Алексей Герман – младший – вновь в гостях у Президентской библиотеки

Фото: Пресс-служба Президентской библиотеки

Фото: Пресс-служба Президентской библиотеки

13 Марта 2019

Алексей Герман – младший – вновь в гостях у Президентской библиотеки

В Президентской библиотеке состоялась встреча с режиссёром Алексеем Германом – младшим и художником-постановщиком его киногруппы Еленой Окопной. Творческая пара рассказала о своём пути в кино, азах овладения профессией, а также поделилась с молодёжью мыслями о принципах ремесла, о создании картин.

Аудиторию составили студенты и преподаватели Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, Российской гимназии при Государственном Русском музее, Лицея искусств, школы № 21 имени Э. П. Шаффе и др. В режиме видео-конференц-связи вопросы известным российским кинодеятелям могли задать любители кино из Саранска, Новосибирска, Карелии, Кемерова и других регионов.

Давая советы молодым режиссёрам, Алексей Алексеевич сформулировал, пожалуй, главное: «Можно учиться разному и много у наших талантливых мастеров, в лучших вузах. Но пока ты сам не начнёшь что-то делать, ничего тебе не поможет». Алексей Герман – младший родился в семье прославленной пары – большого мастера кино Алексея Германа и сценариста Светланы Кармалиты. У режиссёра с фамилией Герман непростая судьба, ведь о каких бы работах Алексея-младшего ни шла речь, у собеседника всегда наготове отсыл к фильмам Германа-старшего.

«Надо было с чего-то начинать, нарабатывать профессиональные навыки, – говорит Алексей, – у меня тоже было какое-то количество малого метра. Я сделал фильм „Знамя“ – вполне себе наивное нечто (хотя Кустурица отобрал ленту себе на мастер-класс). И вдруг слышу отзыв одного из наших маститых: „Лёш, ну это хуже, чем фильмы твоего папы“. Что я мог на это ответить? Что относился к этой картине с нежностью и уставал на съёмках так же, как потом при работе с полным метром?.. Кстати, это качество – выкладываться сполна на картине вне зависимости от её метра – сохранилось у меня, видимо, навсегда; по-другому заниматься кино невозможно».

Алексей и Елена учились делать кино в разных вузах, в разное время и у разных мастеров, да и специализации у них были разные: Герман пытался проникнуть в законы театроведения. Елена выбрала организацию кинопроцесса. Но оба оказались способными перевернуть всё в своей жизни, нащупав главное. Герман-младший «в какой-то момент понял, что ему нужно заниматься чем-то более активным», и в 2001-м окончил режиссёрский факультет ВГИКа. А недоучившаяся студентка, встретив Алексея, решила, что он – её университет. Хотя процесс взаимообогащения был встречным, Елена нередко выступает в роли арбитра в сложных творческих вопросах, и ей удаётся обосновать свою правоту.

Неоспорим её вклад в последнюю полнометражную работу Германа-младшего – фильм «Довлатов», в котором Елена Окопная была художником-постановщиком и художником по костюмам, – именно по этим номинациям картина получила награду Берлинского кинофестиваля в 2018 году. Жюри особо отметило достоверность, с которой команда режиссёра воссоздала атмосферу Ленинграда 1960-х.

Фильмография Германа-младшего пока невелика: «Гарпастум», «Бумажный солдат», «Под электрическими облаками» и «Довлатов». Но ведь и начинающие кинематографисты замечательно молоды, полны творческой энергии и готовности категорически «не следовать общей модели траспарентности» («надеюсь, не поддамся», выразился на встрече в Президентской библиотеке Алексей Герман). А это очень многое обещает. Означает нашу будущую встречу с небанальным, точным и вдумчивым кинематографическим прочтением времени.
Источник:  Пресс-служба Президентской библиотеки
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~SE61l


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник