Игорь Бутман: «Творческий процесс — это вершина, на которую я стараюсь подняться»

Фото предоставлено пресс-службой проекта

Фото предоставлено пресс-службой проекта

8 Апреля 2020

Игорь Бутман: «Творческий процесс — это вершина, на которую я стараюсь подняться»

Предполагаем, что настоящим подарком для женской аудитории нашей газеты станет интервью с создателем одного из самых успешных российских фестивалей мирового уровня «Триумф джаза» — с прославленным саксофонистом Игорем Бутманом. 

Благодаря продюсерскому таланту Игоря Бутмана петербургская и московская публика смогла услышать музыкантов, о появлении которых на российской сцене можно было только мечтать. В фестивале приняли участие легенды мировой джазовой сцены, объединившие поколения и культуры: Элвин Джонс, Гэри Бёртон, Джо Ловано, Маккой Тайнер, Майк Стерн, Билли Кобэм, Ларри Корьелл, Ли Ритенаур, Джошуа Редман, Ди Ди Бриджуотер, Ахмад Джамал, Рэнди Бреккер, Тутс Тилеманс, Джино Ваннелли, Ли Кониц, Take 6, Ленни Уайт, Рой Хэйнз, Дэйв Холланд, Рой Харгроув, Боб Джеймс, Роберт Гласпер и многие другие суперзвезды, по праву представляющие джаз планетарного масштаба. Прошлый год стал знаменательным для карьеры музыканта в качестве руководителя Московского джазового оркестра. Возглавляемый Игорем Бутманом коллектив отметил 20-летний юбилей. А два года назад, в 2018 году, коллектив стал первым в мире оркестром, который выступил на главном джазовом событии планеты — All-Star Global Concert Международного дня джаза. Для нас было большой честью и радостью получить блиц-интервью знаменитого музыканта 
в преддверии XX юбилейного фестиваля «Триумф джаза». Фестиваль откроется в Санкт-Петербурге, продолжится в Туле и завершится трехдневной программой концертов в Москве. Совсем недавно стало известно, что в фестивале примет участие обладательница двух премий «Грэмми» Джейн Монхайт, звезда американской джазовой сцены, каждая пластинка которой — заметное событие. Музыка Джейн Монхайт прекрасно узнаваема, так как она мастерски комбинирует стили и жанры..

— Уважаемый Игорь Михайлович, для нас особенно отрадно, что XX фестиваль «Триумф джаза» откроется в Санкт-Петербурге. Вы ведь тоже начинали свой музыкальный путь именно здесь. Это дань уважения вашим истокам?
— Я действительно родился в Санкт-Петербурге и начал свою музыкальную карьеру в этом городе. Я помню, как стал заниматься джазом и посещал джаз-клуб «Квадрат» и его джазовые фестивали, особенно запомнился знаменитый фестиваль «Осенние ритмы». Для меня всегда было удовольствием встретиться с музыкантами, пообщаться… Джем-сейшены — это особая атмосфера. Мы знаем об огромном интересе у публики в Санкт-Петербурге к искусству вообще и к джазу в частности. Поэтому решили, что, имея возможность привозить таких замечательных музыкантов в Москву, мы можем и должны сделать так, чтобы эти музыканты попали и в Петербург. Мы хотим, чтобы любители джаза Северной столицы прочувствовали атмосферу этой культуры, увидели и услышали лучшие примеры мирового джаза. Было решено проводить фестиваль и в Петербурге — хотя бы один день. Однако замечу, мы организуем здесь и джем-сейшены, и мастер-классы, и другие мероприятия, связанные с джазом. Апофеозом нашей деятельности в Петербурге стало проведение Международного дня джаза в 2018 году. 

— На открытии фестиваля выступит группа Spyro Gyra, которая была создана в 1974 году и до сих пор популярна. В чем, по вашему мнению, секрет успешного долголетия?
— В самом деле, в этом году на фестиваль приедет группа Spyro Gyra, первооткрыватели течения фьюжн. И хотя группа существует очень давно, тем не менее музыканты следят за новыми веяниями, они актуальны до сих пор. И они по-прежнему вместе, что не всегда характерно для групп с таким стажем. Очень важно, чтобы сохранялся состав, сохранялась идеология. Думаю, они всегда будут актуальны. Потому что это потрясающие музыканты и они не стоят на месте. Не почивают на лаврах и не бездействуют, а напротив — находятся в постоянном творческом поиске, несмотря на то, что их хиты — на века. Меня очень радует, что в фестивале принимают участие группы такого масштаба, не однодневки. Группа Spyro Gyra — любимица всех джазовых музыкантов, предпочитающих стиль фьюжн.

— В прошлом году Московский джазовый оркестр, возглавляемый вами, отметил 20-летний юбилей. Какие награды или события являются наиболее значимыми для вас? 
— Наш оркестр существует 20 лет! Главная награда — что он существует, звучит, в коллектив приходит много талантливых музыкантов, которые уже завоевали авторитет во всем мире, но отдают при этом часть своей души Московскому джазовому оркестру и своему руководителю. И это самая главная награда — что мы творим, постоянно совершенствуемся. Музыканты понимают, как важно работать. У нас много различных программ, мы играем разную музыку — и Модеста Мусоргского, и Петра Чайковского, и Хёрби Хэнкока, и Германа Лукьянова, и Николая Левиновского, и Игоря Бутмана. И многих других музыкантов. Мне очень нравится пример Джаз-оркестра Линкольн-центра под управлением Уинтона Марсалиса: там очень много музыкантов пишет для оркестра. Мне тоже хотелось бы простимулировать молодых музыкантов писать для нашего оркестра, некоторые уже создали свои композиции — это Дмитрий Мосьпан, Павел Овчинников, Виталий Соломонов. Так что наша самая главная награда — это музыка. И наша востребованность. На наши концерты приходят поклонники джаза и восхищаются оркестром. Это огромное счастье и огромное удовольствие. Мы постоянно путешествуем по всему миру, буквально две недели назад вернулись из большого тура по Штатам: восемь аншлаговых концертов в самом знаменитом джаз-клубе мира Blue Note в Нью-Йорке, четыре не менее успешных выступления в Балтиморском Keystone Korner, а также концерты в Майами, Лос-Анджелесе, Вашингтоне и Бостоне — везде нас принимали на ура, и уже осенью мы вернемся в США, чтобы повторить успех с моим Квинтетом.

— Что вы исполните на концерте-открытии фестиваля?
— Так как наш репертуар постоянно расширяется, мы сыграем некоторые новые вещи. Одна из них — моя первая композиция, которая была написана еще в Санкт-Петербурге. Она называется «Только сейчас». Также мы сыграем композицию, с которой наш гитарист Евгений Побожий победил в Международном конкурсе гитаристов Института джаза имени Хёрби Хэнкока ACTUAL PROOF («Актуальное доказательство»). Композиции непростые. Мы стараемся показать всех наших солистов, как мы это всегда делаем. Все они находятся в отличной форме. С нами будет коренной петербуржец, солист нашего оркестра Александр Беренсон. Будет очень интересная динамичная программа. Тем более что после крупных гастролей в США мы находимся в очень хорошей форме. Надеемся порадовать поклонников джаза в Санкт-Петербурге. 
С оркестром выступит специальный гость, вокалистка Джейн Монхайт, обладательница двух премий «Грэмми».

— У вас есть «непокоренные вершины»?
— Все то, что я еще не сделал или не готов пока сделать, — это непокоренные вершины. Мы взбираемся на гору, а потом спускаемся, затем снова взбираемся и спускаемся. Творческий процесс — это вершина, на которую я стараюсь подняться, чтобы радовать пок-лонников нашей музыки, радовать тех, кто любит слушать джаз.
Материал подготовила Ксения Худик
Санкт-Петербургский Музыкальный вестник, № 3 (175), март 2020 г.
Источник:  https://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~ZdwqP


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник