Сусанна Мялкки и оркестр Баварского радио

Фото: Simon Fowler

Фото: Simon Fowler

9 Января 2020

Сусанна Мялкки и оркестр Баварского радио

В Латвии завершился Первый международный музыкальный фестиваль «Рига — Юрмала». 

Одним из примечательных событий программы стали концерты симфонического оркестра Баварского радио. К сожалению, 
в них не смог принять участие его главный дирижер Марис Янсонс. По рекомендации врачей маэстро сделал паузу в своем концертном графике. Заменяла дирижера Сусанна Мялкки, возглавляющая Хельсинкский филармонический оркестр. 
Сусанна Мялкки обучалась игре на виолончели в Академии Сибелиуса, затем в Лондонской Королевской академии музыки и в Стокгольме. Сегодня она сотрудничает с ведущими симфоническими оркестрами Европы и США. В 2011 году Сусанна Мялкки была удостоена высшей финской награды для деятелей искусства — 
медали Pro Finlandia. Весной 2020 года в Парижской национальной опере Сусанна Мялкки будет дирижировать премьеру новой постановки оперы «Ивонна, принцесса Бургундская» современного бельгийского композитора Филиппа Бусманса.

— Сусанна, по первому образованию вы — виолончелистка. Что привело вас в дирижерскую профессию?
— Оркестр стал для меня недосягаемой мечтой еще с юности. Музыка очень полифонична по своей природе. Для меня лучшим инструментом всегда оставался оркестр. Мне нравилось играть в оркестре и быть частью этого звучания. Когда я впервые стала дирижировать, сразу почувствовала, что это мое. Это произошло в 1998 году на семинаре дирижеров Академии Сибелиуса в нью-йоркском Карнеги-холле, которым руководил Эса-Пекка Салонен. С тех пор я связала свою жизнь с дирижированием навсегда.

— Сейчас всё чаще можно встретить на концертных сценах женщин-дирижеров. Неужели эта профессия подвластна слабому полу?
— Во времена моей юности это было редким явлением, но сейчас, к счастью, всё меняется. Немало моих коллег успешно руководят ведущими симфоническими оркестрами Европы и Азии. Достаточно назвать такие имена, как Симона Янг и Мария Эклунд, а из молодого поколения — Мирга Гражините-Тила, Оксана Лынив, Карина Канеллакис.

— Сотрудничество с Гётеборгским симфоническим оркестром предопределило вашу будущую дирижерскую карьеру?
— Играть в профессиональном оркестре, ежедневно находиться в этой среде было для меня полезным опытом. Я была концертмейстером группы виолончелей в Гётеборгском оркестре, сидела все время рядом с дирижерами и сравнивала их манеры. Наблюдая за их жестами, почерпнула для себя очень многое в плане дирижерской техники. 

— Как эволюционировала финская дирижерская школа?
— Расцвет нашей дирижерской школы пришелся на начало 1970-х годов, со времени работы знаменитого педагога, композитора и дирижера, профессора Йормы Панулы. В Финляндии давно уже существует традиция содружества композиторов и дирижеров. Привычным явлением стало, когда опытные дирижеры помогают молодым. Я уже упомянула Эсу-Пекку Салонена. В Академии Сибелиуса есть профессиональный симфонический оркестр, с которым можно работать. У каждого педагога своя методика. Идеи Йормы Панулы о прочной дирижерской технике и об анализе работы с текстом рационально сочетаются на практике.

— Хельсинкский филармонический оркестр, которым вы сейчас руководите, невозможно представить без музыки Сибелиуса.
— Сибелиус был очень тесно связан с Хельсинкской филармонией. Этот оркестр, основанный другом композитора Робертом Каянусом, много и плодотворно работал с Сибелиусом, исполнял премьеры большинства его произведений. Традиция интерпретации его музыки глубоко укоренилась в хельсинкском оркестре, который играл ее на протяжении нескольких поколений. Я чувствую глубокую привязанность к этим музыкантам. 

— Минувшим летом на Хельсинкском фестивале искусств вы продирижировали масштабную ораторию Арнольда Шёнберга «Песни Гурре». Часто ли приходится обращаться к подобным произведениям? 
— К сожалению, такая возможность возникает очень редко, ведь «Песни Гурре» — колоссальный проект, требующий огромного количества исполнителей. Мы объединили два оркестра — Хельсинкский филармонический и «Симфония Лахти», а также несколько больших хоров и прекрасный состав солистов. По жанру, хотя это и оратория, но в то же время и мини-опера со своим романтическим сюжетом. Шёнберг воплощает в звучании гигантского оркестра удивительную тембровую палитру. Я вообще очень неравнодушна к романтическому репертуару конца XIX — начала XX веков. Пожалуй, это стало одной из причин, почему я выбрала дирижерскую профессию.

— Что вы думаете о современной музыкальной Финляндии?
— Музыкальная жизнь сегодня гораздо менее догматична, чем несколько десятилетий назад. Композиторы моего возраста вольны выбирать стиль, в котором создают свои сочинения. Я много переиграла современной музыки, особенно с ансамблем Пьера Булеза Ensemble Intercontemporain. Люблю авангардное мышление. Оно открывает новые двери композиторам. Так было на протяжении всей истории музыки, когда свои полотна создавали Бетховен и Вагнер, Штокхаузен и Лигети. Каждый из них был оригинален. Но современная музыка сегодня еще не стала мейнстримом. Всегда надо проявлять интерес к тому, что пишут современные композиторы, и стараться понимать их замыслы, чтобы сохранять связь, в том числе и с аудиторией. 

— Когда вы открываете новое произведение, с чего начинаете работу с коллективом?
— В одних случаях лучше всего сразу начать играть, иногда необходимо обозначать кое-какие детали, чтобы люди понимали контекст исполняемого произведения. В дирижерской профессии нет каких-то особых правил. Когда вы видите перед собой сто человек в оркестре, анализировать произведение — это не лучший способ использования времени.

— Какие впечатления остались у вас от концертов с симфоническим оркестром Баварского радио в Риге?
— Это фантастический оркестр. Для концертов в Латвии был выбран вполне традиционный репертуар: произведения Сибелиуса, Рихарда Штрауса, Бетховена и Брамса. В этом оркестре играют удивительные, интеллигентные музыканты, личности с огромным опытом. Они сразу понимают, что я хочу сказать своим исполнением и как следует это сделать. Оркестр Баварского радио способен воодушевить любого дирижера. В Латвийской национальной опере, где мы выступали, довольно непростая акустика, но музыканты своей экстраординарной игрой преодолели этот барьер.

— Когда вы узнали о новом фестивале классической музыки в Латвии? Какое место он займет на карте фестивалей стран Балтийского моря?
— Я уже давно знала о существовании летнего музыкального фестиваля в Риге. С этого сезона он обрел новый формат. Меня впечатлила насыщенная концертная программа с участием крупнейших симфонических оркестров мира и то, как здесь всё потрясающе организовано. Я уверена, что это будет один из лучших музыкальных форумов Северной Европы наряду с фестивалем стран Балтийского моря в Стокгольме, Хельсинкским фестивалем искусств, «Звездами белых ночей» в Санкт-Петербурге. 
Беседовал Виктор АЛЕКСАНДРОВ
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 01 (173), январь 2020 г.
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~uGVQy


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник