Институт наставничества: как потенциальные работодатели поддерживают российских студентов

Фото: https://minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=2804

Фото: https://minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=2804

13 Июля 2020

Институт наставничества: как потенциальные работодатели поддерживают российских студентов

Важным элементом системы вузовского образования является система наставничества. Наставником или ментором студента может стать, например, выпускник университета, который представляет крупную компанию города, края или области, где находится вуз. О наставнической работе в высших учебных заведениях страны рассказываем в нашей подборке. 

Тульский государственный университет 
Потенциальные работодатели выпускников ТулГУ внедряют программы наставничества с целью поиска и поддержки талантов, подготовки кадров к решению реальных производственных задач.
Ряд курсов организован крупнейшими предприятиями оборонной промышленности Тульской области. В вузе реализуются как отдельные курсы, так и производственные модули в рамках университетских дисциплин. Часть занятий проходит на территории предприятий.
Ведущие предприятия ОПК региона ежегодно проводят отбор талантливых студентов, которым назначаются именные стипендии. С этими ребятами работают представители предприятий, приглашают их принять участие в совместных проектах. 
Система наставничества активно развивается в сфере информационных технологий. IT-компании региона, многими из которых руководят выпускники ТулГУ, организуют для студентов курсы, которые встраиваются в расписание учебных занятий. Так, компания Smartech запустила курс лекций по мобильным разработкам, дополнительные курсы по C++ и Xamarin, а компания SENLA проводит регулярные занятия по Java.
«Банковская школа» – совместный проект Тульского университета с банком ВТБ. В течение одного семестра на базе вуза проводятся специализированные занятия, по итогам которых слушатели проходят тестирование. В случае успешной сдачи студентов приглашают к постоянному сотрудничеству. 
Похожий проект ТулГУ реализует совместно с «Многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг». Специалисты МФЦ проводят регулярные занятия и приглашают студентов на стажировки. Отдельный курс для студентов направления «Юриспруденция» организован Следственным управлением Следственного комитета России по Тульской области. 
«Система наставничества на традиционных тульских производствах существовала всегда, и сегодня она переживает определенный ренессанс. Активно включаются в эту работу и новые компании, предлагая оригинальные подходы к подготовке студентов. С каждым работодателем мы обсуждаем конкретные проекты, которые воплощаются во взаимовыгодное сотрудничество: выпускник находит интересную работу по своей специальности, а партнер вуза получает грамотного мотивированного специалиста, базовые знания которого подкреплены опытом наставника», – прокомментировал проректор ТулГУ Эдуард Темнов.

Воронежский государственный технический университет
В ВГТУ успешно функционирует Центр развития талантливой молодежи, созданный в 2017 году как один из стратегических проектов вуза. В настоящее время им руководит доцент кафедры цифровой и отраслевой экономики Анна Воротынцева.
Наставническую работу со студентами ведут выпускники вуза разных лет: генеральный директор компании «Союзспецстрой» Сергей Будасов, заместитель генерального директора по экономике и финансам «РЖДстроя» Вячеслав Власенко, заместитель генерального директора инжиниринговой компании «ЭНЕРГОТРАНСПРОЕКТ» Андрей Паненков и многие другие.
«Наставничество играет важную роль в формировании квалифицированных кадров, – подчеркивает проректор по воспитательной работе Антон Ходунов. – Перед вузом стоит ряд задач, в числе которых – соотнесение учебной программы с запросами работодателей. Благодаря наставничеству эта задача может быть успешно решена. С помощью наставника студенты четко понимают свои таланты, и где они могут их применить, учатся оптимизировать свои ресурсы и начинают движение по карьерной лестнице осознанно, с более высоким уровнем мотивации».
Обучающиеся вуза проходят практику на базе предприятий и пишут выпускные квалификационные работы по темам, рекомендованным работодателем. Например, по заказу АО «Союзспецстрой» проектная команда производит детальное изучение и оценку эффективности применения в качестве дорожного покрытия бетонных смесей. Результаты их работы представлены на Всероссийских конференциях. Два года подряд участники команды становятся призерами студенческого форума «Инженерные кадры – будущее инновационной экономики России». 

Пензенский государственный университет
С 2019 года вуз реализует совместный с группой компаний «Дионис» проект по подготовке профессиональных кадров по маркетингу и торговому делу. Проект предусматривает проведение гостевых лекций и встреч ведущих специалистов компании со студентами экономических специальностей ПГУ, организацию стажировок и практик студентов по направлениям подготовки «Менеджмент» и «Торговое дело» на предприятиях ГК «Дионис».
Абитуриентам, поступающим на эти направления подготовки, предоставляется возможность полной или частичной компенсации стоимости обучения в ПГУ за счет грантов и стипендий группы компаний, а также в счет последующего трудоустройства. 
«Подготовка профессиональных кадров – это дорога с двусторонним движением. Участниками должен быть как вуз, так и работодатель», – считает ректор ПГУ Александр Гуляков. По его словам, наставничество со стороны компаний-работодателей в процессе обучения позволит не только сформировать наиболее актуальные профессиональные компетенции, но и позволит погрузить студента в корпоративную культуру еще до непосредственного трудоустройства. 

Северо-Кавказский федеральный университет

В СКФУ реализуются две программы комплексного развития наставничества. В рамках проекта «Н-12» для студентов бакалавриата, специалитета и магистратуры создана внутривузовская сеть дополнительного обучения профессиональным и деловым навыкам, основам управления и документооборота. 
«Этот проект направлен на повышение эффективности системы трудоустройства студентов, – отметил руководитель центра развития карьеры Дмитрий Бондарев. – Многие участники по итогам проекта получили работу, трое обучающихся теперь являются сотрудниками СКФУ. Программа позволяет развивать надпрофессиональные навыки. Студенты приобрели ценный опыт взаимодействия со специалистами, который смогут применить на практике в разных сферах. Мы планируем продолжить реализацию проекта в следующем учебном году». 
В федеральном вузе действует корпус наставников «Н-11». В рамках проекта опытные студенты помогают первокурсникам всех направлений подготовки адаптироваться к учебе в университете. В числе наставников 246 обучающихся. В течение года они помогают своим подопечным адаптироваться к учебному процессу и особенностям общественной жизни в вузе, а также наладить взаимодействие с преподавателями и
одногрупниками.

Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова
В ЧувГУ сложилась эффективная система подготовки инженеров совместно с предприятиями электротехнического кластера. 
«На производствах организованы базовые кафедры, созданы учебно-лабораторные комплексы, оснащенные новейшим оборудованием предприятий-партнеров, лучшие специалисты которых проводят спецкурсы, руководят выпускными квалификационными работами и участвуют в разработке образовательных программ. Потребность в выстраивании индивидуальной образовательной траектории обучающихся с каждым годом возрастает, поскольку запросы индустриальных партнеров меняются в связи со стремительным развитием технологий. На наш взгляд, удовлетворить потребности работодателей и студентов реально, увеличивая объем практических занятий на площадках работодателей», – прокомментировал ректор университета Андрей Александров.
В вузе организована совместная с предприятием электротехнического рынка России «НПП «Каскад» научно-исследовательская лаборатория электро-, радио- и оптических измерений, где проводятся совместные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Учебная лаборатория «Цифровая подстанция» – первая в России лаборатория промышленного цифрового оборудования и технологий для электрических подстанций – создана благодаря помощи партнера вуза «НПП «Экра». Она представляет собой смоделированную копию-тренажер реально действующей в России цифровой подстанции «Медведевская» (Сколково). Лаборатория предназначена для решения исследовательских задач по информационной защите в цифровых подстанциях.
В 2014 году была создана уникальная в России лаборатория для математического моделирования процессов в энергосистеме в реальном времени. Ее создание было поддержано научно-производственным предприятием «Динамика» и ОАО «ВНИИР» в рамках программы «Кадры для регионов». 
Помимо этого, в ЧувГУ имени И.Н. Ульянова действует программа совместной подготовки кадров для ОПК. За 4 года реализации этой программы разработан 31 индивидуальный проект – образовательные модули для решения высокотехнологичных актуальных задач на производстве, по которым обучаются и проходят практику в исследовательских, конструкторских и технологических подразделениях предприятий-партнеров 94 студента-целевика.
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~Mtv96


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник