Герценовским университетом. Было принято решение о создании площадки для регулярного обмена опытом и взаимодействия между школьными педагогами, преподающими ОРКСЭ и ОДНКНР, на базе РГПУ им. А. И. Герцена, — отметил Роман Светлов по завершении конференции.

Лариса КУЗЬМИНА, 
Екатерина ЯКИМЧУК
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. 9 (152) ОКТЯБРЬ 2019
Источник:  https://nstar-spb.ru
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~NUvTj


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник