Главное — научить решать задачи - Информационный портал

Главное — научить решать задачи

Фото: ПГУПС

Фото: ПГУПС

5 Апреля 2021

Главное — научить решать задачи

На вопросы, связанные с переходом на актуализированные ФГОС 3++, отвечает начальник учебного управления Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС) профессор Татьяна Павловна Сацук.

Начиная с 2009 г. на территории Российской Федерации действуют федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения (ФГОС 3). Стандарты третьего поколения ориентированы на компетентностный подход, использование системы зачетных единиц (ECTS) для создания модульных учебных программ и балльно-рейтинговое построение учебного процесса. Компетентностный подход выдвигает на первый план освоение обучающимися приемов решения практических и профессиональных задач. 
В 2018 г. по ряду направлений подготовки и специальностей были утверждены новые стандарты (ФГОС ВО 3++), а с 2019 г. начался набор обучающихся по актуализированным образовательным программам. В течение 2020 г. Министерство науки и высшего образования РФ утвердило новые стандарты по всем остальным направлениям подготовки и специальностям, реализуемым в ПГУПС. И в 2020/21 уч. г. университет полностью перейдет на подготовку специалистов по новым федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования ФГОС ВО 3++. 

— Татьяна Павловна, в чем отличие актуализированных стандартов ФГОС ВО 3++ от ФГОС ВО 3+?
— Цель актуализации стандартов — это оптимизация результатов освоения образовательных программ с учетом требований профессиональных стандартов. Основное отличие состоит в том, что профессиональные компетенции будут формироваться исключительно на основе соответствующих образовательной программе профессиональных стандартов. 
В ФГОС ВО 3++ появился новый перечень компетенций — универсальные компетенции, которые являются расширением общекультурных компетенций ФГОС 3+. Суть компетенций не изменилась: это знания, умения и навыки, общие для всех направлений подготовки: например, системное и критическое мышление, разработка и реализация проектов, командная работа и лидерство, коммуникация, межкультурное взаимодействие, самоорганизация и саморазвитие. Дополнительно включена компетенция в области экономической культуры, в том числе финансовой грамотности.
В актуализированных стандартах отсутствует достаточно спорное деление на академический и прикладной бакалавриат. Сейчас акцент направлен на развитие практических компетенций во всех типах образовательных программ. В практическую подготовку обучающихся включаются не только практики, но и учебные дисциплины, направленные на получение навыков в сфере будущей профессиональной деятельности. Для этого в рабочих программах дисциплины необходимо предусмотреть практическую подготовку в виде выполнения отдельных видов работ (лабораторные, курсовые работы или проекты).

— Как правильно выбрать профессиональные стандарты, с учетом которых будет разработана образовательная программа? 
— При определении профессиональных компетенций необходимо выбрать профессиональный стандарт из перечня, указанного в приложении к ФГОС ВО. Из каждого профессионального стандарта выделяется одна или несколько обобщенных трудовых функций, соответствующих уровню квалификации, профессиональной деятельности выпускников. Например, по программе «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» целесообразно выбрать два профессиональных стандарта: 08.002 Бухгалтер и 08.023 Аудитор. Для формирования профессиональных компетенций следует определить обобщенные трудовые функции 6-го уровня квалификации: составление и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта; выполнение аудиторского задания и оказание прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью. 

— Как вуз взаимодействует с работодателями, потенциальными заказчиками?
— Взаимодействие университета с работодателями реализуется по нескольким направлениям. Так, их представители участвуют в формировании учебных планов, рабочих программ, которые ежегодно проходят экспертизу у сотрудников производства. Работодатели рецензируют выпускные квалификационные работы (ВКР), являются руководителями ВКР, участвуют в государственной аттестации выпускников, предлагают темы научных исследований и ВКР. 
В целях повышения квалификации по практическим аспектам деятельности и информирования об особенностях организации технологического процесса преподаватели проходят стажировку на базе региональных предприятий железной дороги. Работодатели активно участвуют в формировании лабораторной и практической базы. На базе производственных подразделений железной дороги систематически проводятся практические занятия, реализуется производственная и преддипломная практика обучающихся на основании заключенных договоров со структурными подразделениями ОАО «РЖД». 
ФГОС ВО 3++ демонстрирует возрастающую роль работодателей. Так как стандарт не предусматривает перечень профессиональных компетенций, то возникает необходимость непрерывного мониторинга потребностей регионального рынка труда, а также консультирования с работодателями по вопросам формирования профессиональных компетенций будущих выпускников. Также работодатели участвуют в профессионально-общественной аккредитации с целью признания качества и уровня подготовки выпускников, которые отвечают требованиям профессиональных стандартов и требованиям рынка труда. 

— Изменились ли требования к кадровым условиям реализации программы?
— Да. Исключено требование к доле штатных преподавателей, а также обязательное соответствие базового образования у научно-педагогических работников. 
Отсутствуют требования к наличию у педагогических работников определенного процента ученой степени доктора наук и ученого звания профессора. 
При этом появилось условие, что не менее 70 % педагогических работников, занятых в образовательном процессе, должны вести научную, методическую или практическую работу, соответствующую профилю дисциплины. Критерием выполнения этого требования будет наличие у педагогических работников публикаций с периодичностью не реже чем нормативный срок реализации программ бакалавриата или магистратуры. 

— Что изменится для студентов после введения в действие ФГОС ВО 3++? 
— Студенты, принятые на обучение до введения ФГОС ВО 3++, имеют право продолжить обучение по тем образовательным программам, на которые они поступили. Однако студенты 1-го курса могут, на основании личного заявления, перевестись на актуализированную образовательную программу по ФГОС 3++. Для старшекурсников такой перевод невозможен, так как новые учебные планы существенно отличаются от предшествующих. С 1 января 2021 г. университет осуществляет прием на обучение по программе высшего образования на первый курс только в соответствии с ФГОС ВО 3++.

Беседовала Светлана ЖУТЯЕВА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. 3 (169) МАРТ 2021
Источник:  https://nstar-spb.ru
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~6RC6L


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник