Форум «ПроеКТОриЯ»

29 Декабря 2018

Форум «ПроеКТОриЯ»

С 11 по 14 декабря в Ярославле проходил Всероссийский форум профессиональной ¬ориентации «ПроеКТОриЯ». Главным событием стал Большой открытый урок на тему «Направления прорыва», который провел Президент РФ Владимир Владимирович Путин. В этот же день прошел Ректорский час, участие в котором приняли ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ) академик РАН Андрей Иванович Рудской и руководители других ведущих вузов страны.

Прямую онлайн-трансляцию открытого урока с президентом наблюдали около 6 миллионов учеников из 20 тысяч российских общеобразовательных учреждений. Состоялись также прямые включения из региональных школ. В. В. Путин подчеркнул, что сегодня мы живем в век новой технологической революции, что означает изменения во всем, а не только в технологиях. «Новая технологическая революция дает нам возможность сохранить лидерство там, где мы его давно имеем, в таких отраслях, скажем, как космос, ядерная энергетика, материаловедение и многие другие, и получить новые компетенции там, где они нужны будут для будущего развития, — ¬заявил президент. — Но произойдет это только в том случае, если люди вашего возраста с помощью ваших преподавателей вовремя грамотно будут сориентированы на то, чем заниматься». Вообще, найти себя в жизни — это самое главное, это первый шаг к успеху, уверен глава государства.
Сегодня работа по профориентации достаточно четко скоординирована между разными ведомствами, и форум «ПроеКТОриЯ» яркий тому пример. По словам лидера страны, на поддержку творчества молодых в этом году выделено около 5 миллиардов рублей, гораздо больше, чем в предыдущие годы. «Это те средства государственной поддержки, которые дают вам возможность заявить о себе и сделать первый шаг. И я хочу, чтобы он был у вас удачным», — сказал В. В. Путин.
В Ректорском часе приняли участие руководители ведущих вузов России — Национального исследовательского технологического университета «МИСиС (Московский институт стали и сплавов)», Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» (Московский инженерно-физический институт), Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, Первого Московского государственного медицинского университета им. И. М. Сеченова, Томского государственного университета, Московского технического университета связи и информатики, Московского политехнического университета и Тихоокеанского государственного университета. Однако даже с учетом статуса участников мероприятие прошло максимально неформально. Модератор представила участников и сразу перешла к вопросам, полученным через Интернет и из зала. Вопросы касались поступления и льгот, разработок и направлений исследований в вузах, не обошлось и без вопросов личного характера.
Отвечая на вопрос о том, что ждут сегодня молодые от государства, работодателей, вузов, ректор СПбПУ А. И. Рудской отметил, что важно объединять усилия всех сторон — и предприятий, заинтересованных в подготовке кадров, и образовательных учреждений, и органов власти. «Вам всем сегодня присущ здоровый прагматизм, — обратился ректор Политеха к школьникам. — Вы должны получить хорошее образование, найти работу, обеспечивающую вам карьерный рост, и, конечно, важно самореализоваться. Задача же учебного заведения состоит в том, чтобы ваши амбиции вы смогли реализовать за счет тех знаний — и практических, и теоретических, необходимых инженеру XXI века, — которые вы получите у нас. Мы — за очереди не инженеров на предприятиях, мы — за очереди руководителей ведущих промышленных предприятий за нашими выпускниками».
А какие же знания необходимы инженеру XXI в.? По мнению А. И. Рудского, такому инженеру необходимо иметь мультидисциплинарный уровень подготовки. Учитывая то, что в Политехе придерживаются традиций, сформированных за 120 лет существования вуза, — это обучение через науку и обучение через практику, но внедряют и современные образовательные методы, например онлайн-обучение, работу в проектных командах и т. д., ректор уверен, что университет готовит специалистов, за которыми будущее России. «Сегодня Политех — лидер в области передовых производственных технологий. Неслучайно на нашей площадке создан соответствующий Центр национальной технологической ини¬циативы, — напомнил А. И. Рудской. — И наша задача — выпустить универсального инженера, способного работать на самом современном оборудовании. Мы уже можем говорить о фабриках будущего и виртуальных двойниках, связывать производство и компьютерные технологии, внедрять в работу роботов. Мы готовим специалистов с новыми знаниями, которые понимают, что такое передовые производственные технологии и как управлять наукоемкими производствами».
Вопросы ректору Политеха задавали не только из зала, но и в соцсетях. Так, Анастасия Жукова, одиннадцатиклассница из города Сосновый Бор Ленинградской области, процитировала Гёте: «Наука — это МЫ, а искусство — это Я» и поинтересовалась у Андрея Ивановича Рудского, не оторвано ли, по его мнению, инженерное образование от культурного развития студентов? «Мы серьезно относимся к разностороннему развитию личности», — заверил он. По словам руководителя вуза, все студенты первого курса посещают творческие семестры в Белом зале Политехнического университета, где их знакомят с величайшими творениями классиков. У них есть возможность бесплатно посещать все мероприятия Белого зала, который является концертной площадкой городского уровня. «Конечно, учиться в Политехническом университете сложно и учеба занимает много времени — без этого хорошими специалистами не стать. Но наши студенты могут проявить себя и во внеучебной деятельности. Для этого у нас есть студенческий театр, танцевальные и вокальные объединения, видеостудия и многое другое. Ребята, идите к нам!» — призвал А. И. Рудской. И школьники не упустили уникальную возможность лично пообщаться с ректором Политеха: по окончании Ректорского часа ребята, приехавшие из Тюмени, Самарской области, Москвы и других городов, задавали ему вопросы и долго не отпускали со сцены.
Во время форума «ПроеКТОриЯ» 500 школьников и 150 преподавателей со всей страны получили возможность ознакомиться с лучшими педагогическими практиками и образовательными технологиями, которые помогают ребятам осознанно выбрать свою будущую профессию и целенаправленно ее осваивать. Школьники слушали мастер-классы, участвовали в образовательных шоу и работали над реальными производственными задачами крупнейших компаний России — Роскосмоса, Ростеха, Ростелекома, Фонда «Сколково» и т. д. При этом школьники могли получить консультации тьюторов из ведущих вузов страны — СПбПУ, НИТУ «МИСиС», Московского физико-технического института, Тольяттинского государственного университета и многих других. Каждый из них мог получить представление о той или иной профессии, работая в выбранной лабораторной зоне. На форуме таких зон было шесть — космос, энергетика, информационные технологии, новые материалы, здоровье и транспорт. Практическое решение кейсов помогало ребятам погрузиться в реальную работу и проявить свои способности в выбранной сфере.
Например, в зонах космос, технологии материалов и транспорт были расположены лабораторные площадки Политеха. Здесь школьники смогли посмотреть оборудование, разработанное в нашем университете, — макет многоцелевой платформы беспилотного универсального катера БУК-200 и экспериментальную установку IGE-4. Наши эксперты — доцент Александр Семенча и аспирант Алексей Майстро — общались со школьниками и давали советы по решению кейсов. Как отметили эксперты-политехники, главное, чего они ждут от ребят, — новые идеи. А ведь кейсы от Политеха были действительно сложными: ребятам предложили разработать оптическую среду для визуализации дефектов в алмазах и собрать реальный рабочий макет беспилотного катера. И школьники успешно справились: самостоятельно разработали систему беспилотного управления с использованием технического зрения, спроектировали и смонтировали энергосистему с использованием встраиваемой фотовольтаики. Ученица физико-технического лицея из Долгопрудного Анна Лапина и 10-летний Руслан Петранов из Москвы вместе с командой разрабатывали оптическую систему, которая состоит из драгоценного камня, иммерсионной среды и микроскопа и позволит оптически сканировать весь объем драгоценного камня и создавать его 3D-модель.
Предложенные школьниками решения оценили не только их наставники и ректор СПбПУ А. И. Рудской, но и первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ Сергей Кириенко, заместитель Председателя Правительства РФ по вопросам социальной политики Татьяна Голикова, министр просвещения Ольга Васильева. Подводя итоги форума, А. И. Рудской отметил, что мероприятие нацелено не только на поддержку традиций отечественной инженерной школы, но и на формирование резерва новых профессиональных кадров. И ставку Политех делает именно на таких ребят — талантливых, нестандартно мыслящих, умеющих находить оптимальные решения любых задач.

Инна ПЛАТОВА
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~EU6qf


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник