Международные конкурсы на Моховой

Фото: Сергей Леонтьев

Фото: Сергей Леонтьев

10 Мая 2019

Международные конкурсы на Моховой

В апреле Российский государственный институт сценических искусств (РГИСИ) провел два международных конкурса, которые уже более десяти лет объединяют артистов и режиссеров из театральных школ разных уголков мира. Оба посвящены искусствам, основы которых постигает каждый, кто планирует связать свою жизнь со сценой, — вокальному и пластическому.

«Поющая маска»
Так, первая неделя апреля собрала в театральном институте на Моховой десятки студентов, претендующих на победу в XIV международном конкурсе-фестивале «Поющая маска» имени Андрея Петрова. Посвящение не случайно — знаменитый композитор сотрудничал с институтом, работал над учебными спектаклями, а также не раз признавался, что актерская песня является одним из излюбленных его жанров. Конкурс, основанный в Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства (ныне РГИСИ) в 2004 г., был направлен как раз на популяризацию актерской песни. Но, как это часто бывает в истории соревнований, расширяясь и собирая под своей эгидой всё больше участников, он стал включать в программу множество разножанровых номеров, а актерская песня была обособлена в одну из номинаций. Неизменным в конкурсе осталось главное — он предназначен не для профессиональных вокалистов, а для поющих артистов, многие из которых, впрочем, после выпуска решают посвятить себя именно вокальному искусству: поют сольно или в составе групп. В жюри конкурса в большинстве своем тоже люди театра — режиссеры, актеры, педагоги и критики. В обсуждении работ и выборе лучших наряду с ними всегда принимают участие представители династии Андрея Петрова — его дочь, композитор Ольга Петрова, и внучка, актриса и певица Манана Гогидзе; поддерживает конкурс и Фонд Андрея Петрова. В этом году в адрес организаторов пришло более трехсот заявок из городов России, Беларуси, Казахстана, Китая, Монголии и Польши. Это были записи сольных номеров с исполнением джазовых композиций, эстрадных, военных, народных песен, песен из кинофильмов и спектаклей, пародий, классических арий, арий из мюзиклов и номера ансамблевые — от малых (с составом участников до 12 человек) и больших коллективов. Две трети номеров, выдержав предварительный отбор, вышли в первый тур, на проведение которого понадобилось три дня: с 1 по 3 апреля. По итогам второго тура 4 апреля были определены победители — их имена жюри и почетные гости фестиваля объявили два дня спустя в рамках гала-концерта на сцене Учебного театра «На Моховой». Обладательницей Гран-при «Поющей маски» и специального приза от Законодательного собрания за вклад в развитие музыкальной культуры Петербурга стала София Ботова из РГИСИ, которая четыре года являлась постоянной участницей, выступая не только с сольными номерами и в составе ансамблей, но и в роли аранжировщика и режиссера. В числе занявших первые места — Станислав Линовски (Польша), Вячеслав Рязанов, Михаил Сыромятников, Арсений Куцаков, Харатай Таскараков (Россия), коллективы Национальной академии драмы им. А. Зельверовича (Польша), Центральной академии драмы (Китай) и РГИСИ. Все лауреаты — обладатели первых, вторых и третьих премий конкурса-фестиваля — 6 и 7 апреля в гала-концерте, постановщиком которого в этом году стал режиссер Анджей Бубень, выступили со своими лучшими номерами. Те, кому не удалось победить в этом конкурсе, присутствовали в зале на концертах и репетициях. Наблюдая за коллегами по сцене и слушая замечания педагогов, они становились участниками своеобразных мастер-классов. Полученные при этом знания будут полезны им в соревновании за «Поющую маску – 2020». И несомненно пригодятся в работе на профессиональной сцене.

«Актерское мастерство языком пластики»
Вторым крупным событием стал XII международный конкурс-фестиваль «Актерское мастерство языком пластики». Он проходил в РГИСИ с 23 по 27 апреля. Созданный в 1999 г., он всего пять лет тому назад закрепился в статусе ежегодного конкурса-фестиваля, а в 2017 г. обрел статус международного. В конкурсе оцениваются достижения студентов в таких дисциплинах, как танец, сценическое движение, сценическое фехтование. Так же называются и номинации, с единственным дополнением — «пластический перформанс». Как и «Поющую маску», «Актерское мастерство языком пластики» судит международное жюри. Однако если «Маска», будучи пока более известным конкурсом, каждый год собирает все больше заявок и делает основной акцент на соревновании вокалистов, пластический конкурс в этом году мог похвастаться большой программой мастер-классов. Это были занятия для студентов по йоге, современному танцу, движению на сцене, искусству сценического боя на шпагах с педагогами, танцовщиками и режиссерами из Великобритании, Германии, Италии, Финляндии, Швейцарии. Участвовать в них мог каждый конкурсант, а увидеть — любой желающий. В афише фестиваля были учебные постановки «Меta-Андерсен» (пост. Я. Тумина и А. Балсанов), «Наш Петербург» (пост. А. Вученович), «Всё, что угодно!» (пост. Ю. Озерский и Т. Селянинова), в том числе вечер пластических спектаклей: «Юноша и Смерть» (пост. Л. Фадеева), «Моцарт и Сальери» (пост. Г. Тростянецкий), «Дело в шляпе» (пост. П. Кравина). Конкурс «Актерское мастерство языком пластики» в нынешнем году привлек более двухсот будущих актеров и режиссеров из театральных вузов России, Финляндии и Китая.
Торжественное объявление победителей состоялось на гала-концерте 27 апреля в Учебном театре «На Моховой». Обладателями Гран-при конкурса 2019 года стали студенты актерско-режиссерского курса С. Я. Спивака (РГИСИ) — Дарья и Мария Вершинины и Никита Кругляк — с танцевальным номером «Сестра» на музыку Вольфганга Амадея Моцарта. Специальные призы от заведующего кафедрой пластического воспитания, команды продюсеров и студенческого жюри также получили студенты РГИСИ, мастерской С. Я. Спивака (номера «Перед рассветом» и «Плач гитары»), и Екатеринбургского государственного театрального института (миниатюра «Хватит»). Еще одним специальным призом председателя жюри народного артиста Альберта Галичанина была награждена педагог РГИСИ С. С. Ваганова «За разнообразие режиссерских решений» в номерах, представленных на конкурсе. В числе лауреатов и дипломантов оказались студенты театральных вузов, институтов искусств и консерваторий Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Саратова, Челябинска и Ярославля.
Конкурсы «Поющая маска» и «Актерское мастерство языком пластики», как и многие крупные события РГИСИ в 2019 году, проходили под эгидой 240-летия института. Их задача — не только продемонстрировать вклад петербургской театральной школы в отечественную культуру, но и представить современные проекты для студентов, профессионалов театра и зрителей.

Марина ХУДЯКОВА,
Вита ЧУШКИНА
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~hBR33


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник